1998 г. N 1178". Оно принято 4 июня 1999 года. В нем закреплена возможность частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на покупку объекта лизинга. Механизм такой компенсации за счет госбюджета разработан.
В нем оговорены величина частичной компенсации - не более 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка РБ - и критерии выбора инвестиционных проектов.
Они прежние: импортозамещение, экспорт, создание рабочих мест. Частичная компенсация лизингополучателю расходов по выплате банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга осуществляется на договорной основе. При этом договор является четырехсторонним: банк-кредитор - лизингодатель - лизингополучатель - министерство.
Поддерживая развитие лизинга, государство экономическими методами обеспечивает целевое использование инвестиций, которые направляются в производственную сферу.
2. Внешние источники финансирования
В Беларуси инвестиции могут осуществляться путем:
- создания предприятий с долевым участим иностранного капитала
(совместных предприятий);
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, до лей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;
- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежный инвестиции это нечто большее, чем простое
финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне
необходимо Беларуси. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ
повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий.
Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой
новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на
миро вой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не
одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за
счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении
портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить
компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.
Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило,
крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.
Вкладывая капитал, он считает, что Бнларусь - самое подходящее место для
выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на белорусском
потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом
рынке. РБ необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов
инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению
производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во
все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной
монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения
должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток
следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией
национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка
леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети,
дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь.
Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран,
в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать
альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала.
Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они
увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы
оправданным:
1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;
2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100 процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля белорусской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных иностранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в Беларуси практически нет.
2.1 Инвестиционный климат Беларуси
Валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения в
самой бедной стране Европейского Союза – Португалии, в 2000 году составлял
10700 долларов, в то время как в Беларуси – 7550 долларов. При сохранении
существующих ежегодных темпов роста ВВП в обеих странах (соответственно
3,7% и 4,1%) Беларуси потребуется около 100 лет для того, чтобы
сравняться с Португалией по уровню жизни. Решить задачу догоняющего
развития страна может только на основе ускорения экономического роста,
главным источником которого являются капитальные вложения. В этой связи
озабоченность Правительства республики поиском, мобилизацией и
привлечением инвестиций кажется, на первый взгляд, вполне обоснованной.
Однако является ли именно дефицит инвестиций тормозом экономического роста
страны? И если инвестиции действительно необходимы для развития Беларуси,
то при каких условиях и в каких объемах они могли бы поступить в страну?
Для ответа на эти вопросы обратимся к международному опыту.
Последние исследования Всемирного банка показали, что между темпами
роста ВВП и капитальных вложений, хотя и существует положительная
взаимосвязь, но она не носит четко выраженного характера. На рисунке 2.1,
обобщающей опыт развития 160 стран в 1950-1990 гг., виден большой разброс
данных: страны с более низкой долей накопления в ВВП демонстрировали
быстрый темп роста и, напротив, страны с высокой инвестиционной активностью
развивались более медленными темпами. Очевидно, что феномен экономического
роста нельзя объяснить только объемами инвестиций, хотя последние и
являются фактором, наиболее тесно коррелирующим с ростом ВВП. Таков вывод
Всемирного банка, в который, кстати, хорошо вписывается опыт последнего
десятилетия существования СССР, когда доля фонда накопления в национальном
доходе страны достигала 29%, а темпы роста экономики приближались к нулю.
Рисунок 2.1
Концепция Всемирного банка нашла подтверждение и в опыте переходных стран, успешно решивших проблему ускоренного экономического роста. В настоящее время Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Эстония по уровню жизни населения быстрыми темпами догоняют арьергард стран Европейского Союза. И как показывает анализ, инвестиции в этом играют хотя и важную, но не определяющую роль. Рисунок 2.2 характеризует сравнительную динамику прироста инвестиций и ВВП (оба интегральных показателя в расчете на душу населения) по четырем переходным странам и Беларуси.
Как видно из Рисунка 2.2, до середины 90-х гг. в Чехии, Эстонии,
Венгрии и Беларуси прирост инвестиций на душу населения был примерно
одинаков, а в Польше – почти в 2 раза ниже. Тем не менее, в 1996-2000 гг.
все перечисленные страны сумели значительно обогнать Беларусь по темпам
экономического роста и обеспечить к концу десятилетия в 1,5-2 раза более
высокий, чем в нашей стране, уровень жизни населения. Следовательно, с
точки зрения конечных социально-экономических результатов более важным
оказался не объем инвестиций, а некие иные факторы роста. Какие же
условия, с одной стороны, общие для экономики Чехии, Эстонии, Венгрии и
Польши, а с другой, отсутствующие в Беларуси, позволили задействовать
дополнительные движущие силы экономического роста? Ответ может быть только
один - либеральная экономическая среда и уровень развития малого бизнеса.
Действительно, в результате системных реформ, проведенных в начале 90-
х гг., в этих странах произошла либерализация цен, изменилась налоговая
система, упростилась процедура создания новых предприятий, усилились
законодательные гарантии имущественных и контрактных прав, возникли новые
институты финансового посредничества. Все это создало условия для
стремительного развития малого бизнеса. Если в Беларуси за 10 лет доля
малых предприятий в общей численности занятых не смогла подняться выше
12%, то в Польше она увеличилась с 17 до 55%. Такими же высокими темпами
шло формирование предпринимательского сектора в Чехии, Венгрии, других
странах Восточной Европы и Балтики. Параллельно с увеличением числа малых
предприятий изменялась их роль и тот вклад, который они вносили в
обеспечение экономического роста страны.
На первом этапе реформ малые предприятия выступали в качестве своеобразных "чистильщиков" государственного сектора. Арендуя у государственных предприятий площади, приобретая у них изношенные, но еще жизнеспособные оборудование и инвентарь, приспосабливая для своих нужд неиспользуемые помещения и вовлекая в хозяйственный оборот все пригодные материалы, в т.ч. и отходы, малый бизнес способствовал более эффективному использованию ресурсов страны. При этом частные фирмы нередко становились подрядчиками более крупных предприятий, обеспечивая их комплектующими и деталями, выполняя для заказчиков опытно-конструкторские работы и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко реагирующие на спрос малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью и высокой производительностью, осваивали те экономические ниши, которые были недоступны крупным производителям. Подобно трудолюбивым муравьям, малый бизнес расчищал и облагораживал почву, делая государственный лунный ландшафт более пригодным для жизни. На Рисунке 2.2 этому периоду соответствуют 1991-1995 гг., когда инвестиции не приносили адекватной отдачи, увязая в трясине еще не реструктуризированного государственного сектора. Можно предположить, что эффективность инвестиций была бы еще ниже, если бы не малый бизнес, который способствовал росту производства без дополнительного финансирования и тем самым смягчал спад, вызванный структурными реформами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9