Организационно-экономические и правовые формы предприятий

Хозяйственные товарищества:

а) В полном товариществе (ПТ) все его участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам. Каждый его участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен другой порядок. Прибыль ПТ распределяется между участниками, как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам ПТ его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

б) Товариществом на вере или коммандитным товариществом (ТВ или КТ) признается такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются и участники-вкладчики (коммандисты), которые не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ограниченную материальную ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов. По существу ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.

Производственный кооператив (ПК) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПК являются приоритетность производственной деятельности и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПК на паи его членов наряду с возможным образованием неделимых фондов ПК, распределение прибыли между его членами в соответствии с их трудовым участием, необходимость согласия кооператива на передачу пая не-члену ПК, наличие количественных ограничений по минимальному числу членов (не менее 5) и другие.

К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП)

относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное на ней собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или в муниципальной собственности и является неделимым. Различают два  вида УП:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает  по обязательствам такого предприятия);

2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия): во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

 

2)    Эволюция организационно-экономических и правовых форм  предприятий в России в переходный период.


Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах, потребовал институциональных изменений в экономике. Среди них – образование новых субъектов хозяйства, адекватных этой системе.

 

Факторы изменения субъектов хозяйства в переходной экономике.

Основными факторами, обусловившими эти изменения в условиях усиления рыночных начал, являются следующие:

 - разгосударствление экономики: существенное сокращение непосредственного вмешательства государства в деятельность предприятий, децентрализация хозяйственных решений и тому подобное;

 - разгосударствление собственности: существенное сокращение доли государственной собственности, возникновение многообразия форм собственности, включая важную роль частной собственности;

 - изменение в структуре экономики: в частности, возрастание роли торговли, сферы услуг (включая банковские, страховые и прочие деловые услуги), других видов деятельности по обеспечению функционирования рынка;

 - усиление демонополизации экономики, возрастание роли рыночно-конкурентного механизма во взаимоотношениях между предприятиями;

 - более высокая степень открытости экономики, усложнение и расширение формы взаимодействия с зарубежным бизнесом;

 - введение механизма банкротства несостоятельных предприятий, ужесточение бюджетных ограничений;

 - формирование правовой (законодательной) базы функционирования предприятий в условиях рыночной экономики;

 - другие факторы, связанные со становлением предпринимательства и рыночного режима хозяйствования.

Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формировались двумя основными способами. Во-первых, это реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировали институциональные изменения в экономике.

Изменения количественных и структурных характеристик субъектов хозяйства в переходной экономике России.

В итоге значительно выросло количество предприятий и усилилось их многообразие. По данным Госкомстата РФ на 1.01.1996г. в России насчитывалось без малого 2 млн 250 тыс. предприятий (включая организации, объединения, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения и организации - ЕГРПО)[2]. Для сравнения отметим, что во всей экономике СССР на 1.01.1987 г. насчитывалось 514,3 тыс. самостоятельных предприятий, учреждений и организаций. При этом следует иметь в виду формальный характер многих предприятий: так, из общего количества зарегистрированных в России предприятий реально работало и платило налоги примерно 50%.

Многообразной стала структура предприятий по формам собственности. Резко выросла доля предприятий, находящихся в частной собственности – 46,3% всех предприятий. Доля государственных предприятий составила лишь 10,7%, из них: находящихся в федеральной собственности – 6,3%, в собственности субъектов федерации – 4,4%. Доля муниципальной собственности составила 8,8%, собственности общественных объединений – 4,2%, прочих форм собственности (в том числе собственность совместных предприятий, иностранных юридических лиц и граждан, смешанная собственность) – 12,9%. Налицо кардинальное изменение структуры предприятий по формам собственности, решительное разгосударствление собственности и экономики. Усилилось многообразие предприятий и по их размерам. Резко увеличилась доля малых предприятий, как за счет разукрупнения прежних предприятий, так и за счет создания новых фирм с небольшим количеством работников. Более многообразной становится и структура предприятий по отраслям экономики. Увеличилось число предприятий, непосредственно связанных с расширением рыночных начал в переходной экономике: так, на начало 1996 года количество предприятий, специализирующихся на коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (посреднические, маркетинговые и прочие услуги) достигло 66,7 тысяч (увеличение за 2 последних года составило 1,7 раза); предприятий, занятых операциями с недвижимостью – 7,3 тысяч (увеличение – в 3,2 раза); предприятий в сферах финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения – 43,6 тысяч (увеличение в 2 раза).

Таким образом, для переходной экономики характерными являются кардинальные изменения в количестве и структуре предприятий, отражающие образование новых субъектов хозяйства в условиях разгосударствления экономики и усиления в ней роли рыночных отношений.

Изменения касаются и типов предприятий.

Специфика реализации различных типов предприятий в переходной экономике. Характерными чертами функционирования предприятий и их различных типов в переходной экономике можно считать следующие:

- нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следствие, одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная и юридическая хрупкость, нечеткая статистическая картина;

 - механическое копирование (в той или иной мере) сложившихся за рубежом форм предприятий и механизмов их функционирования без достаточного учета национальных особенностей страны и условий переходного периода;

 - сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как следствие, неустойчивость экономического положения предприятий, высокая тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и тому подобное;

 - высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по некоторым оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40-50%, а в ее сфере тем или иным образом занято примерно 30 млн человек);

 - прямое или косвенное воздействие на деятельность многих предприятий криминальных структур, рэкета;

 - слабая спецификация прав собственности, неразвитость традиций цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности;

 - возникновение предпринимательских структур не только путем создания совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших предприятий (с точки зрения роли этих предприятий в экономике второй путь следует признать наиболее значительным и характерным);

 - большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий (среди причин: кризисность экономики, трудности привлечения финансовых средств, а также нацеленность ряда из них на проведение разовых спекулятивных операций, функции «запасного аэродрома» и тому подобное);

 - высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических  лиц (отсутствие опыта и изменчивость нормативных актов, традиции регламентации, корыстные мотивы чиновников и тому подобное).

Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного периода характерно и для отдельных типов предприятий. Для индивидуального предпринимательства граждан в переходной экономике свойственны слабая организованность и правовая защищенность, хаотичность и стихийность деятельности, высокая доля официально незарегистрированных предпринимателей. В условиях кризисной экономики весьма ненадежными становятся обладающие большим риском для его участников товарищества (исключая прежние ТОО). Фактически складываются такие формы стихийного партнерства и кооперирования предпринимателей с их особыми взаимоотношениями, которые заменяют собой товарищества с юридическим статусом. Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто размыты права собственности, нет ясной картины фактического распределения экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления государство с трудом находит и реализует свою роль в АО как владелец пакета акций. Неотрегулированность фондового рынка ведет к появлению разного рода финансовых «пирамид», массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное финансово-бюджетное положение государства, характерное для переходной экономики, ведет к увеличению выпуска государственных ценных бумаг, что деформирует фондовый рынок, приводит к ухудшению условий обращения корпоративных ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать