Инвестиции в РБ
p> Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих иностранных капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию того, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что любые изменения не ухудшат коммерческих результатов его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект, по данному соглашению.Анализ нынешнего состояния экономики Республики
Беларусь, экспертные оценки свидетельствуют о ее непривлекательности для иностранного капитала (оценка инвестиционного рейтинга Республики Беларусь в различных зарубежных центральных изданиях колеблется в пределах 110—120- го места). Из официальных статистических данных по объемам привлечения иностранных инвестиций в республику, докладов и отчетов миссий МВФ,
Всемирного банка следует, что инвестиционный климат Республики Беларусь оценивается сейчас как неблагоприятный. Бесспорно, до недавнего времени
Республика Беларусь имела довольно развитую промышленность, но мир развивается стремительно, и мы так же стремительно отстаем от него. По оценкам экспертов, износ основных фондов предприятий республики составляет более 80 %. По данным Национального банка, за период с 1997 по 1998 г. объем иностранных инвестиций уменьшился с 197,9 до 143,8 млн. дол. США (или на 27,3 % по сравнению с предыдущим годом), что свидетельствует о снижении интереса зарубежных инвесторов к инвестиционной деятельности в республике.
При этом необходимо отметить, что более половины пришедших в страну иностранных капиталовложений за последние пять лет (240 из 441,5 млн. дол.
США) аккумулировал проект строительства газопровода "Дружба" на территории
Республики Беларусь.

Безусловно, объем поступающих в Беларусь инвестиций во много раз меньше, чем приток иностранного капитала в страны Центральной и Восточной
Европы, где объем ежегодных поступлений достаточно высок (за прошедшие три года от 1,3 до 3 млрд. дол. США). Этому, бесспорно, способствует активный процесс приватизации и продажи крупных объектов государственной собственности (доля иностранных инвестиций в приватизацию колеблется от
23,4 до 60 %), а также хорошие перспективы экономического развития этих стран.

Для эффективного вовлечения в экономику республики иностранных капиталовложений необходимо в первую очередь усилить работу по дальнейшему стимулированию и совершенствованию механизма привлечения иностранных капиталов. Сегодня в республике функционирует целый ряд структур, основной целью деятельности которых является привлечение иностранных инвестиций, как- то: Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно- инвестиционное управление МИД, Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и инвестиций и др. Однако, как показывает практика, работа этих структур малоэффективна, а разработанные ими проекты заранее обречены на неудачу в силу целого ряда причин. Основной серьезной проблемой инвестиционной деятельности сегодня остается качество проработки проектов, необходимое для принятия решения о целесообразности их реализации. Налицо отсутствие четкой государственной политики в этой области, выработанной системы стимулов и поддержки инвестиционных процессов. Переломить эту ситуацию может комплексная и скоординированная внешнеэкономическая политика государства по привлечению инвестиций, дальнейшее совершенствование законодательной базы
Республики Беларусь.

Сегодня, в столь критический момент для экономики Беларуси, делаются попытки найти выход из сложившейся ситуации. Примером тому может служить проведенная в г. Минске 14—15 июня 1999 г. Международная конференция по развитию инвестиционного сотрудничества и торговли между Республикой
Беларусь и Японией, результаты которой дают возможность предполагать, что уже в ближайшее время японскими компаниями будет профинансирован ряд крупных инвестиционных проектов Беларуси. В ноябре 1999 г. в Минске была проведена также Вторая международная конференция по инвестициям.

Внешнеэкономическая деятельность государства по привлечению иностранных инвестиций не есть нечто внешнее по отношению к национальной экономике.
Первая составляет неотъемлемую часть второй, ту ее часть, которая ориентирована вовне. Совершенствование юридической регламентации инвестиционной деятельности не может мыслиться в отрыве от развития общего законодательства. Внешнеэкономическая деятельность проникает внутрь хозяйственного механизма, сегодня уже построенного по законам рынка. И как вывод: наиважнейшее значение для создания надлежащих условий по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь имеет проводимая работа по подготовке законодательных актов в рамках правового обеспечения экономической реформы. Совершенствование нормативно-правовой базы включает: гарантии и защиту иностранного капитала; либерализацию налогового и таможенного режимов; предоставление инвесторам финансовых льгот как через национальное законодательство, так и через международные соглашения; обеспечение личной безопасности и безопасности материальных ценностей.
Сегодня весьма актуальны вопросы либерализации валютного и ценового регулирования, совершенствования законодательства о различных видах юридических лиц, договорах, ценных бумагах и т. д. Как показывает практика, одним из препятствий, сдерживающих приток иностранных инвестиций, является отсутствие надлежащего развернутого регулирования по данным вопросам в сочетании с механизмом его реализации.

Полагаю, что без создания цельной и стабильной правовой базы, которая определяет правила участия иностранного капитала в рамках национальной экономики Республики Беларусь в сочетании с механизмом ее реализации, задача привлечения иностранных инвестиций в объемах, которые могли бы оказать ощутимое влияние на экономический рост, практически невыполнима.

Особую сложность в практике применения внутреннего законодательства республики в области иностранных инвестиций создают его несовершенство, определенная непоследовательность, последующие запреты и ограничения, которых могло бы и не быть в условиях изначальной продуманности нормы права. Совершенно очевидно, что обострившаяся конкуренция за иностранные инвестиции требует дальнейшего совершенствования законодательной базы по привлечению инвестиций в республику. Несмотря на то, что в основном она сформирована, важным доводом в принятии решений инвесторами является тяготение их к налоговым системам, которые прозрачны и накладывают приемлемое налоговое бремя.

Принятие текущих нормативных актов, противоречащих положениям законодательной базы, искажение и некорректное толкование существующих правовых норм создают негативный прецедент и являются причиной восприятия западными инвесторами законодательной базы республики как нестабильной и непредсказуемой. Иностранные инвесторы, как потенциальные, так и уже освоившие свое дело в республике, в качестве главной проблемы, с которой им пришлось у нас столкнуться, определяют не бюрократизм и даже не жесткость, перегруженность налоговой системы, а прежде всего неустойчивость и непредсказуемость законодательно-правовой базы. Наличие даже незначительного количества случаев неадекватного нормативного регулирования традиционно приводит к серьезным экономическим последствиям, поскольку подрывает доверие иностранных вкладчиков и зачастую носит эффект мультипликатора в приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности, а также в отказе от осуществления новых инвестиционных вкладов в республике.

Вызывает озабоченность недостаточно эффективное использование такого инструмента в формировании благоприятного инвестиционного климата, как свободные экономические зоны (СЭЗ). Поэтому крайне важно отработать комплексные подходы к созданию новых свободных экономических зон, установлению тесного информационного, технического и иного сотрудничества с технопарками Европы и других регионов мира с целью плотной интеграции в существующую систему обмена передовыми технологиями. Необходимо обязательное согласование принимаемых законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность резидентов зон с Министерством иностранных дел или Министерством экономики, что в свою очередь обеспечит стабильность правового поля. Кроме того, необходимо информировать администрацию СЭЗ и заинтересованные министерства и ведомства о планируемых к принятию нормативных актах, а затем оперативно рассматривать внесенные ими предложения по изменению этих нормативных актов в соответствии с законодательством о СЭЗ.

Стабильная экономическая ситуация — одно из основных условий привлечения иностранного инвестора. Думается, что для стабилизации экономики Республики Беларусь можно принять следующие первоочередные меры:

1) необходимо использовать всю мощь государственных кредитно-финансовых и правовых институтов. Без этого невозможно развитие мелкого и среднего предпринимательства и конкуренции — основной пружины деловой активности;

2) на данном этапе экономического развития республики надо обращаться к опыту налоговых систем развивающихся стран, учитывающих особенности переходной экономики, а не копировать налоговую систему скандинавских стран, облагая налогами всех по наивысшей шкале, так как получается результат, прямо противоположный задуманному: и налоги собрать не удается, и предпринимательство загоняется в угол, из которого нет никакого другого пути, кроме криминального;

3) необходимо использовать более эффективные методы сборов налогов: пусть налоги будут не самыми максимальными с фискальной точки зрения, лишь бы их нельзя было избежать на практике.

К факторам, негативно влияющим на приток иностранных инвестиций в республику, относятся также недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь банковской), высокие темпы инфляции, нестабильность финансово- кредитной системы, ограниченная конвертируемость белорусского рубля, отсутствие единого валютного курса, снижение покупательной способности населения, отсутствие законодательного закрепленного порядка передачи земли в собственность иностранным инвесторам, административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, субъективный подход со стороны руководителей и специалистов органов государственного управления при решении вопросов о распределении фондируемых ресурсов для хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать