Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование

                                                                                               30                                          

                                                                                                                     

       DБ     DВ        Dсов=∑q1                                                                              

     DА

                                                                                                15

           P                                                                                               

                                                                                                10                                                     DВ

                                                                                                                                                     DБ

                                                                                                   5

                                                                                                                                                  DА

                                                                                                                                                                                     

     

 0      2     4     6              12                  Q                            0                                           Qs=12                         Q                  



а) Чисто частное благо                                 б) Чисто общественное благо                     

        Рисунок 5                                                                     

Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов и Васильев) должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере индивиды получают различную выгоду: наименьшую - Андреев, наибольшую - Васильев. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации - большая редкость

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца".

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.

Таким образом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии "безбилетников".

Эффективный объем производства товара индивидуального потребления определяется сравнением предельного выигрыша от производства дополнительного товара с предельными издержками производства этого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш и предельные издержки равны. Тот же принцип применим и к общественным товарам, но метод анализа при этом другой иной. Для товаров индивидуального потребления предельный выигрыш измеряется выгодой, получаемой потребителем. Рассматривая общественные товары, мы должны ответить на вопрос, как оценивает каждый человек дополнительную единицу продукции. Предельный выигрыш получается сложением этих оценок для всех людей, пользующихся этим товаром. Для достижения эффективного использования ресурсов обще­ственное благо должно производиться в таком объеме, при кото­ром, по обычному правилу принятия оптимальных экономических решений, предельная выгода от потребления блага равна предель­ным издержкам выпуска данного блага.

Таким образом, существует некоторый однозначно определяе­мый оптимальный объем общественного блага, который обеспе­чивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Он может быть определен по формуле:

 

 

MSB (Qs) - МС (Qs),

где MSB (Qs) — предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs, МС(Qs) - пре­дельные издержки производства и обеспечения потребителей дан­ным общественным благом в количестве Qs. (рис. 6).

                                                                                                        

        P                                                                                        

                                                                                                            

                                                                                                           

                                                       MC                                         

                                                                                                          

                                                                                                         

       PS                                                                                       

                                                         MSB                               

                                                                                                           

                                                                                                         

                                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                                                  Рисунок 6                                              

                                          QS                                Q                    

                                                                                          





Итак, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно производиться в таком объеме, когда предельная общественная выгода от потребления данного объема станет равной предельным издержкам выпуска дополнительного количества данного блага до общего объема выпуска Qs. Другими словами, данное общественное благо должно выпускаться до та­кого количества Qs, пока общественная (напомним, суммарная) готовность оплатить это количество (в размере Ps) не станет рав­ной предельным издержкам выпуска этого количества данного блага (в размере МС (Qs)). Для определения этого объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общест­венного блага. Приведем пример. На рисунке 7 можно определить оптимальное количество общественного товара.




          P                                                                                                   

                                                       S                                                

                                                                                                                   

                                                                                                                  

           5                                                                                                        

           3                                                       D                                                   

                                                                                                                  

                   2         3                 4        Q                                            

                                                       Коллективный спрос и предложение                                                                                                

4                                                                                                         

                                                                                                                   

                                                                                                               

2                                                      D2                                     

                                                                                                         

                                                                                                          

          0                   2                           4                                                 

                                                              Бенсон                                                                                          

                                                                                                          

                                                                                                         

                                                                                                         

           3                                                                                                 

                                                                                                         

                                                                                                        

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать