Инвестиционная деятельность в Тюменской области

Одним из важнейших актов, регулирующих отдельные виды инвестиционной деятельности стал Закон “О соглашениях о разделе продукции”, который определил правовые основы использования российских месторождений на условиях раздела продукции. Принятый после долгих обсуждений еще в конце 1995г., этот закон, однако, фактически так и не начал действовать. Столь длительная задержка с его вступлением в действие объясняется, что документ содержит положение, согласно которому перечень месторождений и участков недр, предоставляемых инвестору на условиях раздела продукции, должен утверждаться соответствующим федеральным законом. Поскольку отсутствовали методология включения в перечень тех или иных месторождений и ясность относительно критериев их включения, законодательный акт удалось согласовать лишь в 1997г., когда был выбран его компромиссный вариант, воплощенный в последней версии Закона “Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции”.

В законодательно утвержденный перечень в первоочередном порядке вошли семь участков недр: Самотлорское и Красноленинское нефтяные месторождения в Ханты-Мансийском округе; Ромашкинское нефтяное месторождение в Татарии; участок, включающий ряд мелких месторождений на Севере Сахалина; новое Приразломное месторождение на шельфе Печерского моря (Архангельская область); осваиваемое Яковлевское железорудное месторождение в Белгородской области и подготавливаемое к освоению Куранакское золоторудное месторождение в Якутии.

Соглашение о разделе продукции – это механизм привлечения инвестиций на особых условиях, оговоренных специальным соглашением. Расплата за внесенные инвестиции производится не отчислениями прибыли, а  долей добытого сырья. Этот механизм используется в большинстве нефтедобывающих стран мира.

Совет Федерации одобрил Закон “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О соглашениях и разделе продукции”. Согласно новой его редакции, на условиях СРП разрешается разрабатывать до 30% разведанных запасов полезных ископаемых (в прежней версии закона – не более 10%). Закон существенно расширяет права субъектов РФ в части перевода разработки месторождений регионального значения на условия СПР. На местах могут приниматься решения по месторождениям с запасами нефти 25 млн. тонн (в прежней версии – 10 млн.) и газа 250 млрд. м3  (в прежней версии – 50 млрд.).

Однако без утверждения Думой соответствующих поправок в 12 законов РФ закон о СРП не сможет нормально функционировать.

Другим существенным элементом правовой базы инвестиционного процесса выступают законодательные акты субъектов Российской Федерации. Регулирующие в рамках их компетенции определение этого процесса.

В ноябре 1996г. областной Думой был принят закон “О стимулировании инвестиционной деятельности банков”. Он определяет принципы стимулирования приоритетных для Тюменской области видов и форм инвестиционной деятельности банков в целях активизации инвестиционной деятельности в регионе, поощрения кооперации банков в финансировании инвестиционных проектов и программ, а также современных форм их анализа и обоснования целесообразности их финансирования. В целях стимулирования инвестиционной деятельности банков предусматривается снижение налоговых ставок в зависимости от доли кредитных вложений банка, направленных им на финансирование инвестиционных программ и проектов.

В ноябре 1997г. был принят областной закон “О порядке использования средств областного бюджета в качестве заемных средств”. Он определяет правовые основы и порядок выделения на возвратной основе средств областного бюджета в качестве заемных, их использования и последующего контроля. Согласно статье “2” данного закона, при формировании областного бюджета в качестве заемных по строке “Бюджетные ссуды предприятиям и организациям”. Бюджетные средства по этой строке направляются в ходе исполнения бюджета на создание новых, реконструкцию действующих производств, пополнение собственных оборотных средств предприятий с целью укрепления доходов базы областного бюджета и  бюджетов нижестоящих уровней. Финансовая поддержка  из средств областного бюджета предоставляется в целях:

-                     поддержки создания новых производств;

-                     модернизации и технического перевооружения действующих производств;

-                     поддержки действующих производств.

Проблема стимулирования роста эффективности инвестиций особенно актуальна в сырьевых регионах. Кроме того, тут имеется проблема согласования правовых подходов к регулированию инвестиционной деятельности на уровне законодательства субъектов Федерации и нормативных актов федеральных ведомств, которые в изобилии присутствуют на сибирском Севере из-за стратегической значимости региона.

Этим обстоятельством и обусловленая активная деятельность законодательных органов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В 1996г. в ХМАО вступили в действие окружные законы “О недропользовании”, “Об участии ХМАО в соглашениях о разделепродукции при поиске,  разведке и добыче минерального сырья на территории округа”.

Серьезное внимание в регионе уделяют согласованию своих законов с федеральным законодательством. Совместно с федеральными органами проводятся тендеры на предоставление прав пользования недрами на территории области, результатом которых является приток инвестиций.



§ 2.4. Влияние рыночной инфраструктуры на инвестиционную деятельность.

Субъектами инфраструктуры финансового рынка являются банки, товарно-сырьевые и фондовые биржи, финансово-инвестиционные фонды и компании, брокерские и дилерские фирмы. Страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, консалтинговые, аудиторские фирмы и др.

Развитие рыночной инфраструктуры создает условия для более широкого использования таких источников инвестиций, как долгосрочные кредиты. Сбережения населения, эмиссия ценных бумаг, средства негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и других институциональных инвесторов. С точки зрения инвестиций, рыночная инфраструктура нашей области еще недостаточно развита. Об этом свидетельствует низкая доля банковского капитала, институциональных инвесторов и средств населения в общем объеме инвестиций (2%).

На основе выше рассмотренных факторов можно выделить ряд привлекательных сторон Тюменской области для инвесторов:

1.     Богатые запасы природных ресурсов (земельные площади, водные ресурсы, углеводородное сырье, древесина и пр.)

2.     Избыточные мощности по выработке электроэнергии.

3.     Квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила.

4.     Сохранение в области политической и социальной стабильности.

5.     Сильная региональная политика по социальной защите населения.

6.     Разработка регионального законодательства по привлечению инвестиций в регионе.


Глава 3. Пути развития инвестиционной деятельности региона

§ 3.1.Реализация государственной инвестиционной политики.


Пути развития инвестиционной деятельности в области можно рассматривать в двух направлениях. С одной стороны, перспективы инвестирования зависят от инвестиционной политики, проводимой субъектами федераций. С другой стороны, выбор путей развития можно рассматривать как выбор направлений приложения капитала.

В сентябре 1991г. был подписан Указ Президента “О развитии Тюменской области”, предусматривающий разработку и проведение в жизнь комплексной программы. Для ее реализации были созданы Администрация программы и ее исполнительная дирекция. Созданная в соответствии с Указом Президента России администрация программы развития Тюменской области и исполнительная дирекция работают над созданием системы льгот и стимулов для потенциальных инвесторов в экономику области. Исполнительная дирекция программы развития области подготовила перечень примерно из 500 перспективных проектов – некоторые из них уже реализуются, на другие – готовится предварительная документация.

В 1997 году в Бостоне был проведен первый международный инвестиционный симпозиум. Делегация Тюменской области в составе председателя областной Думы, директора координатора Программы развития председателя регионального союза предпринимателей посетила Бостон и приняла участие в международном экономическом симпозиуме. Главной задачей было представить Тюменский регион, показать его привлекательность для инвестиций, рассказать, что в этом направлении делается областной Думой, администрацией области.

Вообще органы власти Тюменской области проводят инвестиционную политику, которая на мой взгляд, должна стать основой повышения инвестиционной активности в регионе.

Реализация государственной инвестиционной политики в отдельных субъектах федерации идет по пути принятия региональных инвестиционных программ, имеющих структуру и принципы, аналогичные федеральной концепции. Инвестиционная программа представляет собой совокупность инвестиционных проектов, выбранных на конкурсной основе, и позволяет сконцентрировать на решении неотложных задач средства как частных инвесторов, так и местных бюджетов. Это дает дополнительные гарантии инвесторам, делая территорию более привлекательной для инвестирования. Государственная поддержка может осуществляться посредствам предоставления бюджетных ссуд, товарных кредитов или участия в учреждении хозяйствующих  единиц (при закреплении в государственной собственности части уставного капитала), льготного налогообложения.

Одним из источников внутренних инвестиций предполагается привлечение средств населения. По данным некоторых авторов на руках у населения находится до 60 млрд. долларов, которые являются “мертвым грузом”, неработающими деньгами. Необходимо создать такие условия, при которых бы произошло привлечение именно этих денег, из средств населения, что явилось бы значимым фактором для инвестиционной деятельности государства. Однако. Это можно лишь достичь путем повышения доверия государству среди населения.

Проблема льготного налогообложения инвесторов занимает важное место в инвестиционной политике. Возможности повышения инвестиционной активности связывают с налогами. Ведь эффективность налоговых льгот для инвесторов недостаточна. Более того, в 1996-1997гг. система налогообложения стала еще жестче: отмены льготы на реинвестируемую прибыль, принята прогрессивная система налогообложения. Еще в 1995 г. после уплаты налогов в распоряжении предприятий нефтяной промышленности области оставалось 30% прибыли, тогда как по России в целом – 43%; сейчас это соотношение еще более ухудшилось. Вопросы участия нефтегазодобывающих компаний в социально-экономическом развитии региона являются крайне важными и затрагивают не только интересы Тюменской области и входящих в ее состав Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, но и других субъектов РФ. За период 1995-1997 годы финансирование капитальных вложений по объектам непроизводственного значения в Тюменскую область сократилось почти в 5 раз в сопоставимых ценах. На 2000 год Министерство ставит задачу остановки процесса падения инвестиций по объектам непроизводственного значения Тюменской области, в процессе совместной работы найти способ для дальнейшего увеличения капитальных вложений на нужды социальной сферы. Основными нефтяными и газовыми компаниями намечается направить в 2000 году на финансирование капитальных вложений в социальную сферу за счет всех источников финансирования 3,8 млрд. рублей или 102% к уровню 1999 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать