Кейнсиансто

Кейнсиансто

                                                    Содержание



Введение ……………………………………………………………..… 1

1. Кейнсианская концепция теории потребления ………………...…. 4       

2. Кейнсианская концепция занятости …………………………….…. 9       

3. Кейнсианская модель общего экономического равновесия …….. 13

4. Кейнсианские модели экономического роста ……………………. 17

5. Возможность реализации концепций кейнсианства в России ……20

Заключение ……………………………………………………………. 26

Библиография ……………………………………………………….… 29

 



Введение


Джон Мейнард Кейнс – «отец-основатель» так называемой «кейнсианской теории», или просто кейнсианства. Свою первую экономическую монографию «Индийская ва­люта и финансы» Кейнс опубликовал в 1913 г. В 1919 году выходит книга «Экономические послед­ствия Версальского договора», ставшая бестселлером и выз­вавшая неудовольствие правительственных кругов Великобри­тании. Кейнс писал: «Если мы намеренно стремимся к обни­щанию в Центральной Европе, то возмездие не заставит себя долго ждать» [1]. Следующей большой работой Кейнса стал «Трактат о де­нежной реформе» (1923 г.), где доказывается необоснованность возвращения Британии к золотому стандарту. Здесь же впервые выдвигается в качестве ключевой проблема занятость и указывается, что инфляция, стимулирующая экономически активные элементы общества, является меньшим злом, та как в обнищавшем мире гораздо опаснее провоцировать безработицу, чем неудовольствие рантье. Эти идеи Кейнс развивал также в памфлетах «Экономические последствия валютной политики мистера Черчилля» и «Конец laissez fair», где критиковал политику невмешательства государства в экономику классический принцип «laissez fair» [2].

В 1930 г. выходит в свет двухтомный «Трактат о деньгах». Кроме вопросов денежного обращения, Кейнс разрабатывает здесь основы теории занятости и национального дохода, выдвигая на первый план проблему экономической нестабильности и намечает принципиально новый подход к ней по средством анализа соотношения между инвестициями и c6epежениями. Берущая здесь свое начало концепция «эффективного спроса» стала несущей опорой кейнсианской теории.

Опубликованный в 1936 году главный труд Кейнса «Теория занятости, процента и денег» знаменовал собой революционный переворот в развитии экономической мысли. Автор в предисловии противопоставляет свой метод классичес­кому наследию А. Смита и Д. Рикардо.

В начале второй мировой войны Кейнс был приглашен эк­спертом в министерство финансов (казначейство). Его работа «Как платить за войну» (1940 г.) намечала радикально новый план решения проблемы международных финансов [1].

Дж. Кейнс считается создателем системы государственного регулирования экономики, хотя оно скорее следствие, чем по­будительный мотив макроэкономического анализа.

Стимулятором производства является, согласно кейнсианс­кой модели, спрос, определяемый как психологическая готов­ность общества к потреблению. Дело в том, что доход домаш­него хозяйства, фирмы, страны в целом, как правило, увели­чивается быстрее, чем его потребление, как личное, так и производственное, причем по мере роста благосостояния эта разница между доходом и потреблением становится весьма значительной. Таким образом, в развитой экономике возника­ет фактор отложенного спроса, сбережений. Последние суще­ствуют в виде банковских счетов и иных пассивов. Задача со­стоит в том, чтобы активизировать, заставить работать сбере­гаемую часть национального дохода. Сбережения должны пре­вратиться в составную часть эффективного спроса. И здесь на сцене появляется государство со всем инструментарием фис­кальной (госбюджетной) и кредитно-денежной политики. Цен­тральный банк размещает займы (продает облигации), распре­деляет льготные кредиты; проводятся государственные закуп­ки товаров и услуг; строится инфраструктура и социальный сектор. Естественно, что бюджетные расходы перекрывают средства, мобилизуемые за счет займов. Кейнсианцы советуют использовать налоги, а также, в известных пределах, денеж­ную эмиссию [2].


1. Кейнсианская концепция теории потребления


В кейнсианской концепции поведение потребителя интерпретиру­ется принципиально иным образом. Во-первых, величина дохода вы­ступает в качестве экзогенного параметра. Во-вторых, объем потреб­ления зависит только от текущего располагаемого дохода. В-третьих, распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от объективного параметра экономической конъюнктуры (текущей став­ки процента), а от предпочтений потребителя: традиций, сложивше­гося мировоззрения, общественных установок и т. п., то есть от фак­торов субъективного характера.

Кейнс подчеркивал, что вероятность того, что домашнее хозяй­ство изменит свое потребление в результате колебаний процентной ставки на один или два пункта, очень низка. Что касается сбереже­ний, то если их и можно представить как функцию от процентной ставки, то как неубывающую, но не возрастающую функцию [3].

Зависимость потребления от абсолютной величины текущего рас­полагаемого дохода Кейнс сформулировал в виде основного психо­логического закона, согласно которому «люди склонны, как правы ло, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы». Данный вывод делается «не толь­ко из априорных соображений, исходя из нашего знания человечес­кой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта».

Кейнсианская функция потребления, соответствующая основно­му психологическому закону, выглядит:

C(y)=C0+Cyyv.             (1)


Соответственно функция сбережений:

S(y)=S0+Syyv                         (2)

где Сy= LС/Lу — предельная склонность к потреблению по доходу (выражает, насколько возрастет потребление при ро­сте дохода на единицу);

Sy= LS/Ly — предельная склонность к сбережению.

Cy+Sy=1

C0=-S0


 









                                  Рис. 1

Общий вид функции потребления С и агрегированного спроса AD как функции дохода У. [3]


Предельная склонность к потреблению и есть параметр, выража­ющий субъективные (психологические) предпочтения относитель­но распределения дохода на потребление и сбережение. В корот­ком периоде этот параметр есть константа.

В отличие от предельной, средняя склонность к потреблению (С/у), то есть доля дохода, идущая на потребление, в соответствии с основным психологическим законом с ростом дохода должна сни­жаться.

Из кейнсианской теории потребления вытекает одно важное следствие, которое получило название мультипликативного эффек­та. Суть его состоит в том, что если в экономике увеличатся по какой-либо причине автономные расходы, то в результате совокуп­ный спрос и национальный доход возрастают на многократно боль­шую величину [4].

Обоснование действия мультипликативного эффекта основано на том, что в кейнсианской модели потребление есть функция от дохода, в отличие от других плановых расходов, которые от уровня дохода не зависят и поэтому рассматриваются как автономные. Строго говоря, функцией от дохода в кейнсианской модели является также и импорт, но учет потребления импортных благ не изменяет сути Действия мультипликативного эффекта, уточняя лишь количественное зна­чение величины мультипликатора.

Действие мультипликативного эффекта в общем виде можно описать следующим образом. Любое повышение автономных рас­ходов на величину LА непосредственно увеличивает совокупный спрос и, следовательно, национальный доход на величину Lу=LА. Но так как потребление домашних хозяйств есть функция от дохо­да, то часть прироста своего дохода в размере С Lу они направят на потребление. А вследствие того, что потребительские расходы являются составной частью совокупного спроса, последний опять возрастет. Его рост в свою очередь вызовет рост национального дохода, в результате чего часть Прироста опять будет направлена на потребление и т. д.

То есть прирост автономных расходов вызывает как непосред­ственное увеличение прироста национального дохода, так и инду­цированный прирост национального дохода в результате роста по­требления.

Если последовательно записать все циклы возрастания совокуп­ного спроса, начиная от первоначального прироста автономных рас­ходов, то получим:

Lу = LА + Сy LА + Сy2LА + Сy3LА + ... + Сyn LА = LА (1 + Сy + Сy2 + Сy3 + ... + Сyn).

Так как Сy <1, то мы имеем дело с убывающей геометрической прогрессией, которая при n -> ¥ сводится к виду:

              (2)

Сомножитель, стоящий перед LА, называется мультипликатором автономных расходов (обозначим его как mA). Он показывает, на какую величину возрастет национальный доход в случае прироста автономного спроса на LА. Из выражения (2) следует, что значе­ние мультипликатора тем больше, чем большую часть прироста до­хода домохозяйства склонны направлять на потребление.

 









             Рис. 2                                                                Рис. 3

  Зависимость между доходами У и инвестициями I по Кейнсу [4].


Из теории мультипликатора следует один интересный вывод, ко­торый Кейнс назвал «парадоксом сбережений». Так как Sy = 1-Сy, то чем больше субъекты сберегают, тем меньше величина равновесно­го национального дохода.

Теория мультипликатора является одним из важнейших элемен­тов кейнсианской концепции. Действие мультипликативного эффек­та наряду с «парадоксом сбережений» среди прочего наглядно ил­люстрирует важнейший тезис кейнсианства — о ведущей роли совокупного спроса в модели «совокупный спрос — совокупное предложение».

Заметим, что значение мультипликатора автономных расходов можно получить и непосредственно из условия равновесия на рын­ке благ. При приросте совокупного спроса на величину DAD для сохранения равновесия необходимо, чтобы прирост совокупного спроса был равен приросту дохода:

LА D=Ly.

Если разбить прирост совокупного спроса на прирост автоном­ных расходов и прирост потребления, индуцированный изменением дохода, то получим:

LА D=LА +CLy .

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать