В результате уже с 1986 г. японская экономика перешла к росту, ориентированному преимущественно на внутренний спрос.
Административно-финансовая реформа.
Перестроенные процессы в системе государственного регулирования являются еще одной отличительной чертой новой модели экономического роста.
Вплоть до конца 70-х годов государственный сектор японской экономики развивался в основном в рамках тех форм, которые сложились в период 50-х годов. Правда, за это время значительно выросли абсолютные масштабы общественного предпринимательства, что диктовалось необходимостью обеспечения соответствующих условий для поддержания быстрого экономического роста в частном секторе.
Осознание правящими кругами Японии необходимости внесения важных коррективов в механизм государственного регулирования нашло отражение в разработке и проведении административно-финансовой реформы.
Общественное предпринимательство стало основным объектом внимания разработчиков реформы, поскольку выявившаяся еще прежде утрата рядом его элементов своей не только технико-экономической, но и социальной эффективности в условиях кризиса государственных финансов превратилась в фактор, не только отягчавший экономическое развитие, но и в определенной степени подрывавший социальную стабильность.
Проект административно-финансовой реформы разработан в I98I-I983 гг.
временной комиссией по делам администрации, которую возглавил почетный
президент "Кэйдан-рен" (Федерации экономических организаций) Т. Доко.
Главными целями административно-финансовой реформы являются: оздоровление
государственных финансов, приватизация части государственных предприятий,
сокращение государственного аппарата.
Японии начался процесс формирования новой структуры, или новой модели общественного предпринимательства. Главной чертой этой модели является повышение технико-экономической и социальной эффективности общественного предпринимательства на основе переключения на более гибкие и эффективные его формы, отличающиеся большей автономностью от государственного бюджета, большей самостоятельностью, большей «коммерциализацией» деятельности (в японской иерархии форм общественного предпринимательства их представляют специальные акционерные компании и квазиобщественные предприятия). Были отменены прибавки к пенсиям, призванные компенсировать рост цен, сокращены субсидии учебным заведениям, ассигнования на общественные работы, повышена плата за медицинское обслуживание и пользование различными видами государственных услуг.
Японское правительство приступило к приватизации государственных предприятий. Из-за неэффективности и убыточности они передаются в частные руки. Часть публичных компаний превращается в смешанные, некоторые смешанные компании становятся частными. Снижается степень участия государства в капитале ряда корпораций, усиливается коммерциализация их деятельности.
В рамках административно-финансовой реформы осуществляется перестройка аппарата управления. Предусмотрено сокращение числа государственных служащих, количество канцелярий и отделов в министерствах и управлениях ограничено. Упразднены местные отделения министерства финансов, управления по делам администрации и общественной безопасности.
Во второй половине 70-х—80-е годы система финансирования японской экономики и макроэкономическая политика претерпели большие изменения. Если в 50-х - начале 70-х годов главными целями макроэкономической политики являлось всемерное стимулирование экономического роста и поддержание равновесия внешнеторгового баланса, то тогда ими стали прежде всего контроль за денежной массой и борьба с инфляцией, а затем уже поддержание определенного уровня совокупного спроса (с целью недопущения экономического спада и роста, .безработицы) и обеспечение стабильности курса иены.
Что же касается соотношения между двумя основными формами макроэкономической политики, то после заметного возрастания во второй половине 70-х годов значения бюджетной политики (в период быстрых темпов роста игравшей весьма скромную роль) с начала 80-х годов лидерство вновь переходит к кредитно-денежной политике, притом что ее внутреннее содержание претерпевает глубокие качественные изменения. Эти изменения связаны в первую очередь с коренными изменениями на японском финансовом рынке - укреплением позиций частного финансового, капитала и нефинансовых корпораций, относительным падением роли городских банков, усилением конкуренции между различными финансовыми институтами, массированным выпуском облигаций госзаймов и т. д.
Главный смысл происшедших в сфере - кредитно-денежной политики сдвигов состоит в создании нового, рыночного по своему существу, а не административного, как прежде, - механизма обеспечения рассматриваемой политики. Об этом говорят либерализация все большего числа процентных ставок и бурное развитие рынка ссудных капиталов (прежде всего краткосрочных), значительное расширение рынка ценных бумаг, активное манипулирование Банком Японии учетной ставкой процента для воздействия на размеры кредита и контроля за денежной массой, а затем - использование им для упомянутых целей (операций на открытом рынке и т. д.)
С середины 1970-х годов характерными чертами японской экономики стали
. резкое увеличение роли НТП в экономике (расходы на НИОКР составили 3% от ВВП, как у США, Германии и Израиля);
. выход на первый план наукоемких отраслей (машиностроение, электроника, новые материалы, телекоммуникации);
. экспорт товаров сменился экспортом капиталов (Япония стала осуществлять широкомасштабные инвестиции в страны Юго-Восточной Азии,
США, Западной Европы);
. изменение в системе государственного регулирования экономики (переход к косвенным методам государственного вмешательства - подавление инфляции, контроль за денежной массой).
Глава 3. Экономика “мыльного пузыря”.
Экономика Японии, столь успешная в развитии в рассматриваемый период, с середины 90-х находится в глубочайшем кризисе. Что привело её к этому?
Причины нынешнего кризиса следует искать в 80-х годах, когда некоторые параметры структуры экономики и особенности хозяйственного уклада страны перестали соответствовать условиям открытой экономики. Экономика “мыльного пузыря”- так назван быстрый рост в Японии во второй половине 1980-х гг. рыночной стоимости финансовых активов, в которые вкладывались свободные денежные средства ради извлечения чисто спекулятивной прибыли.
Во-первых, темпы роста в годы «экономического чуда» поддерживались
очень высоким уровнем сбережений населения. В 60-х годах семьи городских
рабочих и служащих сберегали до 20% дохода. Причины этого явления имели как
институциональную (неразвитость потребительского и жилищного кредита,
низкий уровень социальной защиты населения, отсутствие системы налоговых
льгот по инвестициям в недвижимость), так и психологическую природу (лаг в
адаптации потребления к быстро возраставшему уровню личного располагаемого
дохода). Полоса «догоняющего развития» закончилась в 70-х годах, но еще в
80-х норма сбережений оставалась на уровне 15—17% личного располагаемого
дохода семей и в 90-х снизилась только до 12—13% (в США и Англии — от 4 до
8%). В 80-х годах объем сберегаемого личного дохода соответствовал 11—13%
ВВП. [13] Японцы держат около половины своих личных сбережений в форме
банковских депозитов. Деньги населения составляют 43—44% депозитной базы
банков[1]. Высокая норма сбережений в развитой стране далеко не безвредна,
так как она создает постоянный избыток капитала при недостатке
потребительского спроса.
Во-вторых, после того как был создан промышленный потенциал для
конкурентоспособного экспорта и исчезли периодические дефициты торгового
баланса, экспортная ориентация обрабатывающей промышленности осталась
важной опорой экономического роста. Уже в 80-х годах в среднем около трети
реального прироста валового продукта обеспечивалось товарным экспортом. К
этому времени был отменен валютно-лицензионный контроль над импортом, сняты
ограничения для притока иностранного капитала, а затем и ограничения на
вывоз японского капитала за границу. Начиная с 1981 г. Япония постоянно
имела активный баланс счета по текущим операциям, сопоставимый с 3—4% ВВП.
Экспорт позволял поддерживать высокую занятость и высокую норму накопления
и приросты основного капитала промышленности на уровне 6—8% в год.
В середине 80-х годов огромное положительное сальдо в торговле с США и
странами Европы стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом
межгосударственных экономических отношений для Японии. В 1986 г. японское
правительство объявило о новом направлении среднесрочной
внешнеэкономической политики. Оно было сформулировано в докладе
правительственной комиссии, возглавленной управляющим Банка Японии Х.
Маэкавой, и состояло в переориентации промышленности на внутренний спрос и
поощрении импорта, включая ввоз потребительских товаров. За этим решением
последовала ликвидация большей части протекционистских ограничений импорта
(кроме импорта некоторых сельскохозяйственных товаров, в первую очередь
риса, который ограничивался до середины 90-х годов).
Открытие внутреннего рынка сильно изменило товарную структуру импорта
Японии. Удельный вес готовых изделий в импорте (т.е. товаров, потенциально
конкурирующих с внутренней продукцией) поднялся с 29,8% в 1985 г. до 50% в
1990 г. Но активный баланс по внешним расчетам поддерживал повышенный спрос
на японскую национальную валюту. Курс иены поднялся с 200,5 иены за доллар
в 1985 г. до 135,4 иены в 1990 г. Из-за удорожания иены стоимостный объем
импорта в иеновом выражении за 1980—1990 гг. увеличился всего на 5,8%
(физический же объем вырос на 73%).
Импортные товары на внутреннем рынке подешевели на 37,5% и составили реальную конкуренцию японской промышленной и сельскохозяйственной продукции. Тем самым было положено начало медленной дефляции цен: уровень оптовых цен понизился за 5 лет на 9,9%. [14]
Поскольку в те годы дефляция ограничилась внутренним оптовым товарооборотом, ее связывали только с удорожанием иены.
Во внешнеторговых контрактах Японии динамика импортных цен определяется ценами мировой торговли, а экспортных — внутренними оптовыми ценами на промышленные изделия. Из-за этого механизма экспортные цены в иеновом выражении поднялись на 41%, но в реальных валютах внешнеторговых контрактов — только на 10%. В силу начавшейся дефляции товарных цен экспорт замедлился, но не настолько, чтобы снизить ориентацию на него промышленности, а активное сальдо счета по текущим операциям сократилось не настолько, чтобы остановить работу этого механизма.