Менеджмент стабилизации
p> Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительской стоимостью товаров. Каждый производитель и потребитель товаров имеет свои экономические интересы, которые могут и не совпадать. Отношения между стоимостью и потребительской стоимостью также характеризуются не только согласованностью, но и противоречивостью. Указанные выше противоречия в интересах производителей и потребителей (стоимости и потребительской стоимости) разрешаются с помощью акта купли-продажи товара. Поэтому рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления.

Как известно, процесс воспроизводства совокупного общественного продукта представляет собой органическое единство четырех стадий (или фаз): производство материальных благ, их распределение, обмен, потребление.
Начальной стадией является производство, конечной - потребление. Это основные стадии процесса воспроизводства. Удовлетворение их интересов и потребностей является целью рынка. Стадии распределения и обмена не имеют самостоятельного значения. Они создают условия, необходимые для осуществления процесса воспроизводства, реализации потребностей производства и потребления, т.е. для функционирования рынка как экономической системы. Стадии распределения и обмена играют роль передаточного звена, т.е. посредника между производством и потреблением. С развитием производительных сил происходит дальнейшее разделение общественного труда. Чем больше такое разделение труда, тем больше требуется посредников для удовлетворения интересов производства и запросов потребления, реализации спроса и предложения.[5 стр.28]

Спрос представляет собой форму проявления потребности в сфере обращения, т.е. потребности на товары, обеспеченной денежными средствами.
Предложение - это вся масса предназначенных для продажи товаров. Обмен спроса на предложение означает обмен денег на товар. При этом обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя и конкретного потребителя, а с другой - создаются условия для расширенного воспроизводства.

В основе функционирования рыночной экономики лежат следующие принципы.

1. Равенство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними факторами.

2. Равновесие цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения.

3. Экономическая стабилизация самостоятельных действий субъектов рыночных отношений (производителей, продавцов, посредников, потребителей, покупателей).

4. Наличие конкуренции как условие экономического прогресса и экономической стабилизации.

Поэтому суть рыночных отношений состоит в том, что производители и продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в системе рыночных регуляторов. Цена - это денежное выражение стоимости (меновой стоимости) товара. Стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости. Цена является объектом конкуренции. Конкуренция представляет собой состязательность предприятий или любых других хозяйствующих субъектов
(акционерное общество, товарищество, кооператив, биржа, банк, объединение, ассоциация и т.п.), когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю. Конкуренция может быть как со стороны производителей, продавцов, так и со стороны потребителей, покупателей.
Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещена недобросовестная конкуренция, к которой относятся: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предприятию или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение предприятием в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других предприятий; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого предприятия; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.[5 стр.41]

Без конкуренции рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически не осуществимы.

На состояние рыночной экономики в России сильное влияние оказывают политические обстоятельства (заявления руководителей государства и членов правительства, болезнь руководителей государства и членов правительства, нестабильность политической обстановки, состояние преступности, доверие к государственному аппарату и т.п.). Роль государства в рыночной экономике заключается в том, что оно создает правила хозяйствования (законы) и контролирует их выполнение. Поэтому доверие потребителя к государству является неотъемлемой частью существования рыночной экономики. Это доверие проявляется, прежде всего, через лицензирование деятельности хозяйствующего субъекта. Потребитель, зная, что у хозяйствующего субъекта имеется лицензия на данный вид деятельности, должен быть полностью уверен в качестве данной деятельности.
С учетом всего выше приведенного можно заключить, что смысл рыночной экономики заключается в разрушении монополии как со стороны производителей
(монополия, олигополия), так и потребителей (монопсония, олигопсония); свободной купле-продаже; в самостоятельном выборе партнеров; равновесном ценообразовании и государственной стабилизации хозяйственных процессов.
Обязательным условием рыночной экономики является наличие товаропроизводителей разных форм собственности (частной, коллективной, муниципальной, государственной) и разных организационно-правовых форм хозяйствования: малое предприятие, арендное предприятие, акционерное общество закрытого типа, акционерное общество открытого типа, товарищество полное, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество смешанное (коммандитное), товарищество с дополнительной ответственностью, кооператив, предприятие со 100%~ными иностранными инвестициями и совместное предприятие. Эти хозяйствующие субъекты вступают между собой не только в совместные экономические отношения, но и в конкурентные отношения в борьбе за потребителя.[4стр.121]

Хозяйствующий субъект, проигравший в борьбе за потребителя, обычно становится банкротом.

СОДЕРЖАНИЕ И СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Движущие силы

Со второй половины 20 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан с взрывом, скачком в научно- техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т.е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственной стабилизации в России диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности.
Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование
(Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно связанные с правительством. Не случайно, что своим происхождением термин ВПК обязан президенту США Д. Эйзенхауэру.[1 стр.96]

Государственное регулирование явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.

Государственная стабилизация в России, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

В России становление системы экономической стабилизации сочеталось с традициями крайнего абсолютизма. Тем не менее, в начале XX века наблюдалось строительство профессиональной экономической политики, переход к использованию рыночных и кредитно-денежных рычагов.[1стр.115]

Государственная стабилизация в России: подход к анализу

В широком смысле слова государственная стабилизация — это распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство. Но здесь, что называется, в игру вступает социально- психологический фактор, включающий национальную ментальность и традиции, степень рациональности ожиданий публики, доверия к действиям правительства и т.д. Можно предложить следующую схему прохождения регулирующего импульса: социальная среда; государственное воздействие на экономику (налоги, субсидии, ограничения и пр.); обоснованность (корректность) решений; характер и степень восприятия государственного воздействия (от согласия и готовности выполнять до сопротивления, активного или пассивного); эффективность воздействия; психологическая реакция экономических субъектов (предпринимателей, наемных работников, средних слоев);[2стр.74]

Государственная стабилизации предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей, якобы, интересы большинства. В лучшем случае государственная стабилизация может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти.

Значит ли все вышесказанное, что регулирующей роли государства следует избегать? Конечно, нет.

По мере совершенствования системы государственной стабилизации вырисовываются два противоположных начала:
— давление фискальной, директивной политики, творимой чиновниками, претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;
— меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, посредством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы государственным интересам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать