- жёсткая фиксация национальной валюты к иностранной ;
-автоматическая конвертируемость , то есть постоянно обеспеченная возможность в любой момент обменять местную валюту на резервную по фиксированному курсу;
-наличие достаточного объёма иностранной валюты , который, по меньшей мере
, не уступал бы стоимосной оценке денежно-кредитных обязательств для выполнения предыдущего условия (обычно 105-110% покрытия национальной денежной массы на случай внезапных потрясений , связанных с падением цен активов , составляющих резервы );
- запрет на операции центрального банка на открытом рынке , а при жёсткой фиксации курса ограничиваются и его возможности оперировать косвенными инструментами (маневрировать процентными ставками ) и в целом выполнять свои регулирующие функции ;
- достижения разумного оздоровления финансовой системы , готовность допустить банкротство слабых банков ;
-принятие долгосрочного обязательства проводить указанную политику , которое должно быть оформлено в виде закона или упомянуто в банковском кодексе , для того , чтобы защитить рассматриваемый режим от угрозы политического вмешательства .
Для решения всех поставленных задач возникает первостепенная
необходимость определения резервной валюты для РБ , выбор которой зависит
от трёх факторов . Преимущественно предпочтение отдаётся валютам стран
большой семёрки , как наиболее стабильным, с развитыми финансовыми рынками
и широким разнообразием финансовых инструментов . Кроме этого , необходимо
учитывать направление торговых потоков , валюту экспортно-импортных
операций , а также валюту внешнего долга . Последним аспектом является
степень долларизации экономики как аргумент в пользу выбора доллара США. По
совокупности факторов перед РБ лежит выбор между тремя валютами : доллар
США – по причине высокой долларизации экономики и в расчётах по внешним
операциям , немецкая марка – Германия главный торговый партнёр из стран
дальнего зарубежья (0,07% от объёма внешних сделок в 1999 г.), российский
рубль – РФ основной торговый партнёр среди всех стран (62% в 2000г.)и
партнёр по валютно – экономической интеграции . Приоритет концентрации
торговли играл решающую роль при выборе резервной валюты во многих странах
с валютным управлением . Так , внешнеэкономические отношения Эстонии с
Германией составляли около 70% к другим странам в 1999г. Литва использует
американский доллар однако идут переговоры на высшем уровне о
переориентации на евро по причине роста объёма торговых связей со странами
ЕС ( только с Германией удельный вес составил половину от всей суммы
торгового баланса ). Таки образом , использование российского рубля в
качестве резервной валюты, опираясь на этот индикатор видится оптимальным.С
другой стороны , валютную политику России нельзя назвать идеальной , да и
по поводу конвертируемости российского рубля возникают сомнения . К тому же
номинальная привязка к курсу российского рубля реально может означать
фиксацию к доллару США , который обеспечивает устойчивость валюты РФ на
внутреннем национальном рынке .
Использование же американского доллара представляется затруднительным
по причине недостаточного количества валютных резервов Нацбанка для
покрытия рублёвой денежной массы . Выходом из сложившейся ситуации может
стать параллельная фиксация как к доллару , так и к российскому рублю ,
что фактически и проводится монетарными властями Республики Беларусь.
Альтернативой является номинальная декларация росрубля в качестве резервной
валюты , в то время как реальный механизм фиксации будет проводится с
учётом кросскурсов двух валют к доллару США и взаимной рыночной котировке
на валютных рынках .
Главным преимуществом реализации механизма валютного совета для РБ ,
что подтверждается примерами мирового опыта , станет достижение
стабильности цен в средне- и долгосрочном периоде. Ещё одним преимуществом
реализации механизма валютного совета а РБ станет отмена практики ”банкир
– клиент ” между Нацбанком и правительством , тем самым прекратится
кредитная эмиссия в некоторые отрасли экономики .[18]
Денежно-кредитная и валютная политика РБ (2000-2002гг.).
Осуществленные мероприятия в области денежно-кредитной и валютной политики
стали основой для активизации сотрудничества с международными финансовыми
организациями, центральными банками других государств. Так, на состоявшемся
в конце сентября 2000 г. Ежегодном собрании управляющих МВФ и Всемирного
банка в Праге руководство Фонда в целом положительно оценило достигнутые
результаты денежно-кредитной политики, проводимой в республике. В IV
квартале был подготовлен Меморандум о денежно-кредитной политике до конца
2000 г. и на I квартал 2001 г., реализация которого позволила начать
работу, направленную на создание условий для достижения соглашения с МВФ. И
здесь важно отметить, что это необходимо не только и даже не столько с
точки зрения получения финансовых ресурсов для решения стабилизационных
задач, сколько для того, чтобы обеспечить повышение инвестиционной
привлекательности республики. В этом же направлении должны действовать и
другие органы государственного управления.
Таким образом, к важнейшим положительным результатам денежно-кредитной
политики 2000 г. можно отнести следующие:
• переход к единому обменному курсу белорусского рубля и обеспечение
стабильности его рыночных котировок;
• ужесточение денежно-кредитной политики, выразившееся в том, что кредитование народного хозяйства осуществлялось в основном на безэмиссионной основе, рублевые и процентные ставки достигли положительного уровня в реальном выражении;
• поддержание параметров кредитной эмиссии, которая направлялась на финансирование дефицита государственного бюджета, в пределах запланированных значений.
Вместе с тем не удалось обеспечить решение ряда задач. В частности, недостаточными темпами шло наращивание финансового потенциала банковской системы. Темпы роста денежных агрегатов значительно превышали первоначально планировавшиеся. Не обеспечено доведение размеров чистых иностранных активов до размеров рублевой денежной базы. В определенной мере данные обстоятельства связаны с невыполнением мероприятий общеэкономического характера, реализация которых должна была вестись параллельно с осуществлением намеченной денежно-кредитной политики.
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2001 год её наиболее важной оперативной целью является обеспечение высокой стабильности и предсказуемости обменного курса национальной валюты . Во- первых , это является логичным продолжением монетарной политики 2000 года , так как после достижения единого курса белорусского рубля не менее важной задачей становится достижение его стабилизации и конвертируемости . Во- вторых , как показывает анализ зарубежного опыта , в первую очередь , опыта малых стран как с рыночной , так и с переходной экономикой , такая постановка задачи является наиболее рациональной . Если денежно-кредитная политика в условиях малой экономики , сильно зависящей от внешнего мира , строится таким образом, чтобы обеспечить стабильность обменного курса национальной валюты , то это создаёт оптимальные условия для развития внешнеэкономических связей , достижение высоких темпов роста ВВП, нормализации инфляционной ситуации.
Однако , несмотря на то, что необходимость ликвидации множественности
обменных курсов была очевидной практически для всех , осуществлению данного
шага должна была предшествовать существенная подготовительная работа , а
сама тактика перехода требовала соответствующего углубленного анализа всего
комплекса возможных последствий . Ведь до 14 сентября 2000 года , когда в
Беларуси был достигнут единый обменный курс белорусского рубля ,
отклонения рыночных котировок от официального курса достигали двух- и
трёхкратной величины . И такая ситуация курсообразования , по существу ,
представляла собой своеобразную форму скрытого субсидирования “’
критического импорта” (в основном энергоносителей , а также зерна ,
некоторых других товарных групп) и сопровождалась проведением весьма мягкой
денежно-кредитной политики . Размеры процентных ставок по рублевым
операциям часто не покрывали уровень инфляции , а масштабы кредитной
эмиссии Национального банка были весьма внушительны .Экономика и
банковская система во многом “привыкли” к такой политике . Поэтому
следовало учитывать , что резкое изменение денежно-кредитной политики в
плане её существенного разового ужесточения и проведения скачкообразной
девальвации официального курса , по которому осуществлялся бухгалтерский
учёт , могли иметь как минимум две группы отрицательных последствий . Во-
первых это не могло подорвать ликвидность банковской системы ,. И не только
в краткосрочной перспективе . Возврат предоставленных под относительно
высокие номинальные процентные ставки банками долго- и среднесрочных
кредитов оказался бы в существенной степени затруднен . С другой стороны ,
на банки легло бы бремя процентных платежей по срочным депозитам. Это могло
привести к наличию долгосрочных проблем с ликвидностью и рентабельностью у
банков . Во-вторых , резкая девальвация официального валютного курса в
условиях малой открытости экономики ведёт к существенным изменениям в
структурах балансов предприятий нефинансового сектора , большинство из
которых так или иначе являются субъектами внешнеэкономических отношений
.Размер кредитов в иностранной валюте , полученных ими от банков ,
превышает сумму валютных депозитов и текущих счетов примерно в два раза . И
отрицательные последствия от такой переоценки активов и пассивов ,
вызванной резкой девальвацией , могли привести к неплатёжеспособности
многих предприятий ( включая экспортёров) , что весьма вероятно перевело бы
возможный положительный эффект от увеличения рентабельности экспорта и его
конкурентоспособности из категории среднесрочного в разряд заоблачного.
В 2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной политики,
в результате чего в феврале процентные ставки по рублёвым операциям вышли
на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения
затем начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального
банка были значительно ограниченны, при этом она направлялась исключительно
на кредитование дефицита государственного бюджета. Всё это позволило,
начиная с апреля 2000 г., существенно снизить темпы девальвации рыночных
котировок рубля (с 2-5 % в среднем за месяц до 0,5-1,5 %), а в мае была
начата ускоренная корректировка его официального курса .В текущем году
Национальный банк продолжил ужесточение денежно-кредитной политики,
сокращая реальные размеры кредитной эмиссии и обеспечивая уровень рублёвых
процентных ставок выше инфляции, хотя в номинальном выражении они
постепенно снижаются. Прирост потребительских цен сокращался ежемесячно и
в целом снизился 4,8 % в январе до 0,8 в августе. Что касается темпов
девальвации, то ожидается, что они в среднемесячном исчислении составят не
более 2,5 % к доллару США и 2 % к российскому рублю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9