Особенности финансирования образовательного учреждения
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………......6
1.1 Образование, как фактор развития общества в современных социально-экономических условиях………………………………....6
1.2 Современное мировое образовательное пространство………….10
1.3 Проблемы финансирования отросли образования на современном этапе…………………………………………………...............13
ГЛАВА II МНОГОУРОВНЕВОЕ И МНОГОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ….16
2.1 Роль бюджетного финансирования для системы образования в новых экономических условиях…………………………………16
2.2 Санкционирование расходов и доходов бюджетов разных уровней Федеральным казначейством…………….………………….29
2.3 Внебюджетные источники финансирования общеобразовательных учреждений…………………………………………………..34
2.4 Механизм привлечения дополнительных источников финансирования общеобразовательных учреждений………………..…..42
ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4 г. САТКИ……...48
3.1 Общая характеристика средней общеобразовательной школы №4………………………………………………………………….48
3.2 Права и обязанности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4………………50
3.3 Финансово-хозяйственная деятельность средней общеобразоват. школы №4…………………………………………………………52
3.4 Анализ работы Программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 на 2005-2008 гг. …………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе социально-экономических преобразований, перехода к рыночной экономике одним из важнейших факторов стабильности, сохранения общественного спокойствия, является эффективное функционирование системы образования.
Доступность, качество, эффективность – эти главные задачи поставлены перед системой образования в одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р Концепции модернизации образовании на период до 2010 года.
В данное время констатируются такие факты, как:
1. Противоречие действующей законодательной базы и практики финансирования.
2. Преобладание субъективных факторов при принятии решений, формировании, утверждении и исполнении бюджетов.
3. Дифференциация финансовой обеспеченности по регионам и внутри регионов.
4. Органы управления образованием теряют один из главных рычагов управления – финансовый.
На первом этапе модернизации образования стоит задача восстановления ответственности государства в сфере образования, в том числе путем изменения порядка финансирования общеобразовательных учреждений.
Объектом исследования работы является финансирование учреждений сферы образования.
В Российской Федерации действует широкая сеть учреждений образования различного уровня, в которых обучается свыше 33,8 млн человек и работает около 6,0 млн человек. В России действует свыше 7 тыс. гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов. Примерно в 662 негосударственных общеобразовательных учреждениях обучается 65,9 тыс. человек.
Основным этапом в процессе обучения является первая ступень - начальное образование, так как оно является основой получения и применения знаний и навыков в дальнейшем процессе обучения.
Предмет исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4.
Основной целью экономической стратегии развития образования должны быть стабилизация и укрепление финансово – экономического положения общеобразовательных учреждений.
Нужно сформировать эффективные экономические отношения в сфере образования, новые механизмы ресурсного, в первую очередь финансового обеспечения учреждений образования.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности финансирования учреждений начального образования.
Основными задачами являются:
1. Рассмотреть разработку новых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней в сфере образования.
2. Доказать рациональное использование внутрисистемных ресурсов, в первую очередь бюджетных.
3. Показать механизм привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
4. Рассмотреть планомерное повышение оплаты труда, премий, поощрений работников и их выплата из бюджета субъекта федерации.
5. Изучить создание единого информационного пространства в области нормативно-методического обеспечения образовательных учреждений.
Для изучения и решения указанных задач необходимо рассмотреть финансово-экономическое положение в стране. Выявить проблемы финансирования образовательных учреждений, основываясь на определенные законодательные акты. Рассмотреть и проанализировать пути выхода из кризиса в сфере образования. Для достижения конечного результата необходимо комплексное решение указанных задач.
ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Образование – как фактор развития общества в современных социально-экономических условиях
«Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов.»
Российский Закон «Об образовании»
Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека.
Образования становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества. Мир объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты.
Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. В мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека.
Образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни.
Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений. Образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного развития.
В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социально-экономических представлений именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.
Образование является социальным институтом, через который передаются и воплощаются культурные базовые ценности и цели развития общества. [7]
В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем, необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны.
В 1970 – 80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуального и духовно развитого человека. В 90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого коммуникабельного человека. В настоящее время образование тесно связано с политическими и экономическими факторами.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.
Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремиться достичь данное общество, страна, государство, с помощью сложившейся системы образования в целом, в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий:
от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития и воспитания граждан в стране. В современных условиях при отборе целей учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образования.
Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения, обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города и отдельного района.
Система образования в России – непрерывно развивающаяся система.
В России с 1917 года по настоящее время образование претерпело ряд изменений; от системы, обеспечивающей грамотностью каждого гражданина Советской России, к системе обязательного начального образования, восьмилетнего и обязательного среднего образования и далее вплоть до реформ 1980 – 90 годов. С 1991 г. в России в рамках закона «Об Образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года Россия переходит к системе двенадцатилетнего образования. С 1991 года в России стали возрождаться гимназии, лицеи, частные школы, появились новые образовательные системы.
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многоуровневость, компьютеризация, информатизация, непрерывность.
Образовательный процесс имеет диалектический характер. Развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем – через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречия между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования. [3]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11