Налоговая система и ее роль в регулировании рынка
p> 4. Ед. измерения объекта налогообложения. (ден. сумма, гект. земли, лошад. сила)

5. Величина налоговой ставки. (доля на единицу налогообложения)

6. Налоговые льготы.

Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом. Последний равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.

Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Распространены следующие виды налоговых льгот:

. необлагаемый минимум объекта налога;

. изъятие из обложения определённых элементов объекта налога;

. освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

. понижение налоговых ставок;

. вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

. налоговый кредит ( отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину).

Налоговой ставкой называется размер установленного государством размер налога на единицу обложения. Существуют минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.

В основу классификации налогов положены следующие признаки и виды налогов:

1. По объекту обложения:

. налоги с дохода (прибыли);

. с имущества;

. при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.;

. при экспорте и импорте товаров.

17. По субъекту обложения:

. с юридических лиц;

. с физических лиц.

20. По механизму формирования:

. прямые, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество;

. косвенные, взимаются в сфере реализации или потребления и включаются в виде добавки в цену товаров, работ, услуг, т.е. в конечном счете оплачиваются потребителем.

23. По источникам обложения:

. с заработанных доходов (зарплата, гонорар, доход или прибыль предприятий);

. с дивидендов и процентов по вкладам;

. ресурсные платежи (на землю, недра и т.п.)

27. По характеру и моменту обложения:

. в момент выплаты или получения дохода;

. после получения дохода;

. при расходовании доходов;

. по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

. таможенные пошлины: а) фискальные; б) протекционные, целью которых является защита отечественных предпринимателей от иностранных; в) антидемпинговые, целью которых является вытеснение заграничных конкурентов с отечественного рынка; г) преференциальные, т.е. - льготные (льготы на товары, интересующие государство).

33. По органам взимания:

. федеральные (общегосударственные);

. региональные (областные, краевые и т.п.);

. муниципальные (местные - городские, районные).

37. По использованию:

. общего назначения;

. целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).

В Российской Федерации взимаются:

. Федеральные налоги;

. Налоги субъектов федерации;

. Местные налоги.

К Федеральным относятся следующие налоги:
. Подоходный налог с физических лиц
. Платежи за пользование природными ресурсами
. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
. Налог на добавленную стоимость
. Налог на прибыль предприятий
. Акцизы на отдельные группы и виды товаров
. Налог на операции с ценными бумагами
. Таможенная пошлина
. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»...
. Сбор за перекачку, перевалку и налив нефти
. Сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального пр-ва
. Сбор за регистрацию банков и их филиалов
. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
. Транспортный налог
. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
. Государственная пошлина
. Гербовый сбор
. Платежи во внебюджетные фонды РФ

К налогам Субъектов Федерации относятся:
. Налог на имущество предприятий
. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
. Сбор за регистрацию предприятий
. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем
. Лесной доход

К местным налогам, установленным Федеральным законодательством (ставки которых определяются региональными и местными органами власти), относятся:
. Налог на имущество физических лиц
. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
. Земельный налог

К местным налогам, которые могут вводиться органами власти курортной зоны относятся:
. Курортный сбор
. Налог на промышленной строительство в курортной зоне

К местным налогам, которые могут вводиться местными органами власти относятся:
. Налог на рекламу (до 5 %)
. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров
(до 10 %)
. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
. Сбор за открытие игорного бизнеса
. Сбор за участие в бегах
. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до 10
% стоимости товаров)
. Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды образования и др.
. Сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты)
. Сбор за уборку территории


. Сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты)
. Сбор с биржевых сделок ( до 0,1 %)
. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
(до 1,5 %)
. Сбор за право торговли
. Сбор за право использования местной символики (0,5 %)
. Сбор за выигрыш на бегах ( до 5 %)
. Сбор с лиц, играющих на тотализаторе на ипподроме (до 5 %)
. Сбор за проведение кино- и телесъёмок
. Сбор за парковку автотранспорта
. Гостиничный сбор

Налоги на доходы и имущество. Эти налоги называются прямыми, потому что они взимаются с конкретного юридического или физического лица, это: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. В развитых странах доля
( роль) прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно возросла и составляла в 1987 году: США - 91,1%, Япония - 71,2%, Англия - 54,3%, ФРГ
- 4,4%. В СССР их доля в 1987 году составляла 37,7% в доходе госбюджета, и возросла до 43,5% в 1994 году в России.

Налоги на товары и услуги. Эти налоги называются косвенными, потому что они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, это: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

Таблица 2.1
Особенности прямых и косвенных налогов.
|№ |Объект |Прямые налоги |Косвенные налоги |
|1 |Объект обложения |Доход и имущество |Потребительские товары |
|2 |Адресный характер |Да |Нет |
|3 |Путь изымания |Часть дохода или стоимости |Включение в цену товара |
| | |имущества | |
|4 |Учитывается ли | | |
| |величина дохода и |Да |Нет |
| |семейное положение| | |

|Прямые налоги бывают: |Косвенные налоги бывают: |
|Реальные налоги |Акцизы |
|(поземельный, промысловый, на ц/б) |(на товары и услуги частных |
| |предприятий) и НДС |
|Личные налоги |Фискальные и монопольные |
|(подоходный, на прибыль, с наследства |(на товары массового потребления |
|и др.) |производимые государством) |

Ещё налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Так например, налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными и дигрессивными.

Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально большую часть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в одинаковой прогрессии.

Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному доходу и не зависит от его величины.

Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении дохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть.

Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога растёт в убывающей прогрессии.

Пример.
|№ |Доход|Прогрессивный |Пропорциональный |Регрессивный |Дигрессивный |
| | |Норма |Прирост|Норма |Прирост|Норма |Прирост |Норма |Прирост|
|1 |50 |2 % |- |2 % |- |4 % |- |2 % |- |
|2 |100 |4 % |2 % |2 % |0 |3,5 % |- 0,5 % |3 % |1 % |
|3 |200 |6 % |2 % |2 % |0 |3,2 % |- 0,3 % |3,5 % |0,5 % |

За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах (социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования).

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В настоящее время налоги - основная форма доходов государства.

Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на различного рода рынки, которые отражают общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Таблица 2.2
Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней [2]
|Вид налога |Распределение налоговых поступлений в бюджеты |
| |разных уровней ( в процентах) |
| |федеральный |бюджет субъекта |местный бюджет |
| | |Российской Федерации | |
| |бюджет | | |
|Н Д С |30 |20 |5 |
|Акцизы на спирт, водку и |30 |30 |5 |
|ликероводочные изделия | | | |
|Акцизы на минеральные виды| | | |
|сырья, бензин, автомобили,|100 |- |- |
|импортные подакцизные | | | |
|товары | | | |
|Акцизы на остальные виды |- |60 |10 |
|подакцизных товаров | | | |
|Налог на прибыль |10 |15 |5 |
|предприятий (по ставке) | | | |
|Подоходный налог с |10 |30 |5 |
|физических лиц | | | |
|Ресурсные налоги |30 |30 |5 |
|Экологические налоги |30 |30 |10 |
|Федеральные лицензионные |100 |- |- |
|сборы | | | |
|Сбор за использование |100 |- |- |
|государственной символики | | | |
|РФ | | | |
|Налог на землю (с учётом |100 |20 |30 |
|централизации) | | | |
|Налог а имущество |10 |40 |40 |
|предприятий и организаций | | | |
|Транспортный налог |- |10 |40 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать