Инновационная политика энергопредприятий
p> С 1990 г. установленная мощность с 213,3*106 кВт выросла всего до
214,1*106 кВт. Падение производства электроэнергии составило с 1082,1*109 кВт*ч в 1990 г. до 827*109 кВт*ч в 1998 г.

Научно-техническая политика РАО “ЕЭС России” ориентирована на повышение эффективности производства, создание предпосылок для устойчивого развития энергосистем и поддержание энергетической безопасности.

Стратегическим приоритетом отраслевых тематических программ является разработка новых видов оборудования и технологий электроэнергетической отрасли ХХI века. Важнейшим событием 1999 г. можно считать одобренное
Миннауки России решение об организации отраслевого внебюджетного фонда
НИОКР в РАО “ЕЭС России”. В 2000 г. формирование фонда НИОКР в рамках РАО
“ЕЭС России” будет завершено и это позволит ускорить продвижение новейших разработок, необходимых электроэнергетике России.

Серийное производство газотурбинных агрегатов большой мощности – техники мирового уровня – откроет путь для существенного технологического обновления стареющих производственных мощностей. Наибольшие успехи достигнуты в освоении газотурбинного агрегата большой мощности–110 МВт.
Успешно завершена 1-я стадия заводских испытаний 1-го образца, в 2000 г. 2- й его образец будет установлен на Ивановской ГРЭС.

Продолжаются исследования в рамках федеральной целевой программы
“Топливо и энергия”, в числе заданий которой предусмотрено создание ряда экологически чистых и экономически эффективных технологий сжигания на ТЭС низкосортных видов твёрдого топлива, а также новых технологий очистки дымовых газов котлов от загрязняющих веществ и утилизации золошлаковых отходов энергетического производства.

В этом отношении особое значение придаётся развитию исследовательских работ, направленных на создание угольных энергоблоков мощностью 300–500
МВт, рассчитанных на работу с суперкритическими параметрами пара. Мировой опыт показывает, что освоение этих установок позволяет на угольных ТЭС без ущерба для окружающей среды достичь значений КПД, сопоставимых с показателями парогазовых установок, работающих на природном газе. Эти работы могут быть ускорены в случае принятия решения о сооружении новой ТЭС такого типа.

В условиях крайнего дефицита средств на инвестиционную и инновационную деятельность Общества, особое внимание уделяется повышению надёжности, экономичности и безопасности действующего парка энергоустановок и продлению его эксплуатационного ресурса. Рассматриваются возможности увеличения доли бестопливных электростанций в общей структуре генерирующих мощностей, техперевооружение и новое строительство ТЭС на основе использования передовых технологий, а также оптимизация загрузки действующего оборудования.

В 1999 г. было продолжено развитие программы российско-японского сотрудничества в области модернизации ТЭС России. Основная цель осуществления программы - повышение эффективности работы ТЭС в интересах уменьшения выбросов в атмосферу диоксида углерода и выполнения обеими странами международных обязательств, вытекающих из Конвенции ООН по изменению глобального климата.

Для оптимизации режимов работы ЕЭС России, вовлечения в баланс дешёвых мощностей электростанций, работающих в изолированных районах, и уменьшения потерь в период до 2005 г. намечается ввести около 5 тыс. км линий электрических связей напряжением 500–1150 кВ и выше. Сооружение ВЛ 500–1150 кВ “Сибирь–Урал–Центр” позволит использовать в балансе ЕЭС России дешевую электроэнергию сибирских электростанций.

Наряду с этим прилагаются усилия по восстановлению параллельной работы энергообъединений в рамках бывшей ЕЭС СССР, эффективному их функционированию на новых принципах, а также по интеграции ЕЭС России с другими энергетическими системами Евроазиатского континента.

Состояние ТЭК во многом определяется проблемами финансово- экономического характера. Финансовая дестабилизация в отраслях ТЭК из-за роста неплатежей со стороны потребителей продукции комплекса ведет к росту задолженности предприятий отрасли в бюджеты всех отраслей и внебюджетные фонды. При повышении дебиторской задолженности ТЭК лишается возможности финансирования инвестиций, что становится особенно остро ощутимым в условиях старения и высокой изношенности основных фондов, приводящих к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и даже невозможности простого воспроизводства.

Снижение доходности бюджета представляет собой еще одну угрозу безопасности как энергетической, так и экономической. Неплатежи предприятий относятся практически ко всем видам их обязательств, в том числе и в бюджеты всех уровней. Это приводит к росту задолженности потребителей бюджетной сферы за полученные энергоресурсы. Кризис платежей и ослабление платежеспособного спроса потребителей приводит к тому, что они оплачивают только около половины поставляемой им энергии.

Несмотря на имеющиеся трудности и негативные явления в топливно- энергетическом комплексе ТЭК в целом справляется с задачами по поставке топливных и энергетических ресурсов предприятиям и населению страны. ТЭК продолжает оставаться стабилизирующим фактом в экономике. Следует отметить, что в ТЭК неплатежи покупателей продукции комплекса в 1,5 раза превышают долг ТЭКа поставщикам, тем самым предприятия ТЭКа являются кредиторами отдельных отраслей экономики.

