Как известно, процесс воспроизводства совокупного общественного
продукта представляет собой органическое единство четырех стадий (или фаз):
производство материальных благ, их распределение, обмен, потребление.
Начальной стадией является производство, конечной - потребление. Это
основные стадии процесса воспроизводства. Удовлетворение их интересов и
потребностей является целью рынка. Стадии распределения и обмена не имеют
самостоятельного значения. Они создают условия, необходимые для
осуществления процесса воспроизводства, реализации потребностей
производства и потребления, т.е. для функционирования рынка как
экономической системы. Стадии распределения и обмена играют роль
передаточного звена, т.е. посредника между производством и потреблением. С
развитием производительных сил происходит дальнейшее разделение
общественного труда. Чем больше такое разделение труда, тем больше
требуется посредников для удовлетворения интересов производства и запросов
потребления, реализации спроса и предложения.[5 стр.28]
Спрос представляет собой форму проявления потребности в сфере
обращения, т.е. потребности на товары, обеспеченной денежными средствами.
Предложение - это вся масса предназначенных для продажи товаров. Обмен
спроса на предложение означает обмен денег на товар. При этом обмене, с
одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного
производителя и конкретного потребителя, а с другой - создаются условия для
расширенного воспроизводства.
В основе функционирования рыночной экономики лежат следующие принципы.
1. Равенство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними факторами.
2. Равновесие цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения.
3. Экономическая стабилизация самостоятельных действий субъектов рыночных отношений (производителей, продавцов, посредников, потребителей, покупателей).
4. Наличие конкуренции как условие экономического прогресса и экономической стабилизации.
Поэтому суть рыночных отношений состоит в том, что производители и
продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать на свой страх и
риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные
ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в системе
рыночных регуляторов. Цена - это денежное выражение стоимости (меновой
стоимости) товара. Стоимость товара представляет собой овеществленный в
товаре труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях
товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости. Цена
является объектом конкуренции. Конкуренция представляет собой
состязательность предприятий или любых других хозяйствующих субъектов
(акционерное общество, товарищество, кооператив, биржа, банк, объединение,
ассоциация и т.п.), когда их самостоятельные действия эффективно
ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия
обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров,
которые требуются потребителю. Конкуренция может быть как со стороны
производителей, продавцов, так и со стороны потребителей, покупателей.
Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" запрещена недобросовестная конкуренция, к
которой относятся: распространение ложных, неточных или искаженных
сведений, способных причинить убытки другому предприятию или нанести ущерб
его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места
изготовления, потребительских свойств, качества товара;
некорректное сравнение предприятием в процессе его рекламной деятельности
производимых или реализуемых им товаров с товарами других предприятий;
самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или
маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления
товара другого предприятия;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной
или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее
владельца.[5 стр.41]
Без конкуренции рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически не осуществимы.
На состояние рыночной экономики в России сильное влияние оказывают
политические обстоятельства (заявления руководителей государства и членов
правительства, болезнь руководителей государства и членов правительства,
нестабильность политической обстановки, состояние преступности, доверие к
государственному аппарату и т.п.). Роль государства в рыночной экономике
заключается в том, что оно создает правила хозяйствования (законы) и
контролирует их выполнение. Поэтому доверие потребителя к государству
является неотъемлемой частью существования рыночной экономики. Это доверие
проявляется, прежде всего, через лицензирование деятельности хозяйствующего
субъекта. Потребитель, зная, что у хозяйствующего субъекта имеется лицензия
на данный вид деятельности, должен быть полностью уверен в качестве данной
деятельности.
С учетом всего выше приведенного можно заключить, что смысл рыночной
экономики заключается в разрушении монополии как со стороны производителей
(монополия, олигополия), так и потребителей (монопсония, олигопсония);
свободной купле-продаже; в самостоятельном выборе партнеров; равновесном
ценообразовании и государственной стабилизации хозяйственных процессов.
Обязательным условием рыночной экономики является наличие
товаропроизводителей разных форм собственности (частной, коллективной,
муниципальной, государственной) и разных организационно-правовых форм
хозяйствования: малое предприятие, арендное предприятие, акционерное
общество закрытого типа, акционерное общество открытого типа, товарищество
полное, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество
смешанное (коммандитное), товарищество с дополнительной ответственностью,
кооператив, предприятие со 100%~ными иностранными инвестициями и совместное
предприятие. Эти хозяйствующие субъекты вступают между собой не только в
совместные экономические отношения, но и в конкурентные отношения в борьбе
за потребителя.[4стр.121]
Хозяйствующий субъект, проигравший в борьбе за потребителя, обычно становится банкротом.
СОДЕРЖАНИЕ И СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Движущие силы
Со второй половины 20 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан с взрывом, скачком в научно- техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т.е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.
Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.
Усиление государственной стабилизации в России диктовалось целями
подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности.
Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование
(Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные
комплексы, тесно связанные с правительством. Не случайно, что своим
происхождением термин ВПК обязан президенту США Д. Эйзенхауэру.[1 стр.96]
Государственное регулирование явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.
Государственная стабилизация в России, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.
В России становление системы экономической стабилизации сочеталось с традициями крайнего абсолютизма. Тем не менее, в начале XX века наблюдалось строительство профессиональной экономической политики, переход к использованию рыночных и кредитно-денежных рычагов.[1стр.115]
Государственная стабилизация в России: подход к анализу
В широком смысле слова государственная стабилизация — это распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство. Но здесь, что называется, в игру вступает социально- психологический фактор, включающий национальную ментальность и традиции, степень рациональности ожиданий публики, доверия к действиям правительства и т.д. Можно предложить следующую схему прохождения регулирующего импульса: социальная среда; государственное воздействие на экономику (налоги, субсидии, ограничения и пр.); обоснованность (корректность) решений; характер и степень восприятия государственного воздействия (от согласия и готовности выполнять до сопротивления, активного или пассивного); эффективность воздействия; психологическая реакция экономических субъектов (предпринимателей, наемных работников, средних слоев);[2стр.74]
Государственная стабилизации предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей, якобы, интересы большинства. В лучшем случае государственная стабилизация может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти.
Значит ли все вышесказанное, что регулирующей роли государства следует избегать? Конечно, нет.
По мере совершенствования системы государственной стабилизации
вырисовываются два противоположных начала:
— давление фискальной, директивной политики, творимой чиновниками,
претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;
— меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, посредством
кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых
экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы
государственным интересам.