(товарных групп), поставляемых на республиканский и местные рынки. В основном это товары из потребительской корзины, а также важнейшие виды продукции производственно-технического назначения. В целом Государственным реестром охвачены предприятия более чем 20 отраслей, подотраслей и видов деятельности.
В 1996-1997 гг. к числу секторов экономики, подлежащих приоритетной демонополизации, относились строительство, транспорт, переработка сельскохозяйственной продукции и торговля, в 1998-1999 гг. - агропромышленный комплекс и жилищное строительство [26. С. 15-20].
Противоречивость современной ситуации заключается в том, что. с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).
Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это
государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для
телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного
стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано
американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее
время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в
состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение
объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль»,
инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда
мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем [27.
С.1; 28. С.20].
Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реальный
собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в
самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее
осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к
деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того,
что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию
новых монополистов. - производителей промежуточной продукции и
Мингосимущества.
Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен на устранение монополизма на всех уровнях и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано па субъекты закона — органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий
/ст. 7). на практике повсеместно игнорируется [29.С.10].
Вместе с тем большая часть производственной деятельности в стране контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций.
Имеют место различные злоупотребления среди чиновников, запреты на отдельные виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, контрольно-проверочный прессинг (местные власти и налоговые органы проверяют, как правило, фирмы, успешно конкурирующие с государственными) и т.п.
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается
уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике
- появлением новых видов монополий и форм их проявления.
Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.
Особенностями переходного периода яв-ляется резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к настоящему времени.
Анализ белорусских программ демонополизации экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.
Сам антимонопольный закон, принятый в 1992 г., некорректен по содержанию и был заранее обречен на неудачу при реализации, ибо его статьи сформулированы таким образом, что делают акцент не на становление конкуренции, как указано в целевой функции, а на антимонопольное регулирование (ст. 8, 9); рассматривают конкуренцию в Республике Беларусь как реально существующее явление. Этот парадокс объясняется тем, что статьи закона заимствованы из антимонопольных законов развитых стран без учета того факта, что в белорусской экономике отсутствовала реальная конкуренция в ее классических видах и формах. Он недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление конкурентных отношений, которые в большинстве своем носят недобросовестный, в том числе криминальный характер.
Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.
Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений,
позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени
монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду
позиций растет. Монополия на инфор- мацию развивается вследствие коммерциализации информационной области.
Без рефор-мы системы экономических отношений, соответствующей
институциональной среды антимонопольное регулирование не может быть
эффективным.
Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-1998 it. позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.
Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.
Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во- вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.
Антимонопольному регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.
Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. О работе народного хозяйства Республики Беларусь. Ми„ 1999. № 1. С.
14.
2. Сокращение роли государства: государственное управление и устойчивое человеческое развитие в Восточной Европе и СНГ. Нью-Йорк, 1997.
3. Гриб Н. Легпром переделывает экспортный рынок // Белорусская газета. 1999. 8 марта.
4. Формирование экономических и социальных основ Белорусской государственност Матер, иаучпо-практ. копф. Минск, 1 1998 г. / Под общ. ред. П.Г.Никитепко. Мп., 1998.
5. Реформы в экономике: как быть дальше / Материалы конференции подготовила И.Жукова // Национальная экономическая газета. 1999. №12.
6. Лученок А. Беларусь: путь к эффективной экономике // Национальная экономическая газета. 1998. № 16.
7. Программа демонополизации экономик11 Республики Беларусь на 1996-
1997 гг. Мп., 1996.
8. Материал, подготовленный в рамках проекта Международной корпорации
«Поддержка частного предпринимательства в Беларуси>> II Национальная
экономическая газета. 1999. №12-