Организация труда в магазине
смотреть на рефераты похожие на "Организация труда в магазине"
Содержание
|Введение |3 |
|1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и |6 |
|содержание | |
1.1. Организация материальной ответственности в магазине |13 | |1.2. Режим
работы и условия труда в магазине |16 | |1.3. Оплата и анализ
производительности труда работников магазина |22 | |
|2. Организация трудовых процессов в магазине |28 |
|2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его |28 |
|основные экономические показатели | |
|2.2. Организация труда в супермаркете |30 |
|3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете |39 |
|Заключение |40 |
|Список использованных источников |42 |
Введение
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней.
Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает
выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности
той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации –
персоналом. /1, стр. 104/
В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.
Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы обусловило
разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом
предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть
направлена на планомерное достижение социально экономической цели,
заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации
затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического
климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую
привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива. /2, Стр.
9/
Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом для повышения эффективности производства.
На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально – квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по времени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия более высокой его результативности.
Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его информационного обеспечения.
Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве
случаев определяется профессионализмом сотрудников организации и приводит
к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным
становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются
старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует
росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных
кадров, отвечающих требованиям новых технологий.
И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная,
оптимальная организация трудовых процессов.
Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление
комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-
гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-
технологический процесс, эффективнее использовать торгово- технологический
процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и
персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе
обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.
Объектом данного исследования является ЗАО Супермаркет «Звездный».
Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов на
ЗАО Супермаркет «Звездный».
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к
организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина,
определить основные направления совершенствования системы подбора и найма
кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её
оптимизации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации труда работников магазина;
проанализировать специфику работы с персоналом магазина «Звездный»;
рассмотреть основные направления совершенствования организации труда
работников магазина «Звездный».
Метод исследования - сравнительный анализ на основе личного ознакомления
автора с данной торговой организацией и бухгалтерская отчетность за 2001 г.
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание
Трудовые процессы, выполняемые работниками торговли, имеют свои особенности. ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое определение технологии торговли: «совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов». В торговле технология включает операции по доставке , приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических процессов в торговле в том, что здесь товар не только доводится от производства до покупателя, но и осуществляется смена его формы стоимости в результате продажи потребителю./3, с. 87/.
Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в торговле (доработка, фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает новую стоимость и выступает как труд производительный. В то де время ввиду объективно присущих торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является источником разного рода услуг, оказываемых покупателю при продаже товаров. Основное предназначение торговли - оказание услуг производителям и покупателям, в результате чего совершаются трудовые процессы. Таким образом, конечным результатом труда торговых работников является не продукт, а услуга. При этом доля услуг в труде работников торговли постоянно растет за счет перемещения непосредственно производственных операций в сферу производства.
В своем большинстве торговые предприятия относительно небольшие, в них нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено использование высокопроизводительных машин и механизмов.
Как и в любой другой отрасли, в торговле совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд, связанный со сменой формы собственности, составляет около трети трудовых затрат торговых работников. При этом доля живого труда в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером туда и уровнем механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где процесс обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда выше. В оптовой торговле в силу особенностей торгово- технологического процесса больше возможностей для внедрения средств механизации и доля овеществленного труда выше.
Важная особенность структурного состава трудовых ресурсов в торговле состоит в том, что более 85 % их общего количества составляют женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает ряд специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь необходимость сокращения доли ручного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.
Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится, прежде всего, к работникам торговых залов – продавцам,
кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть
приветлив, следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее
тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это
относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров.
Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену
иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по
перемещению груза - 1200 кг.
Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.
Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания, специфика работы с материальными ценностями, монотонность труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей в часы «пик» могут достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик» нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.
В торговле применяется суммарный учет рабочего времени. Анализ работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка из- за утомляемости начинает резко падать (до 3040 %), причем это приходится на часы «пик», когда заканчивает работу большинство предприятий и количество покупателей возрастает.
В торговле работают преимущественно женщины. В то же время товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную. Крупа, мука, сахар поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь – емкостью до 50-100 кг, растительной масло – до 200 кг, зубная паста – по 50-60 кг.
Поэтому в рамках социального развития на предприятии целесообразно предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно- гигиенических норм, стандартов безопасного труда./4, с. 158-159/.
Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.
В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.