19,6%, временную (эпизодическую) занятость- 13,2%, каникулярную занятость-
4,4%. Среди уже имеющих работу соответствии профессии ожиданиям отметили
74,3% опрошенных, а не соответствие гораздо меньше- 25,7%. Молодёжь реально оценивает уровни оплаты труда в различных секторах экономики: стремление работать в частном секторе продемонстрировали 57,4% участников Форума, а в государственном- 18,2%, выдвинули в качестве критерия выбора высокий уровень оплаты труда- 17,7%, хотят открыть собственное дело- 6,7% опрошенных.
Сроки поиска работы в среднем для участников Форума оказались значительно
меньше, чем для безработных Москвы в целом: менее одного месяца искали
работу 17,9%, от 1 до 4 месяцев- 51,2%, от 4 до 6 месяцев- 12,2%, более
6месяцев- 18,7% опрошенных. Среди способов поиска работы предпочтение
отдано помощи родных и знакомых- 40,4%, обращение к услугам частных
кадровых агентств- 24,8%; самостоятельно рассылают резюме по различным
организациям 19,2%, обращаются в органы государственной службы занятости
8,4%, а пробуют найти работу иными способами 7,2% опрошенных участников
Форума. Однако оценки будущих перспектив трудоустройства пока не выглядят
оптимистичными: только 21,8% респондентов знают, где будут работать, 40,4%
находятся в активном поиске работы, 15,4% не видят для себя никаких
перспектив на рынке труда, а 22,4% опрошенных затруднились с ответом на
данный вопрос.
Относительно благополучные результаты проведённого обследования свидетельствуют о ситуации лишь на небольшом сегменте молодёжного рынка труда Москвы. Характеристики занятости и безработицы среди лиц, не охваченных высшим профессиональным образованием, очевидно, иные. Однако, выявленные в ходе исследования социально-психологические аспекты достижения эффективной занятости молодёжи вполне могут быть реализованы совместными усилиями всех участников молодёжного рынка труда- государства, работодателей и самих молодых работников.
Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи.
В настоящее время в системе образования и профессиональной подготовки
рабочих кадров осуществляется качественная перестройка, призванная привести
её соответствие с требованиями рынка труда. Сокращение общих показателей
подготовки кадров зачастую рассматривается с негативной стороны, как
проявление кризиса системы. Однако при это не принимается во внимание
демографическая ситуация. Анализ изменений в возрастном составе населения
за последние 15 лет свидетельствует о том, что численность молодёжи,
находящейся в трудоспособном возрасте и формирующей потенциальный
контингент учащихся профессиональных учебных заведений, неуклонно
уменьшается как а абсолютном, так и в относительном выражении (см. табл.
1). Кроме того, в настоящее время растёт доля молодых людей, не желающих
продолжать учёбу после окончания средней школы и выходящих непосредственно
на рынок труда.
Таблица 1
Изменение возрастного состава молодого поколения
В 1985-2001гг. (в тыс. чел.)
| |1985 |1995 |2000 |2001 |
|Численность населения по |137410 |147022 |147997 |147938 |
|возрастным категориям | | | | |
|16-17 лет |4875 |4053 |4288 |4313 |
|В % к общей численности |3,55 |2,67 |2,90 |2,92 |
|18-19 лет |5279 |3904 |4148 |4263 |
|В % к общей численности |3,84 |2,66 |2,80 |2,88 |
|20-24 лет |12995 |9755 |9922 |10166 |
|В % к общей численности |9,46 |6,64 |6,7 |6,87 |
|25-29 |11902 |12558 |9657 |9508 |
|В % к общей численности |8,7 |8,54 |6,53 |6,43 |
Таким образом, сдвиги в системе профессиональной подготовки нельзя
однозначно трактовать как кризисные. Это- процесс её адаптации к
объективным условиям социально-демографической и экономической ситуации.
Причём показатели, свидетельствующие о сокращении выпуска рабочих и
специалистов, в большей степени подвержены влиянию социально-
демографических факторов. А показатели, характеризующие изменение типов
подготовки, структуру учебных заведений, технологию образования, перечень
профессий, по которым ведётся подготовка, тесно связаны с экономическими
факторами, в том числе с состоянием рынка труда.
Что касается качественных изменений в системе профессионального
образования, то следует отметить: учебные заведения пытаются адаптировать
свои программы к потребностям рынка труда. Вводятся дополнительные к
основному курсу программы, расширяющие кругозор учащихся, или так
называемые интегрированные программы, зачастую осуществляемые совместными
усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных
заведений. Последние направлены на то, чтобы научить выпускников
“обучаться”, то есть постепенно осваивать всё более сложные профессии и в
зависимости от уровня своих способностей повышать квалификацию.
Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким: они предпочитают им опытных работников. Профессиональные учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка труда, не изучая положение на нем своих выпускников. В результате диспропорции между спросом и предложением становятся настолько привычными, что уже в ряде регионов практикуется направление только что окончивших учебные заведения рабочих и специалистов на переподготовку чуть ли не в те же самые учебные заведения.
Система профессионально-технического образования испытывает в настоящее
время значительные финансовые трудности. ПТУ практически лишились
материально-технической помощи со стороны предприятий. Если несколько лет
назад подросток, поступая в училище, уже знал, где он будет работать по его
окончании, то теперь, в условиях, когда предприятия не имеют возможности
вкладывать средства в свои производственные базы, предоставлять места для
производственной практики учащихся подшефных училищ и готовить рабочих,
большинство выпускников получают свободное распределение. Большинство
молодых людей, имеющих среднее специальное образование, пополняют ряды
“челноков”, уличных торговцев, происходит отток молодёжи в сферу
нерегулируемой и теневой занятости. В связи с этим реально создание
парадоксальной ситуации, когда при оживлении промышленного производства
вновь возникает потребность в высококвалифицированных кадрах, а таковых на
рынке труда может оказаться недостаточно.
С учетом того, что в настоящее время на рынке труда оказалось много школьников, не достигших 15 лет, и Федеральная служба занятости ими не занимается, встаёт проблема профессиональной адаптации младших школьников и подростков. Для этого на базе имеющихся учебных заведений начала создаваться сеть школ с профессионально-трудовым уклоном: аграрных, промышленных, технических, лёгкой промышленности и др. По существу, речь идёт о введение в систему профессионального образования нового элемента- профессиональной адаптации подростков с неполным среднем образованием.
Ключевой элемент в системе подготовки квалифицированных кадров- ВУЗы- страдает от бюджетного недофинансирования, что не позволяет обновлять опытно-экспериментальную базу, проводить научно-практические конференции и семинары. Но следует отметить, что большинство ВУЗов слабо ориентировано на новые специальности, востребованные рынком. Необходимо ввести изменения в учебный процесс для того, чтобы адаптировать его к конъюнктуре рынка труда, но в тоже время система вузовского образования должна быть ограждена от давления сиюминутных интересов. Она обязана сохранить свою главную функцию- воспроизводство высокоинтеллектуального профессионального потенциала общества.
Необходимы меры, направленные на снижение напряжённости на рынке труда молодёжи, так как в настоящее время продолжительная безработица наиболее велика у выпускников учебных заведений (см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение численности безработных в 1999г.
(на конец ноября; в процентах к итогу)
| |Всего |В том числе |
| | |мужчины |женщины |
|Безработные всего |100 |100 |100 |
|В том числе в возрасте лет: | | | |
|До 20 |7,4 |6,4 |8,5 |
|20-24 |15,9 |16,2 |15,5 |
|25-29 |12,8 |13,8 |11,8 |
|30-34 |13,4 |13,2 |13,6 |
|35-39 |15,4 |16,0 |14,7 |
|40-44 |12,3 |11,5 |13,2 |
|45-49 |10,2 |8,9 |11,5 |
|50-54 |4,5 |4,6 |4,3 |
|55-59 |5,4 |6,6 |4,1 |
|60-72 |2,8 |2,8 |2,7 |
Среди них 40,5% не работают от 6 месяцев до года, а 33,3%- больше года.
Около 40% безработных имеют высшее и среднее специальное образование.
Уровень образования влияет на способ поиска работы. Так, безработные,
имеющие высшее образование, ищут работу самостоятельно, используя личные
связи, а безработные с более низким уровнем подготовки чаще обращаются в
службы занятости.
Накопившиеся проблемы подготовки и переподготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства можно решить лишь в комплексе. В федеральном бюджете должны быть зарезервированы средства на эти цели. Государственная политика занятости нуждается в более точной корректировке и увязке с реальной действительностью, она должна базироваться на содействии малому бизнесу, само занятости граждан. Особенно такая политика необходима в трудоизбыточных, монокультурных регионах, где следует стимулировать создание и преобразование новых рабочих мест с учётом выхода на рынок труда новых поколений.
Только комплексными, целенаправленными мерами можно поддержать систему образования и снять напряжение на молодёжном рынке труда. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества, началась обвальная безработица среди молодёжи. Государственные и федеральные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.
Подготовка молодежи к выходу на рынок труда.
Рыночная трансформация казахстанской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры.
На основе комплексного исследования выявлены проблемы занятости молодежи:
. диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,