4.2 Конкурентоспособность российской рабочей силы
Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.
В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков
дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и
Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям,
лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.
Конкуренцию на мировом рынке выдерживают лишь наиболее квалифицированная часть выходцев из России: талантливые музыканты, ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии по существу неконкурентноспособны из- за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Для многих препятствием становится невладение английским языком (в Индии, например, даже грузчик обязан знать английский язык). Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в необходимости произвести (не для всех) посильные затраты еще до вступления в реальные рыночные отношения. Для России таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера прежде чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании. Следует отметить, что на практике иерархия дипломов определяется исходя из престижности и репутации учебного заведения и зависит от того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из России предстоит еще затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже о других, не менее трудных барьерах.
Экспорт рабочей силы в России еще не приобрел характер хорошо продуманной государственной политики, что связано с решением целого комплекса сложных вопросов, а именно: необходимостью изучения конъюнктуры мирового рынка труда, изучения мирового опыта в области экспорта рабочей силы, налаживания отношений со странами-импортерами рабочей силы и т. д. То есть, необходимо использование методологии маркетинга в управлении процессами трудовой миграции.
Таким образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться.
Заключение
Международный рынок труда - это сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового хозяйства и мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу. Прежде всего международная рабочая сила может различаться в зависимости от характера сфер международной деятельности. Таковыми могут быть: межнациональные политические организации; межнациональные общественные организации; международные общественные организации; международные экономические структуры.
Международный рынок труда складывался и развивался, к сожалению, без участия бывшего СССР. Только в последнее десятилетие в России начали закладываться правовые, экономические и юридические основы, необходимые для выхода на этот рынок.
Право на экспорт рабочей силы из РФ провозглашено Постановлением
Верховного Совета СССР от 19.04.91 “О занятости населения РСФСР”,
действующем на территории России и в настоящее время. В статье 10-й Закона
о занятости (“Право граждан на профессиональную деятельность за границей”)
говорится, что граждане “имеют право на самостоятельный поиск работы и
трудоустройство за границей”. Право на трудовую миграцию за рубеж было
закреплено также в статье 42-й Конституции, определяющей право граждан на
свободный выезд за пределы страны и беспрепятственное возвращение.
С переходом России к рыночным отношениям процесс трудовой иммиграции
за рубеж стал регулироваться и законом РФ от 12.08.93 “О порядке выезда за
пределы РФ и въезда на территорию РФ граждан РФ”, а также отдельным
Постановлением Совета Министров РФ от 8.06.93 “Об упорядочении
деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей”
(устанавливает порядок лицензирования деятельности, связанной с
трудоустройством граждан РФ за границей).
Названными законами правовое поле деятельности в сфере экспорта
рабочей силы ограничиваться не может. Увы, до сих пор отсутствуют важные
межгосударственные договоренности, способствующие получению рабочей визы
для россиян. Это приводит к тому, что многие наши соотечественники на свой
страх и риск выезжают за рубеж по туристической визе (самостоятельно, через
российских или иностранных посредников) и пытаются найти работу. По тем же
соглашениям, которые заключены с некоторыми государствами (Германия,
Швейцария, Финляндия), Федеральная миграционная служба России обеспечивает
реализацию установленных этими соглашениями квот не более чем на 20-25%.
Одно из существенных причин этому является не отсутствие претендентов, а
слабое знание ими иностранных языков.
Очевидно, что настала пора, когда государство должно не только разрешать выезд на заработки из России за рубеж, но и, с учетом мирового опыта, активно содействовать этому процессу и регулировать его.
Список литературы
1. Башкатов Б.И., Карпухина Л.А. Международная статистика труда. Учебник.
М.: Дело и сервис, 2001.
2. Киреев А.П. Международная экономика. Часть 1. – М.: ЮНИТИ, 1999.
3. Красинец Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. – М.: Наука, 1995.
4. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 1998.
5. Миграционная ситуация в странах СНГ / Под редакцией Зайончковской Ж.А. –
М.: Комплекс-Прогресс, 1999.
6. Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарики,
1999.
7. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 1999.
8. Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие
// МЭиМО, 1998, № 7.
9. Цапенко И. Социально-политические последствия международной миграции населения. – МЭиМО, 2000, № 3.
Международная миграция населения в условиях расширения
мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии
общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы,
но несмотря на масштабы этого явления современная наука не имеет единой
концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция
одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие
как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны,
анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством
сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных
показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило,
фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее можно утверждать, что
общая численность международных мигрантов увеличивается год от года
ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах
мира значительно меняются. Так, к концу ХХ века, вследствие международной
миграции населения, к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канады
и Австралии добавились новые мировые рынки рабочей силы. Это страны
Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны
Ближнего Востока, Аргентина и Венесуэла в Латинской Америке, а также
наиболее богатые африканские государства.
По оценочным данным с 1950 г. по 1990 г. США приняли 25 млн. иммигрантов из
Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, ФРГ – 9 млн.,
Франция – 4 млн., а Канада и Австралия – по 3,5 млн. человек. Численность
иммигрантов в 7 наиболее богатых нефтедобывающих странах (Саудовская
Аравия, Ливия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн) увеличилась в период с
1975 г. по 1990 г. с 1,9 млн. до 8 млн. человек (1).
Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки состоят из двух направлений, и, следовательно, одно и то же государство может быть как страной-донором, так и страной-реципиентом.
Например, Великобритания и США являются одновременно и одними из главных стран-реципиентов в мире, и донорами для отдельных государств (США донор для Канады, Великобритания – для Австралии).
В США начиная с конца 60-х годов преобладает доля иммигрантов из
развивающихся стран. Количество выходцев из Азии и Латинской Америки в
иммиграционном потоке достигает 88%. Для таких иммигрантов характерно
компактное расселение, что приводит к формированию этнического бизнеса.
Так, в конце 80-х, по данным американских исследователей, 47,5% корейского
населения были предпринимателями, 27,6% – работали по найму на этих же
фирмах. Для иранских мигрантов эти цифры составляли 56,7 и 4,6%.
Традиционными сферами развития этнического бизнеса являются строительство,
торговля и сфера услуг (2).
США, проводя политику по привлечению высококвалифицированных кадров, и
сегодня остаются общепризнанным центром притяжения профессионалов. По
оценкам различных специалистов, за период с 1965 г. по 1990 г. Соединенные
Штаты сэкономили на образовании и научной деятельности не менее 15 млрд.
долларов.
Как в США, так и в Канаде велико число нелегальных мигрантов. По оценкам специалистов, только в Соединенных Штатах эта цифра превышает 4,5 млн. человек, большинство из которых выходцы из Мексики.
Поток иммигрантов, направляющихся в Канаду, также претерпел изменения по
своему составу. Так, если в1900 году выходцы из азиатских стран составляли
3%, то к 1991 году эта цифра возросла до 52%. Основными странами-донорами
являются: Гонконг (15,3%), Филиппины (5,2%), Шри-Ланка (5,1%), Индия (5,1%)
(3).