Мировая валютная система и ее эволюция
p> Не менее важно и то, что, с одной стороны , позволило значительно повысить степень доступности валютных ресурсов для предприятий и граждан, с другой – нивелировало основные факторы развития теневых операций в валютной сфере. Было снято множество ограничений, действовавших по операция как на наличном , так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении нерезидентов) . И сегодня практически достигнута конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям. Национальный банк осуществляет вместе с правительством работу с МВФ по поводу присоединения к статье 8
Устава Фонда, в которой сформулированы критерии конвертируемости национальной денежной единицы по текущим операциям.

Данные изменения в денежно-кредитной и валютной политике показали существенное положительное влияние на состояние внешнеэкономических связей нашей страны . В 2001 году практически впервые после 1991 года , т. е. за всё время существования Беларуси как независимого государства, достигнуто положительное сальдо баланса текущих операций. За 6 месяцев текущего года оно составило плюс 239,8 млн.долл. США (за аналогичный период прошлого – минус 257,6 млн. долл.). Экспорт товаров в долларовом выражении увеличился на 14,6 %. Причём его рост был характерен для всех основных его товарных групп: экспорт машин и оборудования – на 13,8 %, транспортных средств – на
11,4 %, недрагоценных металлов -15,4 %. Ещё более значительным был рост поступлений валютной выручки на счета предприятий республики, сумма которой увеличилась более чем в 1,5 раза. Это связано со снижением доли бартерных расчётов . Что касается импорта, то он возрос всего лишь на 1,4 %, хотя следует отметить , что такая умеренная его динамика в значительной степени связана со снижением цен на нефть . Всё это значительно укрепило позиции белорусского рубля и позволило увеличить размер золотовалютных резервов .
Сумма чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования за 8 месяцев 2001 года возросла на 65 % (с 150,6 до 277,.4 млн. долл.), хотя первоначально планировалось лишь их умеренное увеличение .Однако правительство и Национальный банк , что положительный эффект от перехода к единому обменному курсу белорусского рубля и либерализации валютного рынка не вечен . Поэтому задача повышения конкурентоспособности национальной экономики и привлечения иностранных инвестиций является одной из приоритетных для всей социально- экономической политики . В частности ,
Национальный банк положительно относится к увеличению присутствия иностранного капитала в банковской системе республики . И можно отметить , что из 24 действующих в республике банков 17 - это банки с участием иностранного капитала . И с целью увеличения притока иностранных инвестиций в банковскую систему в 2000 году был установлен льготный режим создания и регулирования деятельности совместных и иностранных банков в Свободных экономических зонах ( в республике их всего пять , прорабатываются вопросы
, связанные с созданием шестой – в Могилёвской области ). Этот порядок предусматривает упрощённую процедуру регистрации и отчётности, освобождение от некоторых нормативов и ограничений, обязательных для других банков действующих на остальной территории РБ . В настоящее время в Минской СЭЗ зарегистрирован и начал работать Атом–банк , капитал которого состоит из взносов учредителей из РБ , США и Прибалтики .

Заканчивается разработка Основных направлений денежно-кредитной политики на 2002 год, а также Концепции развития банковской системы до 2010 года , которые во многом будут определять средне – и долгосрочную политику
Национального банка . Работа над этими документами ещё не завершена .Тем не менее практически с полной уверенностью можно ожидать дальнейшее ужесточение денежной политики. При этом важнейшей её оперативной целью вероятнее всего останется обеспечение стабильного и предсказуемого валютного курса. Намечается довести темпы девальвации белорусского рубля(по доллару США и российскому рублю ) до показателя порядка 15 % в 2002 году и около 5 % в 2005 году.

В заключение следует отметить, что стратегическими целями денежно- кредитной политики является создание благоприятных условий для активного вхождения Беларуси в систему международных экономических связей путём углубления финансово-экономической стабилизации в республике, достижения международных банковских стандартов по всем основным аспектам функционирования банковской системы. Другой альтернативы нет, так как
Беларусь имеет небольшую экономику, характеризующееся высокими показателями интенсивности внешнеэкономических потоков. Отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг к ВВП превышает 100 %. Это один из наиболее высоких показателей для стран бывшего СССР, которых примерно соответствует уровню, достигнутому небольшими странами Центральной и Западной Европы. И фактически возможности наращивания экономического потенциала республики находятся в прямой зависимости от динамики внешнеэкономических отношений со всеми партнёрами.[19]

Основные направления денежно-кредитной политики на 2001 г. предполагают ее дальнейшее ужесточение с тем, чтобы добиться закрепления положительных тенденций в экономике и денежной сфере, достигнутых в 2000 г. При этом в качестве основной, оперативной, цели Национального банка принимается обеспечение стабильности валютного курса. Данная цель в условиях Республики
Беларусь более точно отражает приоритеты денежно-кредитной политики, направленной на создание условий для достижения финансово-экономической стабилизации, и положительной экономической динамики.

С целью создания необходимых условий для достижения финансово- экономической стабильности кредитование дефицита бюджета в 2001 г. предполагается осуществлять в иностранной валюте (долларах США). Поэтому стабильность валютного курса -важное условие недопущения чрезмерной нагрузки на бюджет. Кроме того, эффективное проведение монетарной политики, основанной на приоритетности такой оперативной цели, как достижение определенных темпов инфляции (например, «инфляционное таргетирование»), возможно в том случае, если уровень либерализации ценообразования достаточно высок (по крайней мере, выше достигнутого в республике).
Наконец, стабильность единого обменного курса белорусского рубля - важнейшее условие успешного развития сотрудничества с Банком России и международными финансовыми организациями.

С целью реализации данного приоритета в Основных направлениях денежно- кредитной политики на 2001 г., а также меморандуме о денежно-кредитной политике, подготовленном в контексте развития сотрудничества с МВФ, предусмотрены конкретные меры в области денежно-кредитного регулирования, развития банковской и платежной системы, процентной и валютной политики, международного сотрудничества, а также показатели монетарной политики, включающие контролируемый и ряд индикативных.

Контролируемым показателем является темп девальвации белорусского рубля. В целом на 2001 г. он прогнозируются в среднемесячном исчислении на уровне 2,5% к доллару США и 2% к российскому рублю. Данный параметр определен в соответствии с другими важнейшими показателями, предусмотренными Прогнозом социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2001 г., и его достижение должно обеспечить, с одной стороны, поддержание конкурентоспособности национальных производителей, с другой - благоприятные условия для стабилизации инфляционной ситуации. При определении фактических темпов девальвации будет учитываться разница в темпах инфляции в Беларуси и России.

При этом предполагается курсообразование осуществлять на рыночных принципах, а возможные отклонения котировок белорусского рубля сглаживать посредством валютных интервенций Национального банка, проведения соответствующей процентной политики, применения комплекса инструментов денежно-кредитного регулирования, направленных на формирование соответствующей конъюнктуры финансовых рынков. Будут обеспечены равные условия доступа на все сегменты валютного рынка, включая ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», и продолжена реализация мер, направленных на дальнейшую либерализацию валютного рынка, включая снятие ограничений, действующих на межбанковском рынке.

Размер денежного предложения в целом за год может вырасти не более чем на 52% (около 3,5% в среднем за месяц), сумма рублевой кредитной эмиссии планируется на уровне 20 млрд руб. Это более чем в 4 раза меньше по сравнению с текущим годом в номинальном выражении и примерно в 7 раз - в реальном.

Значительное ужесточение денежно-кредитной политики в 2001 г. предъявляет новые, более высокие требования к уровню надежности банковской системы, ее финансовому и технологическому потенциалу. И здесь важно обеспечить должное разделение функций между Национальным банком, коммерческими банками, Ассоциацией белорусских банков и клиентами, соответствующее международной практике и принципам, действующим в условиях рыночной экономики.

Особое внимание будет уделено обеспечению реального выполнения
Национальным банком функции кредитора последней инстанции. В этой связи сохраняющиеся в настоящее время отношения собственности между центральным банком и отдельными коммерческими банками приводят к конфликту целей деятельности Национального банка в области денежно-кредитной политики и пруденциального надзора. В качестве первого шага Национальному банку целесообразно осуществить передачу Правительству своей доли акционерного капитала в Беларусбанке и Белагропромбанке. В дальнейшем Национальный банк будет проводить политику сокращения доли своего участия в капитале других коммерческих банков, в частности таких, как Белвнешэко-номбанк и
Межторгбанк.

[pic]

О - реальный курс бел. рубля к долл. США • - реальный курс бел. рубля к росс. Рублю

Рис. 2.2.3 Динамика реального валютного курса белорусского рубля в 2001 г.

Чистые банковские активы банковской системы за 201 год снизились на
30,1 млн долларов США и на 1 января 2002 г. составили 336,4 млн долларов
США . Это сокращение полностью динамикой чистых иностранных активов банков
, объём которых снизился с 216 млн долларов США на 01.01.2001 до 108,7 млн долларов США (или на 49,7процента ).Сокращение чистых иностранных активов банков обусловлено увеличением на 74 млн долларов США валовых обязательств перед нерезидентами РБ и снижением валовых иностранных активов на 33,3 млн долларов США . Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования увеличились за 2001 год на 77,1 млн долларов США (или на
51,2 %).Валовые иностранные активы банковской системы за 2001 год увеличились на 51,7 млн долларов США и на 01.01.2002 составили 740,7 млн долларов США . Валовые иностранные обязательства банковской системы увеличились на 81,8 млн долларов США и на 01.01.2002 составили 403, 3 млн долларов США .

Рублёвая денежная масса на 1 января 2002 г. 1256,1 млрд рублей (или на
88,5 процента ). Среднемесячный её прирост (5,4 процента ) за 2001 год на
2,2 процентного пункта выше среднемесячного прироста потребительских цен и на 1,9 процентного пункта ниже среднемесячного прироста за 2000 год. В реальном выражении рублёвая денежная масса увеличилась на 29 % (в 2000 году
– на 12,8 %).
В 2001 году в динамике рублёвой денежной массы наблюдался рост всех её компонентов.[20]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать