История экономических учений 22 вопроса
смотреть на рефераты похожие на "История экономических учений 22 вопроса"
ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПЕРИОДЫ
Предметом истории экономических учений является исторический процесс
возникновения, развития, смены экономических идей и концепций,
представлений в теориях отдельных экономистов, течениях и направлениях
развития экономической мысли. Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие
«экономика» – правила ведения домашнего хозяйства. Аристотель ввел понятие
«хрематистика» -- правила хозяйственной жизни, направленные на
удовлетворение потребностей людей, в отличие от «экономики». Изменилась и
исследовательская парадигма. От физиократов и А. Смита до монетаристов
господствовала равновесная парадигма экономической теории, согласно которой
типичное состояние экономики – равновесное, отклонение от которой случайны
и постепенно исчезают. Но позднее возникла неравновесная парадигма:
- в одной из них (Кейнс) основное значение имеет не равновесие, а приспособление к равновесию,
- вторая утверждает, что типичным является не равновесие и даже не приспособление к равновесию, а бесконечная эволюция экономики (в простейшем виде – переход от одного равновесия к другому, а в сложном – многовариантность развития)
В истории экономических учений приходится иметь дело в разные времена с
разной экономической реальностью и поэтому, оценить верность различных
экономических учений трудно. Законы экономического поведения изменяются во
времени, поэтому более поздние теории не могут быть просто улучшением
старых, но возможно использование отдельных усовершенствованных фрагментов.
Кроме классической парадигмы экономической науки, доминировавшей во втором
периоде, существовала и развивалась социалистическая социально-
экономическая доктрина. /Один из первых рационально обосновал
социалистические идеи Платон. Рассуждения Платона часто называют
социалистическими, т.к. он считал, что правители и воины не должны иметь
частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от обязанностей и забот
о благе общества, крестьяне и ремесленники могут быть собственниками, все
имущество которых учтено, и, излишек отбирается государством. Дальнейшее
развитие социалистических идей пошло по пути отмены частной собственности
для всех, полной заменой ее общественной собственностью./ К. Маркс
попытался синтезировать оба направления в единое целое.
Методология экономических исследований в основном заключена в статистическо-
временном анализе и историко-модельном подходе. Эксперименты, как правило,
в экономической науке не применимы.
Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:
1. Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает экономические учения Древнего мира и средневековья. В это время экономическое мысли выражали философы и религиозные деятели. Уровень систематизации знаний не обеспечивал достаточных предпосылок для выделения экономической теории в отдельную науку. Первая школа экономической науки – меркантилизм. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом.
2. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века. Появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. В этот период сформировалась классическая экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты классической экономической науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов
(труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала – получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала.
3. Период развития учения о регулировании рыночной экономикис 30-х гг. 20 века. Принцип экономического либерализма обнаружил свою несостоятельность. Появилась антимонопольная концепция и идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление —Неолиберализм
- направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиберальная школа — монетаризм — экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер монетаризм профессор Чикагского университета М. Фридман выступил с опровержением идей Дж. М. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс. Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово- кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания производства
В современной экономической теории кроме неолиберального выделяют
неоклассическое, неокейнсианское, институционально-социологическое и другие
направления.
В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства
государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный
механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие
между предложением и спросом, между производством и потреблением.
Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение
экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу
частного предпринимательства, рыночных сил. Теории (предельного — продукта,
производительности, издержек и т.д.) заложили основы неоклассической
концепции, отличающейся от классической использование предельных понятий.
Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж.
М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы
в целях приспособления экономических отношений к новым условиям.
Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство
государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и
др.).
Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт,
Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой
отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как
экономических, так и социологических, политических и социально-
психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты",
под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также
различного рода правовые, морально-этические и психологические явления
(например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки,
инстинкты и т.д.).
В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости
сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования
производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс,
П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании
государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание
государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную
экономику.
БИЛЕТЫ по истории ЭУ
1. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья. Экономическое учение
меркантилистов
Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы
экономических знаний появились в древнем мире, когда человек стал
задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы.
Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических
взглядов.
Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнего
хозяйства». Отрывочные экономические воззрения встречаются с древних времен
у:
Ксенофонт (430-355гг), который отдавал предпочтение натуральному хозяйству
на земле, ибо оно делает человека здоровым, сытым и справедливым (земля
больше одаривает трудолюбивого). Одобрял штрафы на накопление в личном
пользовании золота и поддерживал введение железных денег, которые делают
богатство неудобным. К ремесленному труду относился снисходительно, но
признавал, что ремесленник может достичь большого умения за счет разделения
труда
Платон (427-340 был величайшим философом, экономические проблемы его
интересовали незначительно. Возникновение государства он связывал с
удовлетворением повседневных интересов людей и обменом. Государство может
существовать длительное время, если только оно основано на натуральном
хозяйстве и деньги имеют ограниченное хождение. Имущество граждан не должно
быть чрезмерным, излишек должен передаваться государству, запрещаются ссуды
под проценты, закон должен устанавливать пределы цен. Рассуждения Платона
часто называют социалистическими, т.к. он считал, что правители и воины не
должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от
обязанностей и забот о благе общества, крестьяне и ремесленники могут быть
собственниками, все имущество которых учтено, и, излишек отбирается
государством. Вывод: исчезнет соперничество и раздоры, суды, золото и
серебро станут ненужными.
Аристотель (384-322) Считал, что государство способствует обмену между
людьми. Аристотель в отличие от предыдущих был сторонник частной
собственности, она есть основа богатства, первый предмет владения). Но был
против большого богатства – «средний достаток из всех благ лучше всего». Он
одобрял экономику или производство для своих естественных потребностей
порицал производство для обогащения. Аристотель различал потребительную
стоимость (пользу) и меновую стоимость. Он считал, что деньги это средство
обмена и их нельзя ссужать под проценты. Аристотель считал, что человек
общественное животное, которое может жить только в обществе и государстве,
созданию государства способствует обмен между людьми, ни производство, ни
жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут сами
работать, рабы - источник богатства.
В средние века экономические воззрения встречаются у:
Фома Аквинский (1225-1274). Он считал, что все вещи принадлежат Богу, а
человек ими только пользуется, но для удовлетворения личных нужд частная
собственность необходима. Богатство делиться на естественное (плоды земли)
и искусственное (золото). Жизнь без обмена не возможна, нужны деньги, но
взимание процентов за ссуженные деньги запрещалось каноническим правом.
Затем, было придумано оправдание этому проценту, – если человек ссужает
деньги, то он лишается того дохода, который мог бы получить с их помощью,
поэтому должен получить компенсацию в виде процента с них. С тех пор стал
осуждаться только высокий (ростовщический) процент.
Кальвин (1509-1546) его доктрина, как и вообще протестантские воззрения
помогли становлению духа предприимчивости и бережливости. Миром правит
божественное предопределение, но каждый человек, не зная этого, должен
думать что он божий избранник, и доказать это своей деятельностью,
свидетельством этому служит денежный успех. Человек должен быть деятельным,
расчетливым, бережливым и честным. Ссудный процент стал считаться нормой, а
стремление к богатству – естественным. Частная собственность и частная
жизнь человека священны и неприкосновенны.