Поэтому , чтобы не сомневаться в подлинности евро , необходимо предусмотреть возможность использования так называемого просмотрового детектора. Другая проблема - толщина банкнот . Поскольку евро – самые тонкие в мире , при подсчёте и сортировке денег на банковских приборах бывшие в употреблении банкноты имеют больше шансов порваться , увеличивается вероятность , что две купюры будут насчитаны как одна к тому же не все модели счётчиков могут реагировать на новые банкноты, поэтому вполне возможно , что потребуется закупка специального оборудования для обработки наличных евро . В условиях сжатых сроков перехода на новую валюту всё это может вызвать определённые трудности , особенно у небольших банков
.
Следует напомнить , что срок , по прошествии которого национальные
денежные знаки стран ЕВС утрачивают статус законного средства платежа ,
сокращён. Первоначально планировалась дата 1 июля 2002 года , затем 28
февраля 2002 года , но отдельные страны пошли ещё дальше : Нидерланды – 28
января 2002 года, Ирландия – 9 февраля 2002года, Франция – 17 февраля 2002
года.По окончании периода параллельного обращения национальные валюты стран
ЕВС будут приниматься в обмен только банками – эмитентами соответствующих
стран согласно утверждённым планам .В Германии , Австрии, Испании и
Ирландии срок обмена для банкнот и монет не ограничен . В Финляндии и
Италии банкноты и монеты будут обмениваться в течении 10 лет . В Бельгии и
Люксембурге для банкнот срок обмена не регламентируется , но монеты будут
приниматься только до 31 декабря 2004 года . В Греции и Франции банкноты
планируют принимать в течение 10 лет, а монеты соответственно до конца
2003 и 2004 года. В Нидерландах банкноты можно будет обменять до 1 января
2032 года , монеты – до 1 января 2007 года .
Долгосрочные последствия . Преимущества от появления новой валюты
почувствуют в первую очередь те белорусские предприятия , которые активно
работают с партнёрами сразу в нескольких европейских странах (например,
крупные экспортёры и импортёры , банки, туристические фирмы и т. д.). Им
введение евро поможет сократить издержки при совершении промежуточных
операций в странах ЕВС , значительно ускорить процесс международных
расчётов , уменьшить валютные риски. Кроме того, существенно вырастет
потенциал европейского рынка финансовых услуг , неизбежно последует
унификация законодательств и систем бухгалтерского учёта , возрастёт
уровень конкуренции среди банков и предприятий , причём не только в зоне
евро, но и за её пределами.
Наиболее вероятными случаями использования евро во внешнеторговой практике
можно считать следующее :
. Контракты , по которым белоруской стороне предоставляется кредит от европейского партнера ( именно он в соответствии с мировой практикой определяет валюту контракта );
. Контракты на поставку готовой продукции из нашей страны в страны зоны евро;
. Покупка и продажа товаров на товарных биржах и аукционах в зоне евро .
Невыгодная для наших предприятий ситуация может сложиться при одновременном сочетании трёх факторов : увеличение доли евро во внешних заимствованиях ( это вполне вероятно , поскольку среди наших ведущих кредиторов – Германия и Европейский банк реконструкции и развития , которые будут предлагать кредитные ресурсы только в евро), преобладании доллара в экспортных поступлениях и заметном снижении курса доллара по отношению к евро. В таком случае потери на курсовой разнице неизбежны .
Евро постепенно превращается в общеевропейскую валюту , и большинство стран – кандидатов на вступление в ЕС уже привязали свои национальные валюты к нему. Поворачивается к евро и Россия , в том числе и для того
,чтобы подстраховаться от возможного падения курса доллара , поэтому , в частности , на российском рынке банковских депозитов начался настоящий бум евро . Все наши соседи , причём не только на Западе , но и на Востоке активно выпускают номинированные в евро облигации . Переход на эту валюту даёт импульс к развитию экономики в целом, снижает учётные ставки, предоставляет иностранным инвесторам гарантии их сделок и стимулирует создание рынков долгосрочного кредита .С помощью евро углубляется интеграция банковского сектора в международную финансовую систему .
Если же посмотреть на проблему шире , то следует признать , что евро – всего лишь инструмент , в том числе для укрепления общеевропейского экономического сотрудничества. Сейчас эксперты работают над конкретизацией инициативы ЕС, связанной с созданием единого европейского экономического пространства , включающего Россию и другие европейские страны СНГ . Поэтому для наших предприятий чрезвычайно важно найти своё место в этом процессе . Следует определить степень влияния ЕС на наши экономические интересы и его сопряжённость с двумя другими важнейшими факторами развития – союзом с Россией и планируемым вступлением в ВТО .
Важная роль в этом процессе отводится ассоциациям промышленников, банкиров , неправительственным организациям . Например, Белвнешэкономбанк активно участвует в работе Европейского делового конгресса , который приступает к реализации инвестиционных проектов в Беларуси.[16]
3. Мировая валютная система .
Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов , с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.
Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.
Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы ( это ясно видно на примере того, как система «золотого стандарта» сменялась Бреттон-Вудской валютной системой и т.д.).
Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами.
Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие
внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном
валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.
Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их
тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и
регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.
Теория выбора режима валютного курса предполагает, что использование определённого механизма курсообразования налагает на правительство соответствующие ограничения при построении макроэкономической политики . При этом в каждом конкретном случае выбор режима валютного курса является компромиссом между доверием к проводимой политике и степенью свободы в применении набора макроэкономических инструментов для достижения поставленных целей .
Проблема однако заключается в том, что данные ограничения на действия правительства налагаются лишь теоретически . На практике же совокупность и характер стоящих перед странами макроэкономических проблем часто приводят к невозможности выполнения всех задаваемых условий , а следовательно, повышают уязвимость экономики по отношению к некоторым вариантам развития событий .
Дополнительным препятствием проведению последовательной макроэкономической политики является существование феномена политического цикла и предпочтение правительством краткосрочных выгод в ущерб долгосрочным.
Для переходной экономики ,характеризующейся существованием таких проблем, как неустойчивый экономический рост , сложное финансовое состояние реального сектора и банковской сферы , высокая инфляция, безработица и внешний долг , проблема компромисса между доверием и гибкостью является ещё более сложной .
Столкнувшись в конце ХХ годов с чередой валютно - финансовых кризисов , экономисты стали склонятся к выводу , что использование промежуточных режимов валютного курса является ошибкой , так как задаваемые в их рамках целевые зоны колебаний курсов становятся своего рода мишенью для атак международных и отечественных спекулянтов . А поскольку среди многих ведущих экономистов и международных финансовых организаций доминирует точка зрения о полезности открытости страны потокам капитала , то проблема предотвращения или, по крайней мере , снижения вероятности валютно- финансовых кризисов была перенесена в плоскость выбора адекватного крайнего режима валютного курса – валютного совета или плавания.[17]
Политика валютного комитета на протяжении последнего десятилетия
признавалась многими отечественными и зарубежными экономистами панацеей в
решении проблемы выбора оптимального режима обменного курса . Однако
коллапс этой политики в декабре 2001 г. в Аргентине , приведший к
человеческим жертвам , заставил многие страны пересмотреть возможность
введения механизма валютного совета в ближайшем будущем . Вопрос насколько
целесообразен и реален процесс реализации политики валютного комитета в
Республике Беларусь является особо актуальным на этапе интеграционного
сближения монетарных систем Беларуси и России в рамках Союзного государства
.
Примеры мирового опыта свидетельствуют , о том , что выбор валютного
режима для стран , интегрирующихся в экономические образования , может
пасть на механизм валютного совета , что фактически и произошло в Эстонии
, Литве и Болгарии(номинанты для вступления в ЕС). Данную практику нельзя
назвать абсолютно новаторской для применения в Республике Беларусь , так
как ещё в Концепции валютной и кредитно-денежной политики на 1999-2000 гг.
одним из пяти возможных вариантов предусматривался механизм валютного
совета . И , хотя он и не был реализован в республике , идея его внедрения
остаётся привлекательной для многих отечественных экономистов .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9