Результативность инвестиционного процесса зависит не только от объемов инвестиций, но и от их эффективности. В свою очередь, на показатель эффективности инвестиций оказывают влияние динамика и объем трансакционных издержек. Для их снижения необходимо осуществить меры, предусматривающие развитие рыночной инфраструктуры (маркетинг, консалтинг, проектное финансирование, мониторинг инвестиционных проектов, система информации и т.д.); регулирование цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий (услуги железнодорожного транспорта, связи, электроснабжения, арендная плата за производственные помещения, особенно для малого бизнеса); защита собственности и личности инвестора от криминогенной среды и другие.
Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, можно предложить несколько решений этих наболевших проблем.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного “голода” в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции Закона “Об инвестициях”, Закона “О концессиях” и Закона “О свободных экономических зонах”.* Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован
---------------------------------------------------
* Пакет законов принятый правительством РФ в мае 1994 году.
Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок “под ключ”;
- создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода его к полной конвертируемости.
Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных иностранных инвестиций.
6.3. Финансово-промышленные группы как фактор повышения инвестиционной активности российской экономики*
Залогом стабилизации современной отечественной экономики,
-------------------------------------------------------------------
* В данном разделе содержаться выдержки из статьи др. эконом. наук М.А.Сажиной и проф. эк. наук Т.Э.Амброзевича. Журнал “Финансы и кредит” №6 2000г.
усиленной работы предприятий и их развития являются инвестиции в реальный сектор экономики. Однако, финансовые ресурсы ограничены. Помимо этого парадокс российской экономики заключается в том, что российские предприятия, объективно испытывая хроническую нехватку оборотных средств, в то же время располагают ими в больших объемах, чем аналогичные западные фирмы. В такой ситуации повышается значение формирования и эффективного функционирования многоотраслевых структур с системой управления, обеспечивающей достаточную устойчивость и гибкость. Одним из важнейших элементов реструктуризации промышленности сегодня являются финансово-промышленные группы (ФПГ).
Деятельность ФПГ в России регулируется Законом “О финансово-промышленных группах”.* В нем финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях
технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
ФПГ могут в значительной степени способствовать стимулированию капиталовложений в реальный сектор экономики. Во-первых, они позволяют создать стабильность в получении финансовых средств для инвестиционной
------------------------------------------------------
* Федеральный закон от 30 ноября 1995 года.
деятельности благодаря слиянию производства и финансовых учреждений в единую группу. Во-вторых, ФПГ обеспечивают действенность инвестиционных вложений в производство за счет единства и взаимосвязи всех воспроизводственных процессов. Создание финансово-промышленных групп является одним из способов правильно и выгодно организовать производственно-сбытовую деятельность предприятий, получить максимальную отдачу в кратчайшие сроки за счет четко построенной системы распределения ответственности, сфер деятельности между участниками и упорядоченной схемы денежных потоков.
В рамках ФПГ образуется замкнутый цикл расширенного воспроизводства от первоначального финансирования производственного цикла до получения прибыли и ее рефинансирования. Механизм финансовых связей между участниками группы определяется, прежде всего, финансовыми институтами группы, деятельность которых позволяет добиться стабильности и быстрой реакции на происходящие изменения внутри группы и во внешней среде.
Формирование ФПГ обладает высоким экономическим потенциалом развития. С макроэкономической точки зрения, создание, организация и функционирование ФПГ дает возможности для решения ряда задач:
- концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы;
- обеспечения финансовыми ресурсами промышленности, научных, исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ускорения НТП;
- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественного производства;
- осуществления прогрессивных структурных изменений в промышленности;
- формирования долгосрочных хозяйственных связей;
- улучшения инвестиционного климата и стабилизации производства;
- снижения рисков;
- долгосрочного отвлечения финансовых ресурсов с гарантией их сохранения и целевого использования.
Существующие в Российской Федерации ФПГ фактически начали формироваться в 1991 – 1994 гг. и создавались различными путями:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12