Международный рынок труда
p> Таблица 1. Последствия международной миграции рабочей силы

| |Позитивные |Негативные |
|Страна-экспортер |1. Приобретение |1. Потеря |
|рабочей силы |работником новой |квалифицированной рабочей|
| |квалификации |силы |
| |2. Сокращение дефицита |2. Усиление зависимости |
| |платежного баланса |от иностранного спроса не|
| | |только на товары, но и на|
| | |рабочую силу |
| |3. Ослабление |3. Переориентация |
| |напряжения на |капитальных вложений с |
| |внутреннем рынке труда |освоения производственных|
| | |ресурсов на потребление |
| |4. Облегчение |4. Рост инфляции |
| |структурной и | |
| |технологической | |
| |перестройки | |
| |производства | |
|Страна-импортер |1. Облегчение структуры|1. Блокирует внедрение |
|рабочей силы |региональных сдвигов |трудосберегающей |
| | |технологии |
| |2. Содействие |2. Осложняет ситуацию на |
| |вертикальной |внутреннем рынке рабочей |
| |мобильности местных |силы |
| |работников | |
| |3. Снижение стоимости |3. Увеличиваются расходы |
| |рабочей силы, общих |на содержание безработных|
| |издержек, связанных с |иностранцев и их семей |
| |сокращением численности| |
| |рабочей силы | |
| |4. Торможение роста | |
| |цен, благодаря | |
| |склонности иностранных | |
| |работников к | |
| |сбережениям | |
| |5. Повышение качества | |
| |рабочей силы путем | |
| |отбора более молодых, | |
| |квалифицированных | |
| |работников | |

1.3 Формирование единой системы легального экспорта-импорта рабочей силы

Асимметрия рынков труда на макро- и мега уровне, вызванная структурной деформацией экономик депрессивных регионов, актуализирует проблему экономической целесообразности профессиональной диверсификации рабочей силы и стимулирования роста её мобильности в рамках интенсификации мировых интеграционных процессов и формирования институтов международного трудового посредничества.

Дисбаланс в удовлетворении потребностей национальной (региональной, муниципальной) экономики зарубежной рабочей силой в немалой степени вызван недостаточной проработанностью единого методологически-концептуального подхода к интернационализации рекрутинговых процессов, производных от находящегося в настоящее время в стадии становления международного рынка труда (МРТ).

В последние годы все больше внимания уделяется проблеме создания универсальной организационно-правовой структуры, которую представляется возможным определить как Единая система легального экспорта-импорта рабочей силы (альтернативы регионально- муниципальной безработицы ).

Активно развиваются исследовательские направления, связанные с вопросами формирования и функционирования международного рынка труда.
Расширяются междисциплинарные связи данной проблематики. Во всем мире существуют соответствующие структуры, занимающиеся многоаспектным регулированием вопросов МРТ(соответствующие подразделения ООН,МОТ,МОМ и ряд иных региональных организаций).

В середине 90-х данная проблема получает признание и в России, и связана прежде всего с принятой в 1996 г. Концепцией государственной миграционной политики, заимствующей опыт ведущих зарубежных стран. Однако вопрос создания Единой системы легального экспорта-импорта рабочей силы
(ЕСЛЭИРС) в должной мере не разрабатывался ни в научном, ни в практическом плане. Создание в московском регионе в начале 1998г. года Ассоциации фирм- экспортеров рабочей силы московского региона заинтересовало специалистов многих других регионов .Этот интерес ограничивался в основном институциональным аспектом проблемыю.

ЕСЛЭИРС представляет собой иерархию концептуально-м тодологических компонент и организационно-правовых институтов, соответствующих нормам международного трудового законодательства и являющихся основным системообразующим фактором создания условий свободной внешней трудовой миграции. Являясь институтом международного рынка труда, институционально
ЕСЛЕИРС представляет собой инфраструктуру из международных, региональных институтов рекрутинга: Международных структур (МОТ и др.), Федеральных органов (Правительство или отраслевые ведомства), региональных и муниципальных структур.

Централизованный контроль за миграционным потоком на первичном уровне
(уровне районов и муниципалитетов) представляется весьма эффективным для мониторинга миграционных процессов, непосредственной работы с кандидатами и гарантирования социальной защиты потенциальных мигрантов.

2. Международная мобильность рабочей силы

2.1 Понятие «мобильность рабочей силы» в макроэкономике

Мобильность – это способность к движению, перемещению. В экономике термин мобильность применяется по отношению ко всем ресурсам и означает способность этих ресурсов менять место приложения. Мобильность имеет схожие черты с ликвидностью денег: также как и ликвидность, мобильность количественно выражается в издержках (связанных с изменением приложения ресурса).

Мобильность ресурсов имеет большое значение в экономике (страны и мировой). Свобода движения ресурсов является неотъемлемой частью совершенной конкуренции (от которой, впрочем, мало, что осталось), поскольку способствует оптимальному распределению ресурсов, которое означает производство тех благ, в которых общество больше всего нуждается.

Стоит отметить, что уже сейчас достигнута очень высокая мобильность финансового капитала: это означает, что если Вы захотите вложить свои деньги в предприятие, скажем, в Австралии, то больших проблем с этим не возникнет.

Другое дело трудовые ресурсы. Когда говорят о мобильности труда, имеют в виду издержки, связанные с переменой рынка на котором предлагаются трудовые ресурсы (рынки разных профессий считаются в данном случае разными). Для того, чтобы предложить свои способности и навыки на каком-то другом рынке необходимо либо переехать на другое место жительства
(территориально другой рынок), либо сменить специальность (профессионально другой рынок). Несмотря на то, что в жизни эти два фактора по сути совершенно разные в экономике они выражаются одинаково: издержками, связанными с данной адаптацией.

2.2 Мобильность труда, не связанная с миграцией

Это особый вид мобильности рабочей силы, который предполагает использование передовых телекоммуникационных технологий и программного обеспечения.

Схема работы выглядит следующим образом: работодатель связывается с работником через интернет даёт ему определённое задание, а затем получает его выполненное также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: нельзя, например, таким образом нанять строителя (имеется в виду строитель, живущий в другом полушарии, например).

Такой вид миграции часто называется аут-сорсингом (out-sourcing), этот термин уже вошёл в русский язык. Такой вид миграции применяется сейчас для заказа переводов с иностранного языка, разработка программных продуктов
(особенно преуспела в этом Индия, но и в России также есть прецеденты).

2.3 Глобализационный аспект мобильности рабочей силы

В контексте данной темы стоит упомянуть глобализацию, о которой последнее время слишком много говорят. В моём представлении, в рамках этого процесса должны постепенно ослабляться миграционные барьеры между странами.
Все люди представляются гражданами мира. Очевидно, что развитые страны не пойдут на полное открытие границ, т.к. если это произойдёт большой поток эмигрантов осложнит ситуацию (хотя он и сейчас не маленький да ещё и нелегальный). Возможно будет нечто вроде чёрного списка – страны, откуда не принимаются эмигранты.

Для России проблема мобильности труда также является актуальной. Её оценки сильно разнятся:

Как это ни странно на первый взгляд, рабочая сила в России исключительно мобильна. В 1993-1996 годах ее оборот (наймы плюс увольнения) составлял более 45% от среднесписочной численности. Это гораздо больше, чем в советские времена, когда текучесть кадров (увольнения по нежелательным причинам) составляла 14%, и заметно больше, чем в странах Восточной и
Западной Европы. Например, в Польше в период "шоковой терапии" аналогичный показатель составлял 42%, в Болгарии и Венгрии -- 32% и 22% соответственно.

3. Структура и динамика международного рынка рабочей силы

3.1 Современное состояние международного рынка рабочей силы

Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но несмотря на масштабы этого явления современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается год от года ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются.

Так, к концу ХХ века, вследствие международной миграции населения, к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канады и Австралии добавились новые мировые рынки рабочей силы. Это страны Западной Европы,
Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока,
Аргентина и Венесуэла в Латинской Америке, а также наиболее богатые африканские государства.

По оценочным данным с 1950 г. по 1990 г. США приняли 25 млн. иммигрантов из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, ФРГ
– 9 млн., Франция – 4 млн., а Канада и Австралия – по 3,5 млн. человек.
Численность иммигрантов в 7 наиболее богатых нефтедобывающих странах
(Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн) увеличилась в период с 1975 г. по 1990 г. с 1,9 млн. до 8 млн. человек (1).

Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки состоят из двух направлений, и, следовательно, одно и то же государство может быть как страной-донором, так и страной-реципиентом.

Например, Великобритания и США являются одновременно и одними из главных стран-реципиентов в мире, и донорами для отдельных государств (США донор для Канады, Великобритания – для Австралии).

В США начиная с конца 60-х годов преобладает доля иммигрантов из развивающихся стран. Количество выходцев из Азии и Латинской Америки в иммиграционном потоке достигает 88%. Для таких иммигрантов характерно компактное расселение, что приводит к формированию этнического бизнеса.
Так, в конце 80-х, по данным американских исследователей, 47,5% корейского населения были предпринимателями, 27,6% – работали по найму на этих же фирмах. Для иранских мигрантов эти цифры составляли 56,7 и 4,6%.
Традиционными сферами развития этнического бизнеса являются строительство, торговля и сфера услуг .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать