Такая ситуация вынудила при растущем дефицита бюджета, в первую очередь из-за плохой собираемости средств в его доходную часть, выдвинуть принцип расходования ассигнований из бюджета строго пропорционально уровню поступления доходов. Однако не принимается во внимание влияние этого принципа на неплатежи в народном хозяйстве. Известно, что сегодня мультипликатор неплатежей достиг 4-5 раз, то есть 1 рубль просроченной задолженности, в первую очередь бюджетной, которая не может быть возмещена натуральной продукцией, при прохождении через цепочку связанных между собой бюджетных и хозяйственных структур превращается в долг размером 4-5 рублей.
Изменяется ситуация с долгами, вызванными неплатежами за поставки
российской продукции в страны СНГ. Сегодня российский экспорт в страны СНГ
в 1,2 раза меньше импорта и эта тенденция усугубляется рядом факторов,
носящих скорее политический, чем экономический характер. Так, при внешнем
долге России по данным на начало 1998 г. в размере 129,4 млрд. ам. долларов
(17,1 % ВВП или 800 долларов на душу населения) Правительство страны берет
на себя гос. долги Белоруссии в сумме 1,1 млрд. ам. долларов за полученный
газ с тем, чтобы реализовать достигнутую договоренность о нулевом варианте
начала взаимных расчетов с 1998 г.
Практически не принимается решительных мер по возврату долгов стран СНГ
по полученным ими от России в 1993-1995 гг. товарным кредитам в сумме 711
млн. ам. долларов. Выплаты долгов на начало 1998 г. составили сумму порядка
200 млн. ам. долларов. Сравнительно стабильными остаются неплатежи по
кредитам коммерческих банков (10 – 14 % от всей суммы неплатежей) в связи с
более жесткой позицией последних по отношению к должникам. Однако следует
учитывать, что сами банки становятся источником неплатежей, благодаря
кризисным явлениям в банковской сфере и получившей в последнее время
распространение политике ЦБ России по ужесточению условий функционирования
коммерческих банков и их массовому закрытию. К началу 1998 г. разорилось
313 банков (19 %). [19]
Товарообменные сделки и взаимозачеты, как способ ухода от налогообложения, в свою очередь привлекли внимание Правительства как возможный путь погашения неплатежей в бюджет. Схема здесь такая - задолженность по налогам гасится в счет поставок продукции предприятий, перед которыми имеет долги сам бюджет. Одновременно в силу разных причин практикуется освобождение и отсрочки по уплате налогов отдельных отраслей, регионов и конкретных плательщиков.
Неплатежеспособность сельского хозяйства ложится тяжелым бременем на
федеральный и местный бюджет, требует крупных дотаций товаропроизводителю.
Но эти дотации, не меняя отношений между сельским товаропроизводителем,
переработкой и сбытом, не ускоряют оборота денежных средств и не расшивают
цепочки неплатежей, которые формируют дебиторскую задолженность сельского
хозяйства. Между тем, если бы задолженность сбыта и переработки
сельскохозяйственному товаропроизводителю оформлялась векселями, а суммы
нынешних дотаций сельскому хозяйству направлялись через соответствующие
кредитные институты на учет векселей, сельское хозяйство получало бы те же
средства. Расшивались бы неплатежи и безвозвратные дотации превратились бы
в возвратные ссуды, приносящие процент. В настоящее же время доминирование
сбыта над сельским товаропроизводителем ведет к такой кабальной форме
реализации продукции производителей, как "сдача на реализацию" без указания
срока оплаты, что ведет к дополнительному обескровливанию сельского
товаропроизводителя и "прокручиванию" причитающихся ему денег в кредитно-
финансовой сфере.
Указом Президента России №65 от 19 января 1996 г. было разрешено
отсрочить задержанные платежи по налогам, пеням и штрафам должникам,
которые аккуратно вносят в бюджет текущие платежи. К моменту издания Указа
сумма задолженности бюджету подобных производителей составляла 41 трлн.
руб. После тщательного отбора кандидатов на отсрочка налоговых платежей
было разрешено пролонгировать налоговые платежи, подлежащие выплате на 1.1.-
96 г. на сумму 1 трлн. рублей. После чего неплатежи в бюджет стали
стремительно возрастать - только за январь-февраль 1996 г. недоимки по
налогам выросли на 20 трлн. руб. В 1 кв. 1996 г. было оформлено налоговых
освобождений на сумму 16 трлн. руб. (24 % от расходов 1 кв. За это же
время размер неплатежей в бюджет за счет отсрочек - 7 трлн. руб.) Кроме
того, у Правительства время от времени возникают потребности в расходах, не
предусмотренных первоначально в бюджете. В 1995 г. на восстановление и
развитие экономики Чеченской республики было выделено 5.7 трлн. руб. в т.ч.
за счет федерального бюджета - 5,5 трлн. рублей.
Нехватка массы денежных платежных средств активизировала выпуск в обращение векселей, в первую очередь финансовых, эмитируемых, как правило, крупными банками, пользующимися доверием субъектов рынка. Кроме того, векселя эмитируют специализированные организации РАО "ЕЭС-России" и железных дорог, администрации отдельных регионов и крупных предприятий.
Введенный Правительством в 1995 г. так называемый валютный коридор
(фиксированные верхний и нижний предел валютного курса) породил резкую
негативную реакцию основных экспортеров сырьевых товаров (нефть, металл,
лес), которые привыкли наживать солидные рублевые суммы на заниженном и
постоянно падающем курсе рубля. Между тем, и сегодня реальный курс рубля
значительно выше его значения, устанавливаемого ЦБ (такой порядок
формирования обменного курса заменил со 11 кв. 1996 г. существовавшее ранее
формирование в пределах валютного коридора соотношение стоимости рубля и
свободно конвертируемой валюты по итогам ежедневных торгов на Межбанковской
валютной бирже).
После отмены валютного коридора рубль стал дешеветь более быстрыми
темпами. Однако доходной основной статьей спекулятивного характера, для ЦБ
России стала кредитная политика, когда установленная им ставка
рефинансирования уже долгое время значительно опережает рост индекса цен и
уровень инфляции. Усиленно откачиваются деньги из нормального
хозяйственного оборота и Министерством финансов РФ, выпустившим на рынок
различные ценные бумаги на многие миллиарды рублей. В конце сентября 1996
года в обращении находилось государственных облигаций по номиналу на 201
трлн. руб. Активно распространяются через Сбербанк и некоторые коммерческие
банки (Оргбанк, Пробизнесбанк, Метрополь и ряд др.) облигации
государственного сберегательного займа.
Социально-экономические и политические преобразования последнего
пятилетия существенно изменили характер товарного обращения в России.
Преодолено жесткое разграничение между оборотом товаров народного
потребления и оборотом товаров производственного назначения. Оба рынка
функционируют в сходном режиме товарообмена. Обеспечен свободный доступ к
товарным ресурсам всех потребителей. Ликвидированы система фондирования и
лимитирования, централизованное прикрепление покупателей к поставщикам,
государственная монополия внешней торговли. Продавцы получили и активно
используют право самостоятельного формирования цен на товары.
Неопределенная категория «потребность» сменилась вполне четкой категорией
платежеспособного спроса.
Одновременно перманентный дефицит товаров сменился все более растущим дефицитом денежных средств. Рост денежной массы почти постоянно отстает от ценностного роста товарного обмена. Падение физического объема производства и потребления подавляющего большинства видов продукции таково, что все попытки перекрыть его ростом цен не сохраняют у огромного количества предприятий требуемого уровня рентабельности, а это зачастую приводит к убыточности. Банковские кредиты становятся все более краткосрочными (от нескольких дней до максимум 2-3 месяцев) в попытке как-то обеспечить их возврат, в результате чего кредитование промышленности с длительным циклом производства практически полностью прекратилось, а кредитование инвестиций в сферу производства и строительства носит выборочный характер и обставляется такими условиями, что даже сырьевые экспортные отрасли не всегда могут себе позволить пользоваться такими кредитными ресурсами.
Воздействие неплатежей на товарооборот (и экономику реального сектора в целом) и обратное воздействие оборота товаров на расчетно-платежный процесс многообразно и многопланово. В настоящее время инфляцию удалось подавить, главным образом благодаря сжатию платежеспособного спроса и ограничению роста денежной 'массы. В предшествующие годы, по мнению многих аналитиков, неплатежи выступали как один из факторов роста цен, поскольку накапливание неоплаченных обязательств в значительной мере снимало спросовые ограничения.
Рост неплатежей существенно деформировал воздействие денежной массы на
динамику цен. В принципе сжатие денежной массы и ограничение спроса должно
вести к стабилизации цен, однако если сопутствующим результатом денежной
политики оказывается рост неплатежей, оказывающий на цены противоположное
воздействие, то в определенные моменты возможна реакция народного хозяйства
на относительное сжатие денежной массы прямо противоположная ожидаемой:
сжатие денежной массы может сопровождаться ростом цен, а дополнительное
вливание денег в экономику, улучшая финансовое положение предприятий, может
вести к стабилизации цен. Неплатежи в значительной мере снимают прямую
зависимость финансового положения предприятия от текущей реализации
продукции и ставят предприятия в зависимость от сроков погашения
дебиторской задолженности, примерно половина которой просрочена. Причем 2/3
просроченной задолженности имеет срок, превышающий три месяца. В результате
эластичность цен по денежной массе оказывалась в течение первых лет реформы
очень слабой. Предприятия ставились перед выбором: свертывать производство
(и, соответственно, реализацию) продукции или накапливать неоплаченные
обязательства, в свою очередь, увеличивая задолженность поставщикам,
работникам, бюджету и внебюджетным фондам. Но и свертывание производства, и
накапливание дебиторской и кредиторской задолженности служили факторами
роста цен. Так, жесткая монетаристская политика в течении ряда лет
генерировала не стабилизацию цен, а высокую инфляцию (не говоря о факторах
инфляции, лежащих вне денежной политики, т.е. об инфляции издержек).
Сегодня в сфере ценообразования наступило определенное равновесие, хотя о финансовой стабилизации говорить не приходится. Подавление инфляции сопровождается не только ростом неплатежей, спадом производства и особенно инвестиций, но и бюджетным кризисом, нарастанием трудностей с обслуживанием государственного долга. В этих условиях рост неплатежей, т.е. сохранение кризиса ликвидности в нефинансовом секторе, означает, что опасность нового срыва экономики в состояние высокой инфляции не исключена, а рост неплатежей характеризует потенциал нового спада производства и нового всплеска инфляции.