Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование

                                                    D1                                         

           1                                                                                               

         0                  2                             4                                              

                                                                Адамс                                    Рисунок 7                                                    

                                                                                                          

Для коротких периодов времени применим закон убывающей отдачи, который определяет вос­ходящий характер кривой предложения, независимо от того, производятся ракеты (общественные това­ры) или варежки (товары, предназначенные для ин­дивидуального потребления). В данном случае оп­тимальное количество общественного товара соста­вит 3 единицы - на это указывает пересечение кривых коллективного спроса и предложения. По­мня о том, что кривая предложения отражает пред­ельные издержки, мы увидим, что, если, например, произведены 2 единицы, коллективная готовность платить за вторую единицу (7 дол.) превысит пред­ельные издержки производства данного товара (3 дол.). Такая ситуация означает недопроизводство этого товара, а следовательно, и недовложение ресу­рсов в его производство, С другой стороны, сумма, которую Адаме и Бенсон вместе готовы заплатить за четвертую единицу общественного товара (3 дол.), меньше предельных издержек на данную еди­ницу (7 дол.), поэтому четвертая единица означает перепроизводство этого товара и перерасход ресур­сов на его производство. Оптимальное количество общественного товара составляет 3 единицы, когда общая готовность потребителей платить за допол­нительную единицу - общая выгода для двух по­требителей - как раз соответствует предельным издержкам производства этой единицы (5 дол. = 5 дол.). Следовательно, принцип соответствия пред­ельной выгоды предельным издержкам, использо­ванный для определения оптимального количества общественного товара, аналогичен правилу MR = МС для выпуска продукции и правилу MRP = MRC для определения затрат, которые необходи­мы для максимизации прибыли.


Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное количество целиком. Например, все жители данной страны пользуются одним и тем же количеством военных самолетов, защищающих их от внешнего нападения.

Общая кривая спроса на общественное благо может быть получена путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих индивидуальную готовность каждого из потребителей оплатить данное количество общественного блага в соответствии со своей индивидуальной выгодой от потребления этого блага.

На рис. 8 общая кривая спроса D на объем Qs данного общественного блага получается в результате вертикального сложения двух кривых индивидуального спроса d1 и d2, причем цена Ps, которую данное общество готово заплатить за данный объем Qs, складывается из индивидуальных цен Р1 и Р2 потребителей:

Ps=P1+P2



          P

 




        Ps                      D(>MSB)        

                                                   

     P2               

                               d2(>MB2)                            

                                                           

         P1                      d1(>MB1)

                                                                                               Рисунок 8                                          

                  Qs                                   Q



2. Внешние эффекты в рыночной экономике.

    Внешние (побочные) эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Побочные эффекты - это издержки или выгоды, которые выпадают на долю отдельных лиц или групп некоей третьей стороны, не участвующей в рыночной сделке. Примером побочных издержек может служить загрязнение окружающей среды, а примером побочных выгод - прививки.

Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные:

Отрицательный внешний эффект (negative externality) воз­никает в случае, если деятельность одного экономического аген­та вызывает издержки других. Покажем это на примере. Целлю­лозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хоро­шо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды про­порционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. По­скольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расхо­ды на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превы­шает эффективный объем выпуска (рис. 9).

                                                                MSC=MPC+MEC                              

       P                                                                                       

                                                                                  S=MPC              

                                                                                                           

                                         A                                                           

                                                                                                          

                             E2                                                                    

                                                                                    MEC               

      P1                                                                                       

                                         E1                                                   

      P2                                                                                           

                                                                                                         

                                                         D=MSB                                     

                                                                                                          

                                                                                                              Рисунок 9                               

      0                     Q2         Q1                           Q                 



Без очистных со­оружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 т бу­маги при цене P1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общест­венным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издерж­ки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются пол­ностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в на­шем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производ­ства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения сущест­венно уменьшается. Площадь треугольника AE1E2 показывает по­тери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта эко­номическое благо продается и покупается в большем по сравне­нию с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

   Положительный внешний эффект (positive externality) воз­никает в случае, если деятельность одного экономического аген­та приносит выгоды другим.

                                                                                                         

                                                                                                        

           MSB=MPB+MEB                                                                                   

                                                                S=MSC                                 

                                   A                                                              

                                                                                                           

                                                                                                           

     P2                                         E2                               MEB                

                                                                                                          

      P1                     E1                                                               

                                                                                                          

                                                                                                          

                                                                                                         

                                                         D=MPB                                     

                                                                                                          

                                                                                                                   Рисунок 10                                    

     0                             Q1     Q2                         Q                            

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать