Организация труда в магазине
p> Основные экономические показатели деятельности ЗАО

((Звездный(( представлены в табл. 1.

Экономические показатели ЗАО ((Звездный(( ( в тыс. руб.)

Таблица 1
|Показатели | | 2001 |
| |2000 | |
| | |абсолютная величина |в % к 2000 |
| | | |г. |
|1. товарооборот |667822|458944 |68,7 |
|2. валовой доход |60384 |74309 |123,1 |
|3. издержки обращения |55614 |67143 |120,7 |
|4. прибыль от реализации |5349 |1181 |22,1 |
|5.сальдо от | | | |
|внереализационных операций |- 577 |5985 |не сравнимо |
|6. валовая прибыль |4770 |7166 |150,2 |
|7. прибыль чистая |4265 |7166 |168 |
|8.рентабельность (от прибыли|0,63 |1,56 |250 |
|чистой), % | | | |
|9. рентабельность (от | | | |
|прибыли от реализации), % |0,8 |0,26 |32,1 |
|10.эффективность | | | |
|коммерческой работы, % |7,7 |10,7 |139 |

.

Данные таблицы довольно противоречивы. Снижение прибыли в 2001 году в 4,5 раза (22,1 %) одновременно сочетаются с повышением рентабельности в
2,5 раза! Но все данные, приведенные в табл., взяты из ежегодной бух. отчетности ЗАО Супермаркет «Звездный» и на них необходимо опираться.

Противоречивость данных из табл. можно объяснить следующим образом: в 2001 г. был очень высокий положительный уровень сальдо от внереализационных операций, что и позволило валовой прибыли подняться на
50,2 % , а чистой прибыли - на 68 %. Если же мы рассчитаем рентабельность от прибыли от реализации (строка 3), то рентабельность в 2001 г. составит всего 32,1 % от 2000 г. (стр. 8).

Рассмотрим организационную структуру управления ЗАО «Звездный»
(см. рис.2)..

2.2. Организация труда в супермаркете «Звездный»

Всего в ЗАО Супермаркет «Звездный» (вместе с его филиалами) работает 1641 человек.

Общая площадь всех магазинов – 28614 м2, из них 63 %

(18027 м2) – площадь торгового зала.

Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда: а) управленческий персонал (директор, зам.директора, администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и т.д.) – 82 чел.(5 %). б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, контролеры – кассиры, кассиры) – 1313 чел.(80 %). в) вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание основного персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое состояние магазина – рабочие , уборщицы, электромонтеры, техники и др.) –
246 чел.(15 %).

Основные показатели по труду представлены в табл. 2

Таблица 2

Показатели по труду ЗАО Супермаркет «Звездный»
|показатели |2000 |2001 |отклонения|2001 г. |
| | | |(+,-) |к 2000 |
| | | | |г. в % |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|товарооборот |667822 |458944 |-208878 |68,7 |
|среднесписочная |1510 |1641 |+131 |108,7 |
|численность торговых | | | | |
|работников | | | | |
|в том числе |1152 |1313 |+161 |114 |
|торгово-оперативных | | | | |
|работников | | | | |
|удельный вес |76,3 |80 |+3,7 |104,8 |
|торгово-оперативных | | | | |
|работников | | | | |
|товарооборот на одного |442,27 |279,67 |-162,6 |63,2 |
|торгового работника | | | | |
|товарооборот на одного |579,71 |349,54 |-230,17 |60,3 |
|торгово-оперативного | | | | |
|работника | | | | |
|фонд рабочего времени, чел|339750 |369225 |+29475 |108,7 |
|– день | | | | |
|фонд заработной платы всех|21163 |25228 |+4065 |119,2 |
|торговых работников | | | | |
|Фонд заработной платы всех|3,2 |5,5 |+2,3 |171,9 |
|торговых работников в % к | | | | |
|товаро-обороту | | | | |
|Фонд заработной платы всех|18970 |22182,4 |+3212,4 |116,9 |
|торгово-оперативных | | | | |
|работников | | | | |
|Фонд заработной платы всех|2,8 |4,8 |+2 |171,4 |
|торгово-оперативных | | | | |
|работников в % к | | | | |
|товаро-обороту | | | | |
|Средняя годовая заработная|14 |15,37 |+1,37 |109,8 |
|плата одного торгового | | | | |
|работника | | | | |
|средняя годовая заработная|16,5 |16,9 |+0,4 |102,4 |
|плата одного | | | | |
|торгово-оперативного | | | | |
|работника | | | | |

Данные табл. 2 также противоречивы: численность торговых работников ЗАО Супермаркет «Звездный» выросла на 8,7 % , но товарооборот упал на 31,3 %. Это привело к падению товарооборота на одного торгового на 36,8 % (на одного торгово-оперативного работника 39,7 %).

Мы оставляем за пределами этой работы оценку истинности и достоверности годовой бухгалтерской отчетности, на основе которой и сделаны все представленные расчеты.

Но, как свидетельствует ф. 5 Приложения к бухгалтерскому балансу, средняя годовая заработная плата одного торгового работника выросла на 9,8
% (строка 14 табл. 3).

Так как в ЗАО Супермаркет «Звездный» входит около двух десятков магазинов, и проанализировать трудовые процессы во всех сразу невозможно, выберем для анализа только головной магазин.

Данный супермаркет строился именно в расчет на большой % системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.

При продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.

При применении этого метода мелкие предметы выкладываются насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям

Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: на 25-30 % растет товарооборот на 1 м2 торговой площади и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей на совершение покупок.

Но при этом некоторая часть остальных звеньев торговой цепочки
(производители товаров, оптовая торговля, транспорт) работали по старому.
Персоналу магазина приходилось часто самому фасовать продукты, что было явно экономически невыгодно.

К важным факторам повышения эффективности труда работников относится его нормирование, которое позволяет установить рациональную численность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

Рациональная организация труда работников магазина не возможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово- технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основных и вспомогательных операций.

При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания.

Под нормами времени понимают затраты времени на выполнение определенного объема работы одним или несколькими работниками в рациональных организационно-технических условиях.

Норма выработки – объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени.

Норма обслуживания выражается в количестве единиц оборудования или в размере торговой площади магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

При технико-экономическом нормировании труда используют фотографию рабочего дня и хронометраж.

С помощью фотографии рабочего дня определяют фактические затраты времени на различные виды работ и на перерывы в работе, выявляют долю этих затрат в общем рабочем времени. Фотография рабочего времени может быть индивидуальной или групповой. Для регистрации наблюдений заполняют специальную карту, в которой указывают дату проведения фотографии, наименование предприятия и структурного подразделения, фамилию работника, его специальность, стаж работы и возраст, продолжительность наблюдения, а также затраты времени на выполнение отдельных операций, на перерывы.

Путем хронометража устанавливают затраты времени на выполнение отдельных, многократно повторяющихся операций. С его помощью можно выделить работников, владеющих наиболее совершенными приемами выполнения операций или отдельных элементов, установить оптимальные затраты времени на осуществление этих операций или элементов.

Материалы фотографии, хронометража и других методов изучения рабочего времени используют для выявления недостатков в организации труда работников магазина и определения резервов повышения его эффективности.

Все торгово- технологические операции, как известно, делятся на три основные части: а) операции с товарами до предложения их покупателям; б) операции непосредственного обслуживания покупателей; в) дополнительные операции обслуживания покупателей.

ЗАО Супермаркет «Звездный» расположен на 2 этажах, что вносит определенные затруднения в доставку товаров на 2 этаж, но наличие большого грузового лифта и сравнительно небольшой объем реализуемых на 2 этаже промышленных товаров в общем, объеме товаров (всего 20 %), сглаживает эту проблему.

Погрузо-разгрузочные работы в ЗАО Супермаркет «Звездный» осуществляются вручную, без использования электропогрузчиков и средств малой механизации, хотя размеры двора позволяют установить даже небольшой кран. Только когда с товаром приходит автоконтейнер с гидрокраном, используется его возможности.

После этого производится приемка товара по количеству и качеству.

После приемки товары доставляют в помещение для хранения.

Все продовольственные товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают в холодильный зал.

Перед подачей товаров в торговый зал товары готовят к продаже.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д.

Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки.

Торговля в ЗАО Супермаркет «Звездный» разделена по этажам: на 1 этаже – продовольственные товары (основной объем товарооборота, 80%); на 2 этаже – промышленные товары ( только 20 % товарооборота);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать