Казначейские обязательства Минфина, основным обеспечением которых служит освобождение от налогов, как показала практика их обращения, способствуют разрастанию бюджетного кризиса, сокращению реальных поступлений денег в бюджет, со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая рост задолженности бюджета перед получателями бюджетных средств, что, генерирует дальнейшие витки неплатежей. Аналогичное воздействие на поступления в местные бюджеты оказывает широкая эмиссия векселей областных администраций.
В республике Татарстан к концу 1994 г. общая кредиторская задолженность
только по обследуемым предприятиям составила более 5 трлн. р. При этом Ѕ ее
является просроченной. Драматизм этого явления усиливается тем, что
предприятия являются основными донорами и государства, и работников. С
точки зрения экономистов, это практически «потерянные» средства, если даже
когда-нибудь они и будут выплачены. Здесь, что называется, усердно
«потрудилась» инфляция.
В конце прошлого года наиболее высокими темпами росла кредиторская задолженность в стекольной, фарфорово-фаянсовой промышленности, в электроэнергетике, машиностроении, металлообработке республики.
Обратной стороной неплатежеспособности является дебиторская задолженность. И, хотя размеры ее в конце прошлого года были ниже размеров кредиторской задолженности, общая сумма оставалась внушительной – около 4,8 млрд. р. по всем обследованным предприятиям РТ. При этом более Ѕ составляла просроченная часть.
Механизм неплатежей, как своеобразный беспроцентный кредит, действовал в
следующем направлении: топливно-энергетический комплекс республики
Татарстан вынужденно стал кредитором ряда отраслей и производств. К концу
1994 г. вся дебиторская задолженность топливно - энергетического комплекса
РТ от общей суммы во всей промышленности составляла более 42 %. В
определенной степени это дало возможность несколько улучшить финансовый
потенциал обрабатывающих отраслей. К сожалению, состояние кредиторской и
дебиторской задолженности в 1 квартале текущего года не свидетельствует о
серьезном улучшении.
Стремясь оградить себя от потерь в условиях кризиса платежей, банки ведут политику снижения собственного риска не только путем установления высокой процентной ставки за кредит, но и путем сохранения за собой права в любой момент увеличить ее в случае изменения рыночных условий хозяйствования.
Опираясь на результаты международного статистического анализа,
показывающие, что частные и акционерные предприятия более гибки и
эффективны, банки активно кредитуют их, без учета данных того же анализа,
свидетельствующих о том, что и разоряются они гораздо чаще. Отечественные
условия кредитования могут в еще большей степени повлиять на ускорение
этого процесса. Естественно, что в условиях отсутствия правовой базы
признание банкротств, с одной стороны, и наличия достаточно разветвленной
системы органов по борьбе с экономической преступностью, с другой стороны,
вопрос о возвратности кредита часто пытаются решить на базе Уголовного, а
не Гражданского кодекса. Как правило, подобная практика приводит не к
повышению возвратности кредитов, а к увеличению числа парализованных,
бездействующих предприятий. Часто банки в целях повышения обеспеченности
кредитов осуществляют плату страховых полисов за счет суммы самого кредита,
задерживают предоставление нужных предприятию сумм по срокам, что
изначально ставит под сомнение выполнение условий кредитного договора.
Наряду с этим банки активно обсуждают вопрос об увеличении своих резервных
фондов для покрытия возможных убытков вследствие низкой возвратности
кредитов.
Пора коренным образом изменить кредитную политику, проводимую в настоящее время. Процентные ставки за кредит должны быть соизмеримы с применяемыми в мировой практике, это, во-первых. Во-вторых, необходимо широкое применение в деятельности банков системы факторинга и клиринга.
Нежелание банков оказывать подобные услуги серьезно усугубили кризис
платежеспособности. Однако сложившаяся конкретная ситуация требует
скорейшего внедрения в практику банковской деятельности экономических
методов. Чем быстрее банки превратятся из ростовщиков ссудным капиталом в
равноправных партнеров всех экономических субъектов, кровно
заинтересованных в конечном результате, тем скорее возрастающая
геометрическая прогрессия взаимных неплатежей превратится в убывающую.
Экономическая политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации
и Национальным банком Республики Татарстан должна быть направлена на
создание эффективно действующей финансово-кредитной инфраструктуры
государства.
Последствия кризиса неплатежей.
Падение производства в России за годы реформ по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени, включая Великую депрессию 1929 – 1933 гг. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой и пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз, госзаказы оборонной промышленности – в 3 - 4, капиталовложения в экономику из всех источников – в 4 - 5, расходы на научные исследования и конструкторские разработки - в 10, а по отдельным направлениям – в 15 - 20 раз. [12]
Требуемая для российской экономики структурная перестройка сегодня
выражается лишь в резком сокращении и выбытии производственных мощностей в
депрессивных отраслях и регионах. Здесь можно назвать угольную, оборонную
и химическую отрасли. Ивановскую область с ее текстильной промышленностью.
Но такая позитивная сторона структурной перестройки, как наращивание
производства в перспективных отраслях и регионах на основе новых
капиталовложений, пока полностью отсутствует. В масштабах всего
народного хозяйства структурная перестройка выражается, по существу, лишь в стихийном приспособлении населения к новым реальностям, например, в
возникновении 10-миллионной армии "челноков".
Одним из самых сильных побудительных мотивов радикальных экономических
реформ была всеобщая демонетизация советской экономики к 1991 г., паралич
всей ее денежной системы и воз- 1 вращение страны в "каменный век" - век
всеобщего натурального 1 обмена. Печальный парадокс, но, совершив в 1992-
1993 гг. полный круг, российская экономика (правда, по другим уже причинам)
опять вернулась в то же самое состояние.
Одно из очевидных последствий такого положения - подавленная, скрытая инфляция, которая, как известно, в долгосрочном плане гораздо более вредна и разрушительна для экономики, чем инфляция открытая. Но еще большую тревогу вызывает искусственный развал экономики страны на два параллельно существующих и лишь отчасти связанных между собой сектора (рынка), каждый из которых живет по своим собственным законам: более слабый в реальности денежный сектор, значительную часть которого к тому же обслуживают "черный нал" и доллары, и мощный, но загнанный почти в подполье сектор натурального обмена, представляющий собой отнюдь не современный, а уродливый, поистине средневековый рынок.
Недобор налогов и бюджетный кризис, судя по всему, могут приобрести в
России хронический характер. В 1996 г. уровень сбора налогов против
планируемого лишь ненамного превысил 70 %. В январе 1997 г. был собран
только 41 % предполагавшихся налоговых доходов, то есть результат хуже
"провального" прошлогоднего (правда, к марту положение удалось несколько
выправить). По оценкам ряда экспертов, и доходная, и расходная части
бюджета 1997 г. необоснованно завышены на 60-130 трлн. руб., или на
12 -25 % общих бюджетных расходов. Это означает в то же время реальную
угрозу роста неплатежей в бюджет на 50-60 трлн. руб. и может породить новую
волну общих просроченных задолженностей во всей экономике России на 300-400
трлн. руб.
Серьезным признаком далеко зашедшего "нездоровья" российской экономики
стали также глубокие деформации во всей денежно- кредитной системе страны.
Масштабы хронического бюджетного дефицита и переход к финансированию его за
счет выпуска ГКО и других государственных ценных бумаг привели к резкому
ускорению роста государственного внутреннего долга и стоимости его
обслуживания.
Вместе с тем диктуемая этой политикой и практикой величина Учетной
ставки Центробанка РФ вплоть до сегодняшнего дня устойчиво поддерживает
массовый уход денег из реальной экономики в валютно-спекулятивную сферу.
При наличии легального сверхдоходного Рынка ценных государственных бумаг
естественное экономическое поведение предприятий заключается как раз в
предоставлении государству займов, а не в уплате ему налогов. То же самое
можно сказать и о банковском кредите: при такой учетной ставке
инвестиционный банковский кредит остается недоступным для подавляющей части
российской реальной экономики, что усугубляет проблему неплатежей.
Резкое обострение в 1998-1999 гг., социальной напряженности в стране, особенно в депрессивных отраслях и регионах, очевидно, Разрушительный эффект неплатежей со стороны государства в особо неприемлемых формах и больших масштабах находит свое проявление в задержках зарплаты работникам бюджетных организаций, пенсий по старости и инвалидности. Такая линия демонстрирует недопустимо пренебрежительное отношение властей к человеку и обществу в целом, возможность произвольного отказа государства от обязательств перед своими гражданами, равнодушие к их судьбе вплоть до пренебрежения к тому, смогут ли люди, зависящие от государственных выплат, выжить физически в условиях нынешних экономических трудностей. Терпение российского населения, судя по всему, на пределе.
Столь разрушительные неплатежи со стороны государства стали "дурным примером" для экономических субъектов. Поскольку государство первым открыто и в крупных масштабах нарушает свои обязательства, соблюдение которых оно должно обеспечивать как уполномоченный на то обществом орган порядка, то экономические субъекты воспринимают такое поведение допустимым и оправданным. В итоге основополагающий принцип нормальной хозяйственной жизни - соблюдение договорных обязательств, обеспечение выполнения которого составляет одну из главных обязанностей государственной власти, - становится объектом произвола.
Важнейшая сторона нынешнего бюджетного кризиса - нарастающее ухудшение финансовых отношений между центром и регионами. Не сложилась до сих пор стабильная и конституционно закрепленная формула отношений между ними по поводу доли в налоговых поступлениях и масштабов экономической ответственности за соответствующие расходы. Решает проблемы “перетягивание каната” той и другой сторонами. При этом вся тяжесть налогового бремени ложится в основном на несколько регионов-доноров федерального бюджета. На датируемые же регионы приходится не менее 2/3 всех неплатежей и задолженности.