Лизинг и его влияние на экономику России
смотреть на рефераты похожие на "Лизинг и его влияние на экономику России"
ПЛАН
Введение ______________________________________________________________3
Глава 1. История развития лизинговых отношений___________________________5
Глава 2. Объекты и субъекты лизинга______________________________________13
1. Правовые нормы регулирования лизинга _________________________13
2. Договор финансовой аренды (лизинг)____________________________17
2.2.1. Юридическая природа договора финансовой аренды___________17
2.2.2. Определение договора финансовой аренды___________________20
2.2.3. Стороны договора финансовой аренды
______________________22
2.2.4. Права и обязанности сторон по договору финансовой аренды__24
2.2.5. Формы расчётов__________________________________________27
2.3. Классификационная характеристика видов лизинга_________________35
2.4. Государственное регулирование лизинговых отношений____________42
2.4.1.Лицензирование лизинговой деятельности____________________42
2.4.2.Страхование лизинговой деятельности_______________________44
2.4.3. Льготы и преференции по лизингу___________________________47
Глава 3. Использование лизинга на транспорте______________________________57
3.1. Операторы лизингового бизнеса в области транспорта______________57
3.2. Лизинг авиатехники ___________________________________________60
3.3. Лизинг автотранспортных средств_______________________________65
3.4. Развитие лизинговых отношений на морском транспорте___________67
Заключение____________________________________________________________69
Список литературы и нормативных актов___________________________________72
ВВЕДЕНИЕ
Лизинг как особая сфера предпринимательской деятельности, широко
распространенная за рубежом, в настоящее время получает развитие в России.
При активном внедрении лизинг, в силу присущих ему возможностей, может быть
мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной
перестройки российской экономики, насыщения рынка высококачественными
товарами.
На сегодняшний день лизинговый бизнес - один из сложнейших видов предпринимательской деятельности, в котором задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и другие финансовые механизмы. Лизинговую компанию отличает большое количество аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение. Существенно постоянное взаимодействие с банковскими учреждениями, страховыми компаниями и региональными властными структурами. Хотя ещё в начале 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. Но в течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из- за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.
В настоящее время большинство российских предприятий испытывает
недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды,
внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать
кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог
ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако
предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее
брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по
сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до
10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как
правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в
Росси, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга
примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на
модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию
кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных
средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона
получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование;
другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является
собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию,
до поступления последнего платежа.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
До сих пор принято считать, что все экономико - правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.
Действительно, идея лизинга далеко не нова, хотя термина “лизинг”
(lease) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки
восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 - 322 г. г. до н. э.).
Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”:
“Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”. Иными
словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое -
либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате
этого получать доход.
Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.
Первое документальное упоминание о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.
В Венеции также в XI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания они возвращались владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, порождавшие уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции.
В те же времена операции, аналогичные современному лизингу,
применялись в Англии. Необходимо иметь в виду, что на протяжении столетий
аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону
признавалась неправомочной. Однако долгосрочная аренда реальной
собственности допускалась и во многих случаях была единственным доступным,
из-за жесткой системы земельного законодательства, средством приобретения
прав на использование земли. Поэтому предметом аренды чаще всего
становились фермерское оборудование и лошади. В Великобритании одним из
первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был
Закон (Устав) Уэльса 1284 года (Statute of Wales).
В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт,
разрешающий использовать только действительный, а не мнимый лизинг, то есть
законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных
основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью
сокрытие истинного положения вещей - кто собственник, кто владелец.
Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для
введения в заблуждение кредиторов.
Таким образом, оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения известна праву с древнейших времен.
В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.
Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для
перевозки угля, однако вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность
такого финансирования. Выработка угля увеличивалась, открывались новые
шахты, требовалось все больше вагонов. Вполне резонно, что небольшие
предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения
капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг)
железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых
был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов. При составлении договоров
они стали включать в него право на покупку (опцион), предоставлявшееся
пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого
условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались
с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в
собственность. Такие сделки получили название договоров аренды - продажи.
Дальнейшее развитие лизинга и аренды - продажи привело к необходимости
разграничения договоров лизинга и аренды - продажи.
В США также обозначился спрос на финансирование аренды различных
видов техники и оборудования. Первый зарегистрированный арендный договор
персональной собственности появился в США в начале XIII века, когда члены
гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем
рост лизинговой активности определялся, как и в Великобритании, развитием
железнодорожного транспорта. При этом проблемы роста были очень схожи с
английскими. Железнодорожные компании начали искать возможности для
получения вагонов в пользование, а не в собственность, либо выставляли
частным грузоотправителям условие о самостоятельном предоставлении вагонов.
В результате инвесторы стали обеспечивать необходимую рентабельность
вложений, финансируя приобретение локомотивов и железнодорожных вагонов.
Управление оборудованием осуществлялось через трасты, за которыми стояли
банки или тресты, их создавшие. При этом сертификаты трастов продавались
инвесторам и предоставляли им право на получение доходов в размере
определенных процентов на размер инвестиций. Как и при современных
лизинговых отношениях, управляющий трастом (он, по сути, являлся главой
лизинговой компании) платил изготовителю за полученное от него
оборудование, а затем собирал арендную плату с пользователя этого
оборудования на протяжении всего срока действия договора. Арендная плата по
своему размеру должна была покрывать обязательства, вытекающие из
сертификатов, выпущенных для продажи инвесторам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12