Состав бригады формируется директором (заведующим) магазина. Один из членов бригады назначается бригадиром. При выбытии отдельных членов бригады или приеме новых работников (кроме бригадира) договор, как правило, не переоформляется. О выбытии членов бригады (не более 50%) в договоре делается отметка. Вновь принятый член бригады дает подписку на данном договоре о принятии материальной ответственности. При выбытии более половины членов бригады, а также при смене бригадира договор подлежит переоформлению.
При приеме в бригаду новых работников или выбытии из ее состава отдельных членов (кроме бригадира), а также при уходе в отпуск и возвращении их из отпуска вопрос о необходимости проведения инвентаризации решается бригадой совместно с этими работниками и по согласованию с администрацией.
Если по решению бригады, согласованному с администрацией, инвентаризация не проводится, то работник должен дать письменное согласие о принятии полной материальной ответственности без проведения инвентаризации.
Согласие бригады о принятии материальной ответственности без проведения инвентаризации оформляется протоколом собрания членов бригады или их соответствующей подпиской.
При смене бригадира или при уходе его в очередной отпуск инвентаризация проводится обязательно. Ее проведение обязательно и при возвращении бригадира из отпуска, если бригада состоит из двух человек. В других случаях проведение инвентаризации обязательно, если этого требует администрация, бригадир или члены бригады (в письменном виде).
При обнаружении в магазине недостачи или порчи товаров члены бригады несут не солидарную, а долевую ответственность. Если же установлена виновность отдельных членов бригады в причинении ущерба, то остальные члены освобождаются от материальной ответственности. Бригада не несет ответственности за ущерб, происшедший не по ее вине.
Члены бригады имеют право участвовать в обсуждении вопросов
организации работы бригады, состава ее членов, назначения бригадира и его
заместителя, приема новых членов в бригаду. Они вправе потребовать при
необходимости проведения внеочередной инвентаризации ценностей, за которые
несет ответственность бригада. С ведома руководителей бригада имеет право
самостоятельно проводить проверки ценностей, находящихся в подотчете.
Бригада вправе заявить отвод тем членам коллектива, которые, по ее мнению,
не в состоянии выполнять порученную работу и обеспечить сохранность товарно-
материальных ценностей.
Бригадная форма материальной ответственности позволяет рациональнее использовать рабочее время работников магазина, способствует ускорению обслуживания покупателей. Внедрение бригадной материальной ответственности способствует также воспитанию у работников магазина чувства честного и добросовестного отношения к работе, содействует укреплению трудовой дисциплины.
В системе потребительской кооперации применяется, в основном, полная материальная ответственность. Договор о заключении такой формы ответственности подписывают отдельные материально ответственные лица и члены бригады с одной стороны, и руководитель потребительского общества.
1.2. Режим работы и условия труда в магазине
Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.
Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичности чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.
В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. Так, для продавца это время слагается из затрат времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т.д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.
При семичасовом рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем. В магазине с восьмичасовым рабочим днем продолжительность рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями. Общая продолжительность рабочего времени за неделю – 40 ч.
Если в магазине полуторасменный режим работы (11 ч в день), то
для работников устанавливается рабочий день продолжительностью 8 ч с двумя
выходными днями. В исключительных случаях, когда невозможно установить
рабочий день нормальной продолжительности, для продавцов и контролеров-
кассиров разрешается применять суммированный учет рабочего времени. При
этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при
обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество
рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и других работников.
Перевод работников на суммированный учет рабочего времени осуществляется по
согласованию с профсоюзным комитетом.
В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу. Такой график предусматривает выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.
Расчет плановой численности работников производится с учетом
режима работы предприятия. При этом учитываются коэффициенты увеличения
численности, необходимой для замены временно отсутствующих работников
(отпуск, болезнь). При планировании численности продавцов, кассиров,
контролеров-кассиров определяют явочную и среднесписочную численность. При
расчете численности этих работников используется показатель условного
рабочего места. При его определении могут быть взяты показатели средней
площади одного условного рабочего места (в продовольственной торговле – 20
кв. м, в непродовольственной – 21,5 кв.м). В явочную численность входят
работники, которые ежедневно должны быть на работе в течение рабочего
времени с учетом времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные
операции. Расчет явочной численности производится по формуле:
Чя = [Рм * (Тр+Тпз)] / Тм, где Чя – явочная численность работников, чел;
Рм – условное количество рабочих мест, ед.;
Тр – время работы магазина в неделю, ч;
Тпз – время заключительно-подготовительных операций, ч;
Тм – плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.
Для расчета среднесписочной численности используется формула:
Чсс = Чя * Тнф / Тпф, где Чсс – списочная численность работников, чел.;
Чя – явочная численность работников, чел.;
Тнф – полное число рабочих дней на одного работника в год
(номинальный фонд);
Тпф – плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника в год.
Рассчитанная среднесписочная численность продавцов может быть уменьшена с учетом того, что часть их работы может выполняться заведующими отделами, их заместителями. Численность работников мелкорозничной сети определяется с учетом режима их работы. Но при этом следует иметь в виду, что при определении численности продавцов и кассиров целесообразно учитывать и такие факторы, как интенсивность покупательских потоков, спрос населения, его сезонность, а также применение современных технологий продажи товаров.
На основе расчета плановой численности работников составляется штатное расписание и производится расчет фонда заработной платы. Штатное расписание представляет перечень всех должностей с указанием количества работников и предусмотренных ставок и окладов (при тарифной системе оплаты труда) либо коэффициентов возрастания заработной платы (при бестарифной системе оплаты труда).
В торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в следующем: потребность в работниках торговли растет более быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями, что свидетельствует о повышении значения торговли в условиях развивающегося рынка; торговля привлекает большое число работников из других сфер, поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт работы в различных отраслях экономики; привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой доходностью по сравнению с другими отраслями; потребность в рабочих профессиях в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса на молодых работников. Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда.
Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.
Улучшению условий труда работников магазина во многом способствует широкое применение тары-оборудования для доставки товаров в розничную торговую сеть, внедрение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутримагазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислительных операций.
Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и
отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен
поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура
воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период
года должна быть в пределах 17-22°'С, в теплый период — не превышать 28°С.
Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый
период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5м/с, в холодный — не более
0,3м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных
заболеваний работников магазина. Система вентиляции и отопления должна
предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина.
Относительная влажность воздуха в холодный и переходный периоды года не
должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55%
(при 28°С) до 75% (при 24°С). /4, стр. 572/