Всемирного банка, указывает на то, что в стране осуществилась критическая масса реформ, созданы благоприятные условия для развития бизнеса и подготовлена почва для прихода крупных инвесторов. Таким образом, именно уровень развития малого бизнеса можно рассматривать в качестве интегральной характеристики инвестиционного климата страны. Аргументом в пользу такого утверждения является и тот факт, что кредитные рейтинги, ежегодно присваиваемые странам международным рейтинговым агентством Institutional
Investor, поразительным образом совпадают с уровнем развития предпринимательского сектора в той или иной стране. Так, по итогам 1999 г., при максимальном значении 100, рейтинг Беларуси составлял 11,9,
Венгрии – 55,9, Польши – 56,7, Эстонии – 42,8, Чехии – 56,1.
После того как численность малых предприятий достигла порогового значения, наступает второй этап экономических реформ и время эффективного экономического роста. На Рисунке 2.2 видно, что после 1995 года инвестиции (с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую ежегодную отдачу в виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше быстро сокращать разрыв в уровне жизни со странами ЕС. В этот период малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие, оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным предприятиям. Последние, замыкая на себе технологические цепочки и кооперационные связи сотен мелких производителей, из набора разрозненных деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию, поступающие на мировые рынки. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень специализации и кооперации, соответствующий современной системе организации производства в мире.
Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и
формирование полноценного предпринимательского сектора являются
необходимыми условиями эффективного использования инвестиций. Без создания
указанных предпосылок даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные
"жемчужины" промышленности не смогут обеспечить существенного роста ВВП.
Объясняется это тем, что продукция, полученная в результате реконструкции
таких "жемчужин", поступит на тысячи других не реформированных предприятий
с низкой эффективностью и попросту будет превращена в отходы (к концу
существования СССР на единицу конечной продукции производилось в 8 - 10 раз
больше отходов и соответственно во столько же раз расходовалось больше
ресурсов, чем в развитых странах. С тех пор в странах СНГ мало что
изменилось). Если же продукция реконструированных "жемчужин" будет
экспортирована, то вырученную валюту государство использует опять же на
поддержку неэффективных и убыточных производств, что не даст ощутимого
прироста ВВП.
А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в
стране начался устойчивый экономический рост? Основываясь на
закономерностях, общих для всех переходных стран, можно сделать некоторые
выводы и для Беларуси. Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по
инвестициям в упомянутых странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в
расчете на душу населения инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси
приведут к росту ВВП на 400-700 долларов (по паритетному курсу). Если
учесть, что в настоящее время ВВП на душу населения, как отмечалось выше,
составляет 7550 долларов, то для его увеличения в 1,7 раза (именно такой
темп роста ВВП заложен в проекте Национальной программы привлечения
инвестиций в экономику Республики Беларусь), потребуется около 10 000
долларов в среднедушевом исчислении, или 100 млрд. долларов в целом по
республике. Это в 2,5 раза больше того объема инвестиций, который требуется
Беларуси по прогнозам Министерства экономики.
Таким образом, из анализа опыта переходных стран можно сделать вывод, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи, пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.
2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси
По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские инвесторы намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад осуществляет одна российская компания - РАО "Газпром".
Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для
Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных
ресурсов иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль
потенциального источника капвложений, а с другой - невысокий инвестиционный
рейтинг страны, неустойчивость законодательства и шероховатости
экономической политики государства препятствуют формированию необходимых
условий для частного зарубежного инвестора.
По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси зарегистрировано 77 предприятий с участием российского капитала (или 3,2% от общего числа по республике),
в том числе 67 совместных и 10 иностранных.
Доля российского капитала в объявленном уставном фонде данных предприятий составила около 2 млн. USD, или менее 1% от общего объема по республике, из которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от объявленного. Их создание позволило организовать более 1,5 тысячи рабочих мест (или 2,4% от занятых на всех СП и ИП). Однако с учетом всех зарегистрированных в РБ предприятий с российским капиталом вклад российских инвесторов на самом деле намного больше.
Среди стран СНГ Россия занимает доминирующее положение по количеству созданных совместных предприятий, зарегистрированных облисполкомами в соответствии с национальным режимом регистрации. Оценить размер инвестиций в эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды объявлялись в белорусских рублях в различное время в течение периода, когда были проведены две деноминации.
Наиболее крупным инвестиционным проектом на территории РБ является
строительство газопровода Ямал - Западная Европа, осуществляемое РАО
"Газпром" совместно с белорусскими субподрядчиками. Согласно данным
платежного баланса, с 1995 года на финансирование данного проекта
перечислено 396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема поступивших в
республику прямых иностранных инвестиций в виде вложений в уставные фонды
предприятий и банков, а также реинвестированных доходов.
Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС российские
позиции не отражают в полной мере стратегического экономического интереса к
Беларуси. Так, на сегодня мы имеем 625 работающих предприятий с участием
инвесторов из стран Европейского Союза, зарегистрированных в МИДе, против
77 из России (отношение 8:1), а соотношение фактически сформированного
уставного фонда составляет соответственно 80:1.
Данные факты объясняются как высокой потребностью самой России в инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями в экономических системах, законодательстве и т. д. Тем не менее с учетом упомянутого выше проекта РАО "Газпром" Россия является безусловным лидером по объемам прямых иностранных инвестиций в РБ.
Отраслевая направленность деятельности белорусских резидентов с долей
российских инвестиций соответствует общереспубликанской тенденции
превалирования промышленного сектора, сложившейся в последние три года.
Значительные прямые инвестиции Россия направляет также в развитие оптовой и
розничной торговли, транспорта и строительства. Это отражает и десяток
крупнейших предприятий (из числа зарегистрированных в МИДе), на долю
инвестиций которых приходится более 80% от общего объема.
Во исполнение Договора о создании Союзного государства между Россией и
Беларусью от 8 декабря 1999 года в рамках создания единого экономического
пространства государства-участники принимают согласованные меры по
поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей
развития и проводят единую структурную политику, в том числе и в сфере
привлечения инвестиций.
В настоящее время правительством Беларуси принято решение и проводится
работа по созданию Координационного совета по иностранным инвестициям при
Совете министров РБ по аналогии с действующим уже пять лет Консультативным
советом по иностранным инвестициям в России под руководством председателя
Правительства РФ. Важно, что такие органы работают во многих странах -
Латвии, Израиле, Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д.
С целью унификации законодательства РБ и РФ в рамках Межпарламентского
комитета РБ, Республики Казахстан, Киргизской Республики, РФ и Республики
Таджикистан в ходе заседаний соответствующей рабочей группы (в октябре 1999
года и в феврале текущего) подготовлен проект модельного Закона "Общие
принципы функционирования свободных экономических зон", который в ближайшее
время будет представлен на рассмотрение постоянной комиссии МПК по
экономике и финансам. Целью принятия модельного закона о принципах
функционирования СЭЗ является определение общих основ и направлений
развития СЭЗ в государствах - участниках Таможенного союза.
2.3 Регулирование иностранных инвестиции.
Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение иностранного капитала, который пока не превратился в фактор макроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по разным оценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства и того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной собственности с участием белорусского и иностранного капитала вообще приходится порядка 1 % основного капитала. Однако важны не только масштабы, но и эффективность использования иностранных инвестиций, их влияние на перспективы развития белорусской экономики.
Государственное регулирование иностранных инвестиций в Беларуси является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9