Карамзин в своей «Истории государства Российского». Легенда на обратной стороне А се его сребро завершает надпись лицевой стороны. Вокруг изображения бусинный ободок (иногда двойной). Одежда князя украшена бусинами, она напоминает кольчугу.
Чтение надписей на монетах этого типа чрезвычайно затруднительно, так
как в большинстве случаев они являются бессмысленным набором буквообразных
знаков. Это обстоятельство, с одной стороны, ставило под сомнение прочтение
легенды И. И. Толстым, который видел в ней имя Владимира, а с другой —
приводило к самым фантастическим ее прочтениям. Например, Я. Я. Волошинский
прочитал имя «Ярослав», а А. В. Орешников предположил в ней название города
Переяславля. Княжеский знак аналогичен изображенному на златниках и на
монетах 1 типа. Принадлежность его именно Владимиру I подтвердила находка
при раскопках в Новгороде в слое XI в. бронзовой подвески с изображением
такого же знака.
Подавляющее большинство монет этого типа столь же низкопробны, как сребреники 1 типа.
Хронологически этот тип сменяет первый, что вытекает из факта
перечеканки сребреника 1 типа штемпелями II типа, а также из наблюдений над
составом монетных кладов. Вероятное время чеканки монет этого типа — первые
15 лет XI в. Большинство монет II типа происходит из Нежинского клада
(недалеко от Киева) 1852 г.
Монеты III типа (известны 57 экземпляров) выделяются по следующим
характерным признакам: в общем повторяя на обеих сторонах изображения монет
II типа, они отличаются от последних отсутствием нимба вокруг головы князя,
тщательным изображением престола (кресло с высокой и широкой спинкой),
наклоном креста (на всех других монетах он изображен прямо) и, наконец,
почти абсолютной правильностью и полнотой написания легенды: Владимиръ на
столе, а се его сребро. Некоторые элементы рисунка восходят к 1 типу.
Впервые среди монет этого типа встречены экземпляры, происходящие от разных
штемпелей одной из сторон при общем другой. Это свидетельствует о том, что
испорченные штемпели могли заменяться не только парами, но и поодиночке.
Монеты этого типа столь же низкопробны, как и двух предыдущих. Случаи
перечеканки монет II типа штемпелями III типа устанавливают их
относительную хронологию.
Следует отметить, что почти все (четыре из пяти) монеты этого типа,
имеющие высокую пробу (более 840-й), сильно обрезаны. Обломки и обрезки
восточных монет хорошо известны по многочисленным кладам. В кладах первой
половины XI в. они абсолютно преобладают над целыми экземплярами. Так как
низкопробных обрезанных сребреников неизвестно, можно предполагать, что на
Руси хорошо разбирались в качестве обращавшихся монет и функции полноценной
монеты выполнялись только высокопробными монетами.
Монеты IV типа (известно 25 экземпляров) в целом повторяют на обеих
сторонах композиции сребреников II и III типов, отличаясь от них
правильностью рисунка и тщательностью исполнения штемпелей. Скорее всего
все штемпели для монет этого типа изготовлены одним мастером, за
единственным исключением экземпляра, выполненного небрежно и неумело. Среди
монет этого типа встречен экземпляр с уникальной надписью: Владимире
серебро + Съватаго Васила. Такое чтение, как оказалось единственно
возможное, предложил Д. И. Прозоровский. Христианское крестильное имя
Владимира — Василий хорошо известно. По содержанию легенда аналогична форме
надписи на монетах Ярослава Владимировича Мудрого, и это проливает свет на
их взаимную хронологию. Монетами этого типа завершаются эмиссии Владимира.
Такое заключение аргументируется наличием монеты Святополка, штемпели для
которой изготовил мастер монет IV типа. К тому же смешения композиций
изображений и легенд, как правило, происходят только при смене монетных
типов.
На монетах этого типа изображены два вида княжеского головного убора: высокая русская шапка и низкая шапочка с крестом на вершине, повторяющая стемму императоров с византийских монет Василия II и Константина, в чем усматривается намек на равенство русского великого князя византийским императорам.
Златники. В настоящее время известны 11 золотых монет Владимира,
происходящие от 5—6 пар матриц. Прототипом златникам послужили византийские
солиды императоров Василия II и Константина VIII (976—1025). Как и
византийские монеты, они имеют противоположную ориентацию сторон. На
лицевой стороне изображен сидящий князь, в шапке с подвесками, увенчанной
крестом. В правой руке князя крест на длинном древке, над левым плечом —
княжеский знак в виде трезубца. Вокруг изображения надпись, читаемая справа
налево. Вершины букв надписи обращены к центру монеты. Надпись Владимиръ на
столе заканчивается крестом. На обратной стороне — погрудное изображение
Иисуса Христа в кресчатом венце с благословляющей правой рукой и Евангелием
в левой. Вокруг надпись: Iсусъ Христосъ. Изображения обеих сторон заключены
в круговые бусинные ободки. Известен и другой вид надписи лицевой стороны:
Владимиръ, а се его злато.
Почти все златники происходят из двух кладов — Пинского 1804 г. и
Кинбурнского 1863 г., содержавших также золотые византийские монеты.