За последние годы энергоемкость валового внутреннего продукта увеличилась на 15-16%, электроемкость - на 30-32%. Сегодня повышение эффективности использования энергии - не просто способ снижения издержек, а важнейший рычаг подъема экономики. В соответствии с Федеральной целевой
Программой «Энергосбережение России» за период 1998-2005гг должно быть сэкономлено 285-370 млрд.кВтч электрический и 340-425 млн. Гкал тепловой энергии, 205-275 млн.тут.

Существенный вклад в достижение поставленных целей может внести электроэнергетика. Снижение эффективности работы отрасли стало отчетливо проявляться в последние годы в виде роста коммерческих потерь энергии
(увеличились на 9-11 млрд. кВт*ч), ухудшения загрузки оборудования, увеличения численности персонала в отрасли, падения конкурентоспособности предприятий электроэнергетики (в 1997 году вводы мощностей у независимых производителей на 120 МВт превысили вводы в отрасли).

В перспективе имеется тенденция на углубление проблемы, чему будет способствовать старение оборудования (к 2005 году выработает свой ресурс около 40% к 2010 году - 55% действующих мощностей), снижение объемов и эффективности инвестиций в электроэнергетику (за 1991-97гг. объем инвестиций в сопоставимых ценах снизился в 6 раз, а удельные капвложения на единицу вводимых мощностей увеличились втрое), проблема неплатежей.

В этих условиях важнейшей задачей является существенное повышение эффективности электроэнергетики при минимизации затрат на ее функционирование и развитие. Один из способов ее решения - разработка
Программы энергосбережения как системы мер по повышению эффективности использования топлива и энергии в отрасли и снижению их потерь.

Повышение энергоэффективности электроэнергетики требует комплексного решения экономических, организационных и технических задач и неразрывно связано с повышением общей эффективности функционирования и развития отрасли.

Стратегическими экономическими и организационными задачами являются следующие:
> Решение проблемы неплатежей и обеспечение соответствия тарифов реальным затратам на производство и транспорт энергии и ее реальной потребительской ценности (обеспечивает действенные стимулы к энергосбережению как у потребителей, так и в отрасли);
> Нормализация инвестиционного климата (обеспечение «прозрачности» АО энергетики, формирование механизма обеспечения гарантии возврата инвестиций) для привлечения внешних источников инвестиций;
> Создание механизма стимулирования энергоэффективности в отрасли

(комплекс экономических, организационных и административных мер, обеспечивающих выявление резервов роста энергоэффективности и их реализации);
> Расширение использования возможностей управления спросом (управления режимами, энергосбережения у потребителей и участия в строительстве независимых источников энергии в той степени, в которой это выгодно АО- энерго);
> Создание системы финансирования энергосбережения на основе использования всех доступных источников средств.
Решение перечисленных экономических и организационных задач позволит реализовать имеющиеся в энергетике резервы роста энергоэффективности.

Стратегическими задачами в области энергосберегающей технической политики в производстве и транспорте электрической и тепловой энергии являются:

> Повышение технического уровня электроэнергетики (проведение эффективного техперевооружения и реконструкции вырабатывающих ресурс действующих электростанций и строительство новых на базе современных технологий) (потенциал экономии топлива - 20-25 млн. тут в год);

> Развитие электрических сетей для оптимальной загрузки наиболее экономичного оборудования и снижения потерь на транспорт электроэнергии (потенциал экономии топлива и энергии - 7-8 млн. тут в год);

> Развитие теплофикации (увеличение комбинированного производства электрической и тепловой энергии и участие в создании теплофикационных систем на современной схемной и технологической основе) (потенциал экономии топлива – 10 млн. тут в год);

> Вытеснение органического топлива путем увеличения доли в энергетическом балансе ГЭС и нетрадиционных источников энергии

(потенциал экономии топлива - 7-8 млн. тут в год);

> Снижение расхода энергии на технологические нужды и потерь при транспорте электрической и тепловой энергии (потенциал экономии топлива и энергии - 8-9 млн. тут в год);

> Повышение экономичности действующего оборудования) (потенциал экономии топлива - 20-25 млн. тут в год).

Теоретический потенциал экономии топлива и энергии за счет реализации перечисленных стратегических направлений составляет примерно 70 млн.тут в год и может быть реализован в течение 15-20 лет, однако требует затрат в сумме более 380 млрд.руб за период (цены января 1998г). Снижение расходов топлива и энергии на 70 млн.тут обеспечивает снижение топливной составляющей себестоимости на 27% и предотвращает выброс в атмосферу около
1 млн.т загрязняющих веществ, 8 млн.т золошлаковых отходов, 100 млн.т СО2.

Ожидаемые уровни потребности экономики страны в электрической и тепловой энергии могут быть обеспечены с меньшими затратами при условии широкого применения управления спросом потребителей. Стратегическими задачами технической политики в области управления спросом являются:

> Использование организационных и технических средств управления электрическими и тепловыми нагрузками (режимами) потребителей для оптимизации загрузки энергетического оборудования, уменьшения потребности во вводе пиковых мощностей и покупке пиковой энергии с оптового рынка;

> Оснащение потребителей приборами учета расхода электрической и тепловой энергии для снижения коммерческих потерь энергии;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать