Иностранные компании могут выдавать средства не только российским
фирмам, но и властям. Поскольку местные администрации обычно не располагают
достаточными валютными средствами для возврата кредита, то подобные
соглашения могут заключаться на бартерной основе. Например, администрации
Кемеровской области заключила с итальянской фирмой Fata договор на поставку
оборудования для АПК региона стоимостью $202 млн. Кредит будет погашаться в
результате экспорта угля и другой продукции, соглашение о реализации
которой подписано с другой итальянской фирмой[40].
В целом, анализируя вышеизложенное можно сказать, что методы,
применяемые иностранными инвесторами при вложении средств, определяются
тем, что иностранный капитал стремится:
1. контролировать использование вложенных средств (контролировать структуры, в которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;
2. по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от экономического положения российского предприятия-партнера;
3. перевести отношения со структурой, управляющей вложенными деньгами, на западные стандарты;
4. свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же методы, что и российские).
4. ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ПЕРЕД ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ НА СЕГОДНЯШНЕЕ ВРЕМЯ
Главной проблемой к 1998 г. для иностранных предпринимателей в России
явились налоги. Как говорит, Питер Чэроу, исполнительный директор
Американской торговой палаты в России, - «Налоговая система гораздо важнее
для них, нежели то, остаются или уходят из правительства Козыревы или
Чубайсы»[41].
Работа по созданию налоговой системы в России началась лишь в 1992 году
и началась фактически с нуля, потому что при прежней системе в ней просто
не было нужды. Этот процесс неизбежно сопровождался некоторой хаотичностью:
то принимался закон, то издавался президентский декрет или постановление
правительства, то рассылалась инструкция или разъяснительное письмо. В
результате органичная и рациональная система отсутствует, налоговый пакет
противоречив и постоянно и непредсказуемо меняется. Компания, даже если
она хочет честно платить налоги, не всегда знает, как именно нужно платить.
Более того, сами налоговые инспектора далеко не всегда способны дать точные
разъяснения. Да, налоги в России очень высоки, но главное - они непонятны
и непредсказуемы. С такими налогами очень трудно планировать бизнес.
Скажем, вы видите, что какой-то продукт выгоднее производить здесь, а не
импортировать. Вы вкладываете 50 или 100 миллионов долларов в строительство
завода, но через два года ситуация с налогами меняется до такой степени,
что не начавшееся еще производство уже теряет смысл. Разве можно идти на
масштабные долгосрочные инвестиции, если нельзя поручиться за стабильность
налогов на ближайшие два года, не говоря уже о 10-20-и годах?
Инвесторы считают, что, пока не сложилась эффективная система прозрачных и стабильных налогов, надо широко использовать, как они называют, принцип «дедушкиной оговорки», которая гарантирует инвестору налоговую стабильность на заранее оговоренный срок. Кстати, на этот счет был специальный указ Президента Ельцина №.1066 от сентября 1993 года[42]: в нем было сказано, что в течение пяти лет инвесторы будут защищены от неблагоприятных изменений в налоговой сфере - по крайней мере, те из них, которые уже действовали в России на момент принятия указа. Налоговые службы полностью проигнорировали этот указ. С тех пор появились десятки неблагоприятных налогов (самый показательный пример - налог на превышение фонда зарплаты), которые благополучно применяются ко всем иностранным компаниям. Пока формируется законодательная база, пока российская экономика приобщается к рынку, инвесторы, готовые рисковать большими деньгами, должны быть как-то защищены на весь переходный период, чьи временные рамки определит правительство. Вполне подходящим инструментом для этого является «дедушкина оговорка», которая создает для инвесторов более комфортную обстановку.
С налогами тесно связана проблема бухгалтерии. Российская бухгалтерия никогда не обсчитывала прибыль, а только оборот. Поэтому, скажем, нынешний российский налог на прибыль (35 процентов) никак не сходится с принятым в мире, поскольку в прибыль включаются многие операционные, производственные издержки.
Например, компания не может здесь вывести из налогообложения расходы на рекламу, на профессиональное обучение и подготовку кадров для компании, на поездки своих коммивояжеров по российским регионам. Она не может исключить плату за кредит, который она взяла, чтобы построить в России фабрику.
Кроме того, если я построил фабричное здание, то, по российским
стандартам, срок его амортизации превышает сто лет - то есть здание
окупится через сто с лишним лет. В США и Великобритании срок амортизации
здания - примерно 25 лет. В большинстве стран промышленное оборудование
амортизируется за пять лет, а в России - за 25! Конечно, через четверть
века оборудование физически еще может сохраниться - но как далеко уйдет к
тому времени технология? В 1994 году общая выручка одной американской
компании - производителя потребительских товаров - составила в России 175
млн. долларов. Выставленный ей общий налоговый счет достиг 115 млн.
долларов! Эта компания сейчас продает в России товары, которые ввозит из
Великобритании. В компании задались вопросом: если поставить завод в России
и наладить производство тех же самых продуктов, то будет ли это
рентабельно? Сделали подробные расчеты, и получилось следующее: чтобы
сохранить нынешнюю норму рентабельности, придется, при действующих налогах
и бухгалтерских правилах, продавать те же самые, но произведенные в России
товары на 26 процентов дороже. Кто захочет вкладывать 200 млн. долларов,
ставить завод и нести одни убытки? Кто захочет нанимать русских рабочих и
обеспечивать заказами русских поставщиков?[43]
В такой обстановке невозможно вести прибыльный бизнес. Те компании, которые сообщают о годовых продажах в России на 100, 200 или 400 млн. долларов, на самом деле не получают никакой прибыли. Они действуют здесь ради перспективы, ради того, чтобы утвердиться на рынке, который заявит о себе через 10-20 лет.
Спросите бизнесменов, которые занимаются промышленным оборудованием или потребительскими товарами, нефтью или транспортом, и все они в один голос скажут: главное, что нужно сделать, - это изменить налогообложение и бухгалтерию.
В нынешних российских налогах отразилась не чья-то злая воля или полная
некомпетентность, но вполне объективные трудности, с которыми столкнулось в
последние годы государство. Во-первых, как я уже говорил, все делалось с
нуля и в большой спешке. Чрезвычайно быстрое развитие рынка не оставляло
времени сесть, спокойно поразмышлять и сочинить нечто обстоятельное,
рациональное и внутренне не противоречивое. Налоги вводились с ходу, с
колес. Второй важный момент - финансирование государственного бюджета. В
прежние времена государство было единственным импортером и делало прибыль
на всем, что ввозилось в страну и продавалось на внутреннем рынке. Потом
все вдруг изменилось, внешняя торговля приватизировалась, и госбюджет
оказался без наполнения. Пришлось срочно принимать крутые фискальные меры.
В стране плохие дороги - вот вам дорожный налог. Слишком много платите
своим работникам - платите государству за перерасход зарплаты. И так далее.
Это были отчаянные меры, но вызванные действительно чрезвычайными
обстоятельствами. Сейчас ситуация входит в более спокойное русло.
Другой очень серьезной проблемой в наши дни для иностранного бизнеса в
России остается защита интеллектуальной собственности. Можно легально
купить продукцию «Микрософта» в магазине, но можно пойти в выходной день на
рынок и приобрести CD-ROM с программами «Микрософта» всего за 60-70 рублей.
И американская компания, которая вложила в свои разработки колоссальные
интеллектуальные и технологические ресурсы, не получит из этих 60-70 рублей
ни копейки.
В США еще не выпущена видеокассета с новым фильмом, а в Москве она уже продается в киосках на каждом углу. Есть и фильмы, явно отснятые на видеокамеру прямо в кинотеатре, потому что вы видите головы зрителей, сидящих впереди видеопирата. Значит, и иностранный развлекательный бизнес здесь не защищен.
Одна из крупнейших американских компьютерных компаний собирается
закупать в России и экспортировать некоторые компоненты для компьютеров.
Что еще важнее, она хотела бы организовать в России сборку своих
компьютеров. Но руководители компании просто боятся передавать свои чипы и
рабочие узлы для производства на российское предприятие.[44] Что, если
директор с черного хода вынесет их запатентованные узлы, передаст их своему
двоюродному брату, у которого есть свой завод по соседству, и тот начнет их
производить и продавать в десять раз дешевле?
Они были бы готовы вложить сотни миллионов долларов и организовать производство на каком-нибудь оборонном предприятии, которое сейчас просто стоит, обеспечить его работой и прибылью. И сдерживает их только одно: страх утратить контроль за своим продуктом. Беззащитность интеллектуальной собственности представляет колоссальную проблему не только для иностранцев, но и для самих русских. У нас есть блестящие ученые с уникальными разработками во многих областях знания. Открытия сделаны, но, как водится, не воплощены в коммерческие продукты. И вот, представьте, приходит в вашу лабораторию какой-то иностранец и знакомится с вашей разработкой. «Да, - лениво говорит он, - это любопытно. Я, пожалуй, это возьму. Вот вам пять тысяч долларов». Он выкладывает деньги, забирает ваше изобретение и спокойно уходит, хотя душа у него поет: он твердо знает, что его компания заработает на этом сотни миллионов.
Можно назвать еще одну не до конца урегулированную проблему. Это
сертифицирование. Российские промышленные стандарты, как известно,
отличаются от международных. Может быть, они и не хуже, но они просто
другие. Всемирная торговая организация требует, чтобы все ее члены
приводили свои национальные стандарты в соответствие с требованиями
Международной организации по стандартам.
Но совмещение стандартов - долгий и сложный процесс. Поэтому
иностранным компаниям при вступлении на российский рынок обязательно нужно
проводить сертификацию своей продукции. Соответствующие российские
лаборатории и агентства были сняты с бюджетного финансирования и должны
сами себя содержать за счет платы, взимаемой с клиентов. Иностранные
компании не возражают и готовы платить. Проблемы возникают с размером
оплаты. За сертификацию с иностранцев берут примерно в тысячу раз больше,
чем с российских компаний. Например, одна компания заключила контракт на
поставку оборудования для нефтедобычи. Когда она обратилась в подразделение
Гостехнадзора, там сказали: да, конечно, мы все сделаем, но цена - 5
процентов от суммы контракта.[45] То есть вместо нормальной сертификации
оборудования с разумной оплатой по номенклатуре выставляется совершенно
необоснованная и громадная сумма - поскольку речь шла о многомиллионном
контракте.