Высокая проба златников (916—958) соответствует золоту византийских солидов
конца Х— начала XI в. Этот факт является еще одним аргументом в пользу
принадлежности златников Владимиру Святому, а не Владимиру Мономаху, так
как проба солидов к концу XI в. упала до 350. Анализ стиля изображений и
почерка букв и надписей позволяет заключить, что штемпели златников резали
два мастера, причем один из них изготовил и штемпели большой группы
серебряных монет.
Вес златников заключен в пределах 4,0—4,4 г., т.е. соответствует весовой норме византийских солидов. Со временем вес златника стал русской единицей веса — золотником (4,266 г), точно соответствующим 1/96 позднейшего русского фунта.
Монет с именем Святополка известно 50 экземпляров, происходящих от 30
пар различных штемпелей. На лицевой стороне помещено изображение князя на
престоле, близкое сребреникам IV типа Владимира, и круговая надпись, часто
выполненная с ошибками, но читаемая легко: Святополк на столе. На обратной
стороне изображение княжеского знака в виде двузубца, левый зубец которого
завершается крестом. Вверху между зубцами небольшой знак в виде
равноконечного креста с кружками на концах и над-[ись: А се его серебро.
Изображения на обеих сторонах заключены в двойные бусинные ободки, идущие
по краю монеты. . П. Сотниковой и И. Г. Спасским выявлена работа трех
мастеров монет Святополка, один из которых резал и штемпели монет IV типа
Владимира. А. В. Орешников относил эти монеты к чекану великого князя
Святополка-Михаила Изяславича (1093—1113). ошибочность такой атрибуции,
помимо исключительной стилистической близости монет IV типа Владимира и
Святополка, докатается принципиальным различием помещенных на них княжеских
знаков. На монетах Святополка Изяславича следовало бы ожидать знак,
производный от трезубца и подобный знакам сыновей и внуков Владимира 1. Так
как Святополк был приемным сыном Владимира, а фактически приходился ему
племянником, он, видимо, использовал знак, производный от неизвестного пока
знака своего отца Ярополка Святославича. Этот последний должен был
восходить, как и знак Владимира 1, к известному по печати знаку в виде
двузубца их отца Святослава Игоревича. Можно предполагать, что в борьбе за
киевский престол Святополк сознательно противопоставлял себя как Ярополчича
своим двоюродным братьям Владимировичам. Абсолютное большинство монет
Святополка также низкопробные.
Монеты с именем «Петрос». Известны 4 монеты, представляющие особый
тип, примыкающий к чекану Святополка. Все они отчеканены разными
штемпелями, но сходство в деталях рисунка, одинаковое начертание букв
надписей и оригинальное расположение легенд позволяют заключить, что все
штемпели сделаны одним резчиком. Атрибуция этих монет является самым
сложным вопросом классификации древнерусского чекана. И. И. Толстой в
надписи читал имя Георгия (крестильное имя Ярослава Мудрого) и на этом
основании относил их к чекану Ярослава. А. В. Орешников связывал их с
чеканкой Ярополка-Петра Изяславича, князя вышгородского (1077—1078). М. II.
Сотникова и И. Г. Спасский убедительно восстановили легенду этого типа,
прочитав ее следующим образом: Петрос Петрос и Огеос Петрос («Петр, Петр»,
«святой Петр»). По всем иконографическим признакам на лицевой стороне
изображен апостол Петр, а никак не св. Георгий, изображавшийся по
византийским канонам не только без бороды, но и без усов. Особое значение в
правильном определении этих монет приобретает атрибуция княжеского знака,
помещенного на обратной стороне. В. Л. Янин, не усматривая принципиальной
разницы в княжеских знаках на монетах Святополка и с именем «Петрос»,
считает последние также принадлежащими Святополку, а в имени «Петр» видит
его крестильное имя. А. В. Орешников обратил внимание на различие в
дополнительных значках, помещенных между зубцами княжеских знаков, на
монетах Святополка и именем «Петрос» и на монетах еще одной группы со
знаком Святополка с изначально испорченной легендой, в которой уверенно
читается только имя «Петор». Эта группа состоит из 9 монет, происходящих от
6 пар штемпелей, также изготовленных одним мастером-резчиком. Характерно,
что на них изображен не святой, а князь в нимбе и с прямо стоящим крестом в
правой руке. На обратной стороне между зубцов княжеского знака находится
дополнительный значок в виде полумесяца, рогами обращенного вверх. А. В.
Орешников определил их принадлежность к чекану великого князя Изяслава-
Дмитрия Ярославича (1054—1078), а И. И. Толстой — к чекану Ярослава
Мудрого. И. И. Толстой и на монетах этой группы увидел искаженное имя
«Георгия», а Н. П. Петров — имя «Дмитрий». Н. Д. Мец, придав принципиальное
значение значкам, помещенным между зубцами княжеских знаков, пришла к
выводу о соответствии каждому имени на монете определенного значка:
Святополку — крест, Петру — якорь, и Дмитрию — полумесяц, а также об
одновременности чеканки монет Владимиром Святославичем и его сыновьями.
Среди монет с именем «Петр» как в форме «Петрос», так и «Петор» нет
высокопробных, а большинство из них имеют только следы серебра. Этим,
вероятно, объясняется и ограниченный ареал монет Святополка и с именем
Петра, находки которых неизвестны за пределами Киевского, Черниговского и
Переяславского княжеств.