Особенности экономического развития Японии в 70-80-е годы 20 века
p> Влияние НТП на экономику.

Влияние НТР на материалоемкость производства было противоречивым.
Возникла тенденция к расширению числа вовлекаемых в процесс производства сырьевых материалов. Использование материалосберегавшей технологии и вторичного сырья способствовало уменьшению материалоемкости производства.
Однако достижения научно-технического прогресса, позволяющие в целом в ряде случаев более рационально и аффективно использовать сырье и топливо, лишь в небольшой степени сдерживали в 60-70-е гг. общую тенденцию к абсолютному увеличению потребления сырьевых материалов. В середине 70-х годов был провозглашен курс на создание структуры наукоемкого типа с низкой энерго- и материалоемкостью, который последовательно и успешно осуществлялся на основе совместных действий, с одной стороны, частных фирм, а с другой — государства, подкрепляющего этот курс серией законодательных, административных и финансовых мер.

В 70-80-е гг. происходило значительное сокращение энергоемкости японской экономики. С 1974 по 1981 гг. потребление энергия в расчете на единицу ВНП в Японии ежегодно снижалось на 3,4%. тогда как в США - на 2%, в
ФРГ - на 1,7%, в Великобритании и Франции - на 2,1%, в Италии - на 1,5. В указанный период для производства 1 млн долл. ВНП в Японии требовалось
292,6 кл нефти против 525,2 кл в ЯДА, 420,5 кл в Великобритании, 322,9 кл в
Италии.[11]

Наукоемкость обрабатывающей промышленности, измеряемая как отношение расходов на НИОКР к стоимости, добавленной обработкой, возрастает. В 1969 г. наукоемкость японской обрабатывающей промышленности составила 2,9%, в
1979 г. - 4,25% в 1983 г. - 5,7%.

Расширение влияния НТП на японскую экономику проявилось в первую очередь в существенном изменении соотношения факторов расширенного воспроизводства. Так, согласно расчетам японских экономистов, вклад НТП в обеспечение экономического роста, составлявший в конце 60-х—начале 70-х годов в среднем 40—50%, во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов возрос уже до примерно 70%, а в отдельные годы этого периода поднимался и до уровня 80—90%. За этими цифрами стоит громадное преобразующее влияние НТП на японскую экономику и общество в целом: глубокие качественные сдвиги в сфере производственного, общественного и личного потребления, появление огромного количества новых продуктов, производств, видов услуг, заметное повышение технического уровня, изменение профиля многих отраслей и т. д.

В 80-е гг. японские корпорации ставят своей целью производство продуктов возрастающей сложности, обеспечение большей гибкости производства, производство небольших партий товаров, расширение ассортимента для удовлетворения разнообразных потребностей потребителей.
Конкурентоспособность японских корпораций базируется на низких ценах и высоком качестве продуктов в условиях гибкого производства, позволяющего снижать издержки.

Чтобы решать такие сложные проблемы, как организация мелкосерийного производства при высоком уровне качества и низких издержках производства, японский монополистический капитал использует различные приемы. Заслуживает внимания применение системы "канбан". Она начала использоваться "Тойотой" еще в 30-е гг. "Канбан", или система поставки точно в срок, ведет к сокращению товароматериальных запасов. Объем складских запасов на "Тойоте" рассчитан на I час работы, у "Форда" - до 3 недель. На автомобильном заводе фирмы «Ниссан», выпускавшем 420 тысяч машин в год, комплектующих частей имелось на два часа работы конвейера. Смежники привозили эти части с точностью плюс-минус два часа, и на заводе не было случая, чтобы конвейер останавливался. Благодаря отсутствию складских помещений и рабочих, занятых в них, японские автомобилестроители экономили на издержках производства в расчете на одну машину в среднем 94 доллара. Переналадка автоматических линий по изготовлению левых крыльев в "Тойоте" занимает 5 минут, на
"Вольво" - 4 часа. В различных модификациях система "канбан" применяется и в других корпорациях Японии.

Со второй половины 70-х годов началась также и массовая электронизация, т. е. оснащение микроэлектронной техникой различных видов продукции потребительского назначения — автомобилей, всевозможных видов бытовой электротехники и электронной аппаратуры. Это позволило значительно повысить комфортабельность этих изделий (за счет расширения их функций, введения автоматического регулирования и контроля) и, их экономичность (с точки зрения веса, габаритов, потребления топлива, электроэнергии и т. д.).
В условиях высокой насыщенности внутреннего рынка и замедления роста реальных доходов населения электронизация продукции послужила одним из средств стимулирования потребительского спроса.

С начала 80-х годов в Японии быстрыми темпами расширяется производство персональных компьютеров, сыгравших решающую роль в автоматизации и повышении производительности труда во многих сферах общественного производства.

Изменение внешнеэкономической политики.

До сих пор речь шла о процессах перестройки главным образом внутреннего сектора японской экономики. Однако свое прямое продолжение данные процессы находят и во внешнеэкономической сфере, глубокая перестройка которой также является одной из основных черт новой модели экономического роста. Эта перестройка была продиктована главным образом необходимостью выхода из того явного тупика, в который зашла прежняя,
«вертикальная» модель внешнеторговых связей Японии, ориентированная на импорт преимущественно необработанного сырья и экспорт продукции высокой степени обработки. Развитие тяжелой промышленности вело к обострению экологического кризиса, загрязнению окружающей среды. Японский монополистический капитал учитывал также рост заработной платы и социальных расходов на рабочую силу. В то же время усилилась конкуренция со стороны развивающихся стран в области традиционного экспорта - текстиля. Многие страны вводили ограничения на ввоз японских товаров. В связи с этими обстоятельствами традиционная модель внешнеэкономической экспансии была изменена. В начале 70-х гг. японское правительство разработало программу перестройки экономики. Зарубежным инвестициям при этом отводилась важная роль в реорганизации промышленной структуры: заграничное инвестирование должно было обеспечить перемещение энерго-, материале-, трудоемких, загрязняющих окружающую среду отраслей за границу, в развивающиеся страны.

Если экспорт товаров с 1986 г. начал сокращаться, то вывоз капитала стал быстро расти и за три года (с 1986 по 1988 г.) Япония вывезла за рубеж лишь в качестве прямых инвестиций около 70 млрд. долл., а общая сумма ее зарубежных активов. более чем удвоилась и превысила 1 трлн. долл. В 80-е гг. происходит превращение Японии из ведущего экспортера товаров в ведущего экспортера капитала.

Экспортом капитала в Японии занимаются универсальные торговые компании, промышленные фирмы и банки. Японские транснациональные корпорации до 80-х гг. были преимущественно "азиатскими". 4556 зарубежных предприятий торговых и промышленных компаний страны были сконцентрированы в Азии.
Японские инвестиции в Азии направлялись, во-первых, в обрабатывающую промышленность близлежащих стран и территорий, таких как Южная Корея,
Тайвань, Сингапур, Гонконг ("малые Японии"); во-вторых, в менее развитые, но богатые природными ресурсами страны, такие как Индонезия и Малайзия.
Японские инвестиции привлекались также изобилием дешевой рабочей силы и расширявшимся внутренним рынком в этих странах. В результате относительно большая концентрация японских, предприятий возникла в обрабатывающей промышленности (текстиль и химикалии, металлопродукты в Индонезии, текстиль, электротовары и древесная струака в Малайзии). На Филлипинах японские инвестиции направлялись в горнодобывающую промышленность, лесное хозяйство, выращивание земляного ореха, а также в текстильную, автомобильную и электротехническую промышленность. Внешнеэкономическая экспансия японских ТНК в развивающиеся страны Азии порождает острые противоречия, антияпонские настроения, возбуждает подозрения относительно японских целей. . Чтобы ослабить противоречия и сопротивление развивающихся стран, Япония прилагает значительные усилия. Важной формой японской инвестиционной политики является так называемая официальная помощь развитию. В 1985 г. она составила 3797 млн долл. (0,29% ВНП). За I98I-I985 гг. размеры "помощи" составили 18,1 млрд долл. вместо намечавшихся 21,4 млрд долл. К концу 1980-х годов японские инвестиции в страны Юго-Восточной
Азии превысили американские почти в 2,5 раза.

Другая причина “экспансии” - обстановка на мировом рынке товаров. Она изменяется не в пользу Японии из-за достаточно сильных протекционистских тенденций, которые проявлялись в политике её торговых партнеров, в том числе США. Большую роль в этом превращении играет повышение курса иены по отношению к доллару и другим валютам. Это создает дополнительные стимулы для зарубежного инвестирования. По данным министерства финансов Японии в
1986 г. прямые японские инвестиции составили 58,1 млрд долл., портфельные -
257,9 млрд долл. [12] По объему заграничных активов Япония отстает только от США и Англии.

Новой тенденцией во внешнеэкономических связях является определенное увеличение импорта товаров, производимых японскими зарубежными филиалами, в
Японию. "Кэнон Инкорпорэйтед" начала с 1986 г. импортировать калькуляторы, производимые ее дочерней компанией на Тайване. Осенью 1986 г. "Тосиба" объявила о планах закупок холодильников из Южной Кореи. "Сони" и "Хонда
Мотор" импортируют небольшое количество цветных телевизоров и мотоциклов со своих заводов в США .

Стимулирование внутреннего спроса.

Изменения во внешнеэкономической политике повлекли за собой изменения в концепции экономического роста, которые зафиксированы в двух «докладах
Маэкава», представляющих собой программу конкретных мер по определенной переориентации экономического роста на внутренний рынок путем стимулирования внутреннего спроса и ослаблению его зависимости от экспорта.

Перевод обязательств Японии по стимулированию внутреннего спроса в русло практических дел был резко ускорен стремительным удорожанием иены, начавшимся с сентября 1985 г. и сделавшим экономически невыгодным ведение экспортных операций для большинства экспортоориентированных отраслей и производств японской промышленности. Это было связано с невозможностью значительного повышения экспортных цен (которое могло бы компенсировать потери при переводе экспортных доходов в национальную валюту) в обстановке острейшей конкурентной борьбы с НИС Азии и нарастания торговых трений с ведущими капиталистическими странами. капиталистическими странами.

Подталкиваемые жесткими реалиями капиталистического рынка, японские компании в кратчайшие сроки осуществили перестройку своей хозяйственной практики: наряду с жесткими мерами по рационализации производства были осуществлены крупные инвестиции в НИОКР, на основе которых происходит внедрение компаний в новые, высокотехнологичные производства и создание новых моделей продукции, способных завоевать насыщенный внутренний рынок; резко расширились масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм при относительном сокращении объема экспортных операций и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать