Недоработки антимонопольного законодательства сочетаются с непродуманной практикой его исполнения. Особенно неудовлетворительной представляется практика преобладающего использования метода установления предельного норматива рентабельности не по отношению к фондам предприятий- монополистов, а по отношению к себестоимости их продукции. Такой метод критикуется в печати как побуждающий предприятия “не к снижению цен, а к накручиванию издержек, снижению качества и расточительству, снижению инвестиционной активности предприятий”[3,c.180-190].
Недостаточно эффективно ведётся реализация принятой в 1994 году
государственной антимонопольной программы. На заседании Президиума
Правительства РФ исполняющий обязанности председателя Государственного
антимонопольного комитета Вадим Белов сообщил, что за трёхлетний период
работы Комитета в него поступило более 11 тыс. жалоб на нарушение
антимонопольного законодательства. К рассмотрению, по его словам, было
принято 2 тыс. дел, но в 1,9 тыс. случаев нарушения были устранены до
передачи материалов в суд.
В. Белов отметил при этом, что на долю естественных монополий приходилось 40% от общего числа принятых к рассмотрению дел. Около 700 дел касались злоупотреблений местных органов власти, которые устанавливали незаконные барьеры на пути рыночной конкуренции и перемещения партий товаров[6, c.10].
Что касается направлений антимонопольной политики в России на
ближайшие годы, то в декабре 1996 года на заседании Правительства РФ была
утверждена концепция среднесрочной правительственной программы на 1997-2000
гг. “Структурная перестройка и экономический рост”. Она содержит
специальный раздел, посвящённый антимонопольной политике. Антимонопольная
политика в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим
основным направлениям:
Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и
регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной
властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом
ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов
или граждан, недобросовестной конкуренции.
Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции на
монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации
поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки
других хозяйствующих субъектов.
Противодействие созданию новых монополистических структур в результате
перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной
политики и интеграционных процессов, в том числе при формировании ФПГ.
Распространение антимонопольных требований на рынки финансовых, в том
числе банковских и страховых, услуг.
Согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию конкуренции
на товарных рынках, гармонизации антимонопольного законодательства в рамках
единого экономического пространства СНГ, адаптации конкурентной политики в
целях