Предполагалось, что паритетные обменные курсы валют будут устанавливаться исходя из реалистических равновесных уровней, отражающих эквивалентность покупательной силы различных валют на долгосрочных временных интервалах. В этих условиях осущест- вление валютных интервенций будет необходимо лишь для коррек- тировки и сглаживания незначительных временных колебаний об- менных валютных курсов. Более того, если правительство ка- кой-либо страны-участницы Бреттон-Вудских соглашений приходило к выводу, что наблюдаемые отклонения курса валюты этой страны от паритета отражают фундаментальные изменения в условиях обеспечения состояния долгосрочного равновесия, то в его распоряжении имелся еще один выход. Ввиду наблюдаемых измене- ний в экономических условиях, правительство располагало воз- можностью скорректировать самому основу обменного курса валю- тысвоей страны, а именно - установить новый паритетный обмен- ный курс для свое валюты.
Существовало два способа проведения в жизнь такого реше- ния. Правительство могло моментально заявить о введении нового паритетного обменного курса своей валюты, более высоком или низком, а также объявить о временном переходе своей валюты на
"плавающий" относительно других валют обменный курс, повышение или понижение которого будет определяться условиями спроса и предложения на внешних валютных рынках. В последнем случае подразумевается, что по достижении новых условий равновесия
"плавающего" курса правительство объявляет о переходе на новый паритетный обменный курс своей валюты. Ряд стран (среди них особенно выделялась Канада) вводили "плавающие" курсы своих валют на несколько лет подряд. Такие мероприятия однако приня- то было рассматривать как нарушение духа, если не буквы, зако- нов Бреттон-Вудской валютной системы.
Основатели Бреттон-Вудской валютной системы полагали, что валютные интервенции, направленные на поддержку паритетного обменного валютного курса, предоставляют разработанным валют- ным соглашениям возможность самоадаптации к изменениям эконо- мических условий, как то обеспечивал золотой стандарт. Подра- зумевалось, что продажа валюты, предпринятая с целью предотв- ращения роста ее стоимости, увеличит количество денег, находя- щихся в обращении на внутреннем рынке. Вызванная этим денежная экспансия, посредством влияния на совокупный спрос, уровень цен и нормы процента, стимулирует предложение валюты по теку- щим счетам внешнеторговых операций и ограничивает чистый спрос по счету движения капитальных средств до тех пор, пока возник- ший в экономической системе дисбаланс не будет устранен. Ана- логичным образом закупки своей валюты за рубежом, предпринятые с целью предотвращения уменьшения ее стоимости, истощают бан- ковские резервы стран, сокращая объем денежной массы на внут- реннем рынке. По мере адаптации экономической системы к сокра- щению денежной массы, первоначальное избыточное предложение своей валюты ан внешних рынках исчезало.
2.2.Проблемы и противоречия Бреттон-Вудской валютной системы
По достигнутым в Бреттон-Вудсе соглашениям любая страна, обменный курс валюты которой снижался относительно допустимого предела изменений, принимала на себя отчетливые и нед- вусмысленные обязательства. Предполагалось, что правительство этой страны либо должно автоматически положиться на силу деен- жно-кредитной политики, либо установить новый паритетный об- менный курс своей валюты и проводить в жизнь внутреннюю эконо- мическую политику, исключающую возможность появления отмечен- ного дисбаланса в будущем. К несчастью, большинство власть предержащих не делали ни того, ни другого, когда они сталкива- лись с понижением обменного курса валют своих стран. Убоявшись роста безработицы и повышения процентных ставок, сопутствующих грядущему в этом случае сокращению денежной массы на внутрен- нем рынке, чаще всего они прибегали к стерилизации мероприятий на внешних валютных рынках. Понимая негативные последствия из- бирательных эффектов на различные отрасли экономики при сниже- нии снижении обменного курса валюты или ее девальвации, прави- тельственные органы всеми способами придерживались неизменных паритетных обменных курсов валют. К этому добавлялось введение протекционистских мер по текущим счетам внешнеторговых опера- ций и практика валютных ограничений по счету движения капи- тальных валютных средств. Но эти мероприятия лишь отдаляли час расплаты. Те страны, положение которых на внешних валютных рынках было устойчиво, могли бы прийти на помощь путем ревальвации своих валют, но они это делали это не часто и весьма неохотно.
Дело в том, что валютная интервенция от этих стран требовала лишь продажи своей валюты, которую они могли без ограничений производить с помощью печатного станка, бумаги и типографской краски, так что особых выгод от ревальвации они не испытывали.
Такие страны, как ФРГ, располагавшая мощной промышленностью, ориентированной на экспорт, многие годы процветала, вовсе не собираясь поднимать обменный валютный курс немецкой марки.
Также необходимо отметить два важных момента. Во-пер- вых, хотя в течение всего послевоенного периода товарные цены росли, официальная цена золота не изменялась, то есть золотое содержание валют не отражало их покупательную способность по отношению товарам и услугам. Это говорит о том, что золото и в условиях Бреттон-Вудской валютной системы не служило основой формирования валютных курсов. Только в период фактического зо- лотого обращения курсы валют были непосредственно связаны с золотом, при этом весовое соотношение содержания золота в раз- личных денежных единицах служило основой образования валютных курсов. В настоящее время курсы валют формируются путем не- посредственного их сопоставления через механизм спроса и пред- ложения на мировом валютном рынке.
Во-вторых, фиксированность валютных курсов отнюдь не оз- начала их стабильности. И до обострения валютного кризиса
1971-1973 годов курсы валют были подвержены неожиданным скач- кообразным изменениям в ходе официальных девальваций и реваль- ваций.
Бреттон-Вудская система оказалась неспособной обеспечить относительную длительную стабильность обменных курсов валют.
Это объяснялось тем, что стремление укреплять курсы валют стран-членов МВФ по отношению к доллару США содержало в себе принципиальные противоречия. Такое укрепление могло происхо- дить только за счет ослабления американского доллара. Однако, поскольку вся система договорно-фиксированных курсов строилась на презумпции незыблемости доллара, ослабление последнего фак- тически означало подрыв основ всей Бреттон-Вудской валютной системы.
Режим фиксированных валют действовал на протяжении почти
30 лет. Однако усиление инфляции, которая стала принимать го- лопирующий характер, послужило одним из основных факторов от- хода от фиксированных паритетов.
3.Ямайская валютная система
1973 год был ознаменован формальным крахом брет- тон-вудской валютной системы. Это не могло не сказаться на всем механизме формирования и движения валютных курсов. Ре- зультатом явился переход к "плавающим" валютным курсам, что должно было неизбежно привести к усилению неустойчивости курсовых соотношений валют. Широкая система государственно-мо- нополистического регулирования в сфере образования валютных курсов (валютные интервенции, дисконтная политика, валютные ограничения) оказалась не в состоянии стабилизировать валютные рынки.
В настоящее время в мире действует Ямайская валютная система (новые соглашения были подписаны в январе 1976 года в городе Кингстон, Ямайка). С ее введением было отменено золотое содержание валют, соотношение которых даже юридически не осно- вывается на золотых паритетах. Ямайская система узаконила сво- бодно колеблющиеся курсы валют, при этом был существенно моди- фицирован механизм национального и межгосударственного воз- действия на формирование курсовых соотношений.
Положение нового устава МВФ, вступившего в силу с апреля
1978 года, в области валютных паритетов и курсов открывают пе- ред странами-членами возможность гибкого маневрирования.
Во-первых, страны члены фонда не обязаны более устанавливать валютные паритеты, а могут использовать "плавающие" валютные курсы. Во-вторых, отклонение рыночных курсов между теми валю- тами, для которых установлен паритет, допускается в пределах
_+ .4,5% от данного паритета. В-третьих, страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, имеет право вернуться к режиму "плавающего" курса.
Таким образом, в соответствии с Ямайскими соглашениями странами-членами МВФ предоставлено право выбора: иметь "плава- ющий" курс валюты; либо установить или поддерживать фиксиро- ванную стоимость валюты в СДР (специальных правах заимствова- ния) или других расчетных единицах; либо привязать свою валюту
(т. е. установить твердое соотношение) к другой валюте или нескольким валютам. Исключается только возможность паритета валюты в золоте.
В конце 1984 года в мире существовали следующие режимы
"плавания" валютных курсов:
- свободно плавающие курсы валют имели США, Канада, Вели- кобритания, Япония, Греция, Израиль, ЮАР, Ливан;
- страны входящие в европейскую валютную систему (ЕВС), зафиксировали курсы взаимного обмена своих валют (так называе- мая "европейская валютная змея"), но эти курсы "плавали" по отношению к третьим валютам;