Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема инвестиций. Высокий уровень общих инвестиций означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, с целью стимулирования совокупного спроса, а с другой стороны — сокращать налоги с целью стимулирования инвестиций частного сектора.
Другая ситуация может возникнуть, если государстов попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики производящие совокупный общественный продукт. Когда совокупные расходы превышают величину совокупного продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен и раскручивание механизма инфляции.
Государственное предпринимательство
Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится до 25% национального богатства.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная
предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее
значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на
предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до
трети валового национального продукта. Сфера государственной
производственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной
службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства
осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной
промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в
национальном доходе приблизилась к 40% вместо 5-10% в начале века.
Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли
огромных размеров: в Швеции — до 25%, Италии и Великобритании — до 30%, в
Австрии и Франции — свыше 40% общего объема капитальных вложений.
Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные
исследования.
Располагая финансами, государства выступают по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу 90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров.
Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных
государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется
в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности
реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны
разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
. обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей;
. стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально- экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций;
. координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды;
. создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение;
. выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом;
. поддержание в нормальном состоянии кредитно-денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Налоговая политика и бюджетное регулирование
Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.
В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли 90% всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим больше 10%, чем достигался определенный уровень социальной справедливости. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40% дохода перераспределялось в самом производстве, 15-17% национального дохода составляли расходы на оборону и только менее 25% направлялось в социальную сферу.
В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более
активным инструментом государственной социальной и экономической политики.
Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.
. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике на Украине. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития.
. В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:
V налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);
V налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);
V налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);
V налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);
V налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей через более высокие цены на непосредственных потребителей).
Среди методов налогового регулирования важнейшее место занимает система налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивного обложения доходов физических лиц, налогообложение корпораций осуществляется по пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот государство воздействует на инвестиционный процесс в определенном направлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала.
К основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся: система специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной амортизации в наиболее динамично развивающихся отраслях; налоговые скидки на инвестиции; различного рода инвестиционные премии, субсидии, инвестиционные фонды.
Анализ результатов налоговых реформ в развитых капиталистических странах позволил западным экономистам вывести зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговыми доходами государства. Рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. Считается, что предел наступает при перераспределении через бюджет более 30% от суммы всех доходов предпринимателей и населения.
Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации, заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот.
В переходный период, ввиду неразвитости кредитной системы Украины и несовершенства законодательной базы, для большинства промышленных и агропромышленных предприятий ставки процента оказались непосильными, что привело к практически полному отсутствию новых инвестиций. В то же время посреднические фирмы, занятые в сфере обращения и на «дорогом» кредите получают многомиллионные прибыли.
Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства.
Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом
инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является
важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные
банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки
обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, который
устанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученные
резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную
(учетную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью
государства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем
оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки
кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается
инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее
эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению
инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными
темпами роста национального дохода. При таком условии достигается
стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста.
Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики — защиту накоплений предприятий и населения.
Заключение
Изучение данной темы дает обильную пищу для полемики и дискуссий.
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического
поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят
решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная
политика достигает цели, в большинстве случаев, тогда, когда она поощряет,
а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий
предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то
есть общества. Следовательно, государство должно благоприятствовать
реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма. Следует
отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где
его вмешательство излишне.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает
условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы
со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных
товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения,
решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное
вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм
и принести заметный вред экономике страны, как это было например, во
Франции и Великобритании в конце 70-х, начале 80-х годов. Из-за слишком
активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов,
темпы экономического роста заметно упали. Решением проблемы явились
приватизация и де регулирование экономики.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что
первостепенной задачей всего государственного механизма является достижение
«золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику.
Использованная литература.
1. Гурне Б. Державне регулювання — К., 1993.
2. Дідківська Л.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки Навчальний посібник. — К.: Т-во “Знання”, 2000
3. Мочерний С.В. Основи економічних знань — Львов, 2000
4. Г.І. Башнянин, Л.Ю. Лазур, В.С. Медеведєв Політична економія. — К.,
Видавицтво «Ніка-Центр Ельга», 2000.
5. Мочерный С.В., Симоненко В.К., Секретарюк В.В., Устенко А.А. «Основы экономической теории» — К., Издательство «Знання», 2000
6. Юхименко П.І., Леоненко П.М. Історія економічних учень — К., 2000