«Беллегпром», «Беллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.) .
Многие из белорусских кон-цернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.
В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных
хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их
состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе
бывших министерств и ведомств и наделены достаточно широкими властно-
распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о
государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким
определением их правового статуса, задач, функции, полномочии, особенно
входящих в их состав субъектов хозяйствования. Увеличилось количество
носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств
и ведомств), ряда организации (особенно торговых - розничных и оптовых),
предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая
(административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» -
должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов;
промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия
- немонополнсты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономики» в
республике составляет 21-25% ВВП.
В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности .
Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены
частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете
директоров АК «Слав-нефть» представлены 4 зам. министров. Топливно-
энергетического комплекса, Министерства государственного имущества.
Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
(с российской стороны), а также один зам. министра Министерства по
управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской
стороны) .
Примерами усиления государственной монополистической практики
являются: государственная интервенция в акционерные компании - введение в
1997 г. «золотой акции». особого нрава государства вмешиваться в деятельность акционерных
компаний, принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте,
дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных нрав на
экспорт шерстяных тканей концерну «Беллег-пром». Указ «О некоторых мерах по
координации деятельности Национального банка» (март 1998 г.) юридически
закрепил фактическое руководство правительства денежно-кредитной политикой,
установив обязательность принимаемых им решений для Национального банка.
Парламент республики узаконил право Совета Министров проводить единую
денежно-кредитную политику . Все это дало основание некоторым авторам
назвать Беларусь полигоном для антиконкурентных действий правительства.
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том,
что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво.
Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной
системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние
уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного
комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и
болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная
система с господством псевдорыночных отношений и государственного
монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия
управленческой власти.
Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.
Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная
«добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации
управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным
меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и
финансовая зависимостьот центрального звена, отсутствие необходимого научно-
технического и производственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные общества появились вследстнне обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.
Монополизм и конкуренция
В Беларуси сложилась уникальная сверх-мононолизированная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.
В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около GO".) ИСЧ.-Л прод кипи 118. C.40J. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повьшшлся. Так. к началу 90-. годов он в 10 раз превышал западноевропейский (табл.1):
Если в 1970 г. средний размер промышленного предприятия в Беларуси был
существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. - в БССР, 640 - в СССР),
то'к 1989 г. карти- на сгааа обратной: БССР — 1010 чел., СССР.*. 793 чел. В странах
Западной Европы. Японии Южной Корее на 1 предприятие в 1989 г при.'
ходилось не более 80-90 чел. [ 19. С.64; 20. С.51
По нормативным документам антнмоно мольных органов в экономике республики выделяются следующие «рыночные» молед$с деконцентрированные отрасли (розничной | торговля) и рынки (строительных материалов-товаров легкой промышленности, банковских,'" страховых, строительных услуг); олигополиу представленные несколькими крупными пре приятиями, занимающими доминирующе положение в производстве и реализации (на! пример, телевизоров, цемента, часов и др. локальные монополии в масштабах регионам ных товарных рынков (например, монополии предприятий, перерабатывающих сельско-v зяйственную продукцию, предприятий торгоь-ли и бытового обслуживания в отдаленны ••: населенных пунктах, естественных локальнь:. монополий в системе водо-, газо-. тепло-, электроснабжения и др.) (7. С.67]. При этом в народном хозяйстве Беларуси отмечается н.гш-чне трех видов монополий - естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей - административных (в форме концернов, министерств, ассоциации) •" технологических (в форме чистой монополии или олигополии) [21. С. 8, 9].
Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии
являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять
искусственные -включающие административные, или организационные, монополии
(в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные -включающие
производственные, или технологические (в форме чистой монополии н овИ го
полип).
В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности -по содержанию, по форме же она является
Таблица 1
Размер предприятий Республики Беларусь по численности занятых
|Показатель |1970 г |I9SOI |1985 г.|1989г. |1990 г |199?г |
| | | | | | | |
|Средняя численность работающих| | | | | | |
|на | | | | | | |
|одном предприятии (чел.) |560 |9SO |998 |1010 |89U |-J5-0 |
* Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
чистой монополией или олигополией (нали-чие ограниченного числа производителей од-нотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.
В зависимости от критериев монополизм можно классифицировать следующим образом: по происхождению — искусственный и естественный; по степени влияния — всеобщий, Абсолютный и так называемая олигополия; по сфере влияния — отраслевой и межотраслевой; по территориальному признаку — тотальный и локальный; по функциональной роли -- ведомственный, должностной и производственный.
В советской практике были распространены и в настоящее время проявляются производные формы монополизма: так называемый функциональный монополизм отдельных должностных лиц (монополизация ими должностных функций, связанных с исполнением возложенных обязанностей); групповой монополизм отдельных групп людей, ведомств. Общей чертой различных видов монополизма является гарантированность существования субъекта независимо от реальных результатов ого деятельности.
Децентрализация государственной систе-мы распределения и отказ от
прямого контро-ля над ценами стимулировали возникновение региональных и даже районных монополии в сфере торговли и сбыта.
Бывшие государственные сбытовые конторы и торговые отделы
трансформировались в акционерные объединения и при отсутствии конкуренции
диктуют потребителям монопольно высокие цены. В результате возведения
региональных барьеров произошла монополизация региональных рынков, возник
массовый сговор продавцов на потребительском рынке. На смену ведомственно-
отраслевому пришел республиканско-регн-ональный монополизм.
Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех ее секторов
(более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых
сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования,
концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг).
(Состояние монополизации белорусской промышленности отражено в табл.2.)