Операции на открытом рынке
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции
купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг
у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая
их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят
изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют
интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными
бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет
собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже
ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее
установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их
воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если
разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны
рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает
коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на
основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной
продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным
ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка,
будут принадлежать коммерческим банкам.
Ограничение кредитования
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное
ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше
методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом
воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к
тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки
стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам,
как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются
главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания
банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство
способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных
ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых
странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы
(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на
необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального
размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.
Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать
на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил
совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что
ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк
может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия,
вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны
центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить
систематического характера, а применяться в порядке исключительно
вынужденных мер.
Политика дешевых и дорогих денег
Допустим экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен.
Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения
данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в
следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на
открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо
провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить нормативы по
резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные
резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются
основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем
кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.
Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост
инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из
вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать
кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных
расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что
порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться
понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег.
Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.
Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать
государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы
коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что
автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья
мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса
коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у
центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих
денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы
слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме,
то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому,
чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах,
банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых
ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное
предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной
ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая
инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то
есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы
понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов
денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику
страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие
доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.
Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое
время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело
с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы,
регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о
покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и
процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых
странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того,
она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и
потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее
проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы
коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем
кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых
денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть
возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать,
что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При
такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное
явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться
серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В
более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к
предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного
предложения.
Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения
денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению
денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег,
вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается,
скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда
принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период
спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается,
при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение
скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться
как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И,
следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость
обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются,
что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при
политике дорогих денег.
Денежно-кредитная политика в России (1991 – 2000 гг.)
Денежно-кредитное регулирование в России осуществляется с использованием
ряда денежных индикаторов, согласованных с МВФ. Устанавливаются
максимальные лимиты на чистые кредиты «широкому» правительству (в млрд.
руб.)[1], а также минимальные лимиты на чистые и валовые международные
резервы (в млрд. долл.).
Под чистыми внутренними активами понимается денежная основа (наличные
деньги в обращении плюс вклады коммерческих банков в центральном банке)
минус чистые международные резервы (пересчитанные из долларов в рубли по
специальному курсу). Например, в мар те 1997 года в обращении было наличных денег на 105,2 млрд. руб., а
банковских вкладов в ЦБР на сумму 31,1 млрд. руб. Таким образом, денежная
основа равнялась 136,3 млрд. руб. Чистые международные активы – официальные
резервы иностранной валюты (без золота, но за вычетом задолженности
международным финансовым институтам) составляли 2 млрд. долл., или 11,1
млрд. руб. в пересчете по специальному расчетному курсу 5,56
деноминированных рублей за доллар. За вычетом этой величины, чистые
внутренние активы составили 125 млрд. руб. Поскольку для этого месяца
установочный максимум составлял 133,3 млрд., ЦБР находился в рамках,
согласованных с валютным фондом.
Далее приводится хронология мер, принятых в сфере денежно-кредитной
политики в России, в период с 1991 – 2000 г.г.
Меры денежно-кредитной политики (01.01.91 – 21.03.00)
|01.01.91|Ставка рефинансирования составляла 20%. |
|__ | |
|01.06.91|Установлен норматив перечислений средств в фонд обязательных |
|_ |резервов в размере 2% от объема привлеченных коммерческими банками|
| |средств. |
|24.07.91|Госбанк СССР принял решение о введении "туристического" курса |
| |рубля на уровне 32 руб./долл., который фактически стал официальным|
| |валютным курсом. |
|02.12.91|"Туристический" курс рубля отменен; коммерческие банки получили |
| |право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты |
| |при операциях с гражданами. |
|01.02.92|Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по |
| |счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного |
| |года в размере 10%, по обязательствам свыше одного года - 5%. |
|01.03.92|Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по |
| |счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного |
| |года в размере 15%, по обязательствам свыше одного года - 10%. |
|10.04.92|Ставка рефинансирования повышена до 50%. |
|01.04.92|Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по |
| |счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного |
| |года в размере 20%, по обязательствам свыше одного года - 15%. |
| |Данные нормативы действовали до 01.02.95. |
|23.05.92|Ставка рефинансирования повышена до 80%. |
|08.06.92|ЦБ РФ начал еженедельно устанавливать официальный курс рубля к |
| |иностранным валютам; помимо официального курса существовал |
| |биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. |
|30.03.93|Ставка рефинансирования повышена до 100% |
|02.06.93|Ставка рефинансирования повышена до 110%. |
|22.06.93|Ставка рефинансирования повышена до 120%. |
|29.06.93|Ставка рефинансирования повышена до 140%. |
|15.07.93|Ставка рефинансирования повышена до 170%. |
|23.09.93|Ставка рефинансирования повышена до 180%. |
|15.10.93|Ставка рефинансирования повышена до 210%. |
|29.04.94|Ставка рефинансирования снижена до 205%. |
|17.05.94|Ставка рефинансирования снижена до 200%. |
|02.06.94|Ставка рефинансирования снижена до 185%. |
|22.06.94|Ставка рефинансирования снижена до 170%. |
|30.06.94|Ставка рефинансирования снижена до 155%. |
|01.08.94|Ставка рефинансирования снижена до 150%. |
|24.08.94|Ставка рефинансирования снижена до 130%. |
|12.10.94|Ставка рефинансирования повышена до 170%. |
|17.11.94|Ставка рефинансирования повышена до 180%. |
|06.01.95|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 200%. |
|01.02.95|Введена дифференциация норм обязательных резервов. Установлены |
| |нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным |
| |обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно - 22%; |
| |по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно - |
| |15%, по срочным обязательствам свыше 90 дней - 10%, по текущим |
| |счетам в иностранной валюте - 2%. |
|01.05.95|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным |
| |обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены|
| |до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней |
| |включительно понижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 |
| |дней норматив не изменился (10%), по текущим счетам в иностранной |
| |валюте норматив снижен до 1,5%. |
|16.05.95|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 195%. |
|19.06.95|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 180%. |
|06.07.95|Введены пределы колебаний обменного курса рубля и определены |
| |границы его изменений на период с 6 июля по 1 октября 1995 г. от |
| |4300 до 4900 рублей за один доллар США. |
|01.10.95|Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 |
| |октября до 31 декабря 1995 года от 4300 до 4900 рублей за один |
| |доллар США. |
|24.10.95|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 170%. |
|30.11.95|Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 |
| |января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150 рублей за один |
| |доллар США. |
|01.12.95|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 160%. |
|10.02.96|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 120%. |
|01.05.96|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным |
| |обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены|
| |до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней |
| |включительно не изменились (14%), по срочным обязательствам свыше |
| |90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной |
| |валюте снижены до 1,25%. |
|16.05.96|Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 |
| |июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до 5600 рублей за |
| |доллар США на 1 июля 1996 года и от 5500 до 6100 рублей за доллар |
| |США на 31 декабря 1996 года. |
|11.06.96|Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и|
| |срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно|
| |до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней |
| |включительно до 16%, по срочным обязательствам свыше 90 дней до |
| |12%, по текущим счетам в иностранной валюте до 2,5%. |
|24.07.96|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 110%. |
|01.08.96|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным |
| |обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены|
| |до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней |
| |включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 |
| |дней снижены до 10%, по текущим счетам в иностранной валюте |
| |повышены до 5%. |
|19.08.96|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 80%. |
|21.10.96|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. |
|01.11.96|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным |
| |обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены|
| |до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней |
| |включительно снижены до 13%, по срочным обязательствам свыше 90 |
| |дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте |
| |не изменились (5%). |
|26.11.96|Установлены границы изменений обменного курса рубля от 5500 и 6100|
| |рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за |
| |доллар США на 31 декабря 1997 г. |
|02.12.96|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 48%. |
|10.02.97|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 42%. |
|28.04.97|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%. |
|01.05.97|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным |
| |обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены|
| |до 14%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней |
| |включительно снижены до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 |
| |дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте |
| |повышены до 6%. |
|16.06.97|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 24%. |
|06.10.97|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%. |
|11.11.97|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 28%. |
|11.11.97|Норматив резервирования средств по привлекаемым банками средствам |
| |в иностранной валюте повышается до 9%. |
|11.11.97|С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) |
| |устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 рубля за |
| |один доллар США (после деноминации), возможные отклонения не могут|
| |превышать 15%. |
|01.02.98|Установлен единый норматив обязательных резервов по привлекаемым |
| |банками средствам в рублях и иностранной валюте в размере 11%. |
|02.02.98|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 42%. |
|17.02.98|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 39%. |
|02.03.98|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%. |
|16.03.98|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 30%. |
|19.05.98|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 50%. |
|27.05.98|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 150%. |
|27.05.98|Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов с 1 июня |
| |по 1 августа 1998 г. |
|05.06.98|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. |
|29.06.98|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 80%. |
|24.07.98|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. |
|17.08.98|Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в|
| |рамках новых границ валютного коридора, который установлен на |
| |уровне 6-9,5 руб./долл. |
|24.08.98|Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным |
| |средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10%; для |
| |Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным |
| |средствам в рублях снижен до 7%. |
|01.09.98|Установлены нормативы обязательных резервов по привлеченным |
| |средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и |
| |кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в |
| |государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах |
| |составляет 40% и более, в размере 5%; для кредитных организаций, у|
| |которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО|
| |- ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% по привлеченным |
| |средствам в рублях и иностранной валюте в размере 7,5%. |
|02.09.98|Банк России объявил об отмене верхней границы изменения |
| |официального курса рубля 9,5 руб./долл. |
|06.10.98|На ММВБ введены две торговые сессии: утренняя специальная торговая|
| |сессия, на которой осуществляется обязательная реализация 50% |
| |экспортной выручки экспортеров и закупка валюты уполномоченными |
| |банками, обусловленная клиентскими заявками, и вечерняя, на |
| |которой банки осуществляют покупку и продажу иностранной валюты от|
| |своего имени и за свой счет. |
|01.12.98|Установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным |
| |средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%. |
|19.03.99|Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным |
| |средствам юридических лиц в размере 7%. |
|10.06.99|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 55%. |
|10.06.99|Увеличен норматив обязательных резервных требований по депозитам |
| |физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным средствам |
| |юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам |
| |юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 8,5%. |
|01.01.00|Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических |
| |лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в |
| |рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в |
| |иностранной валюте - до 10%. |
|24.01.00|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%. |
|07.03.00|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%. |
|21.03.00|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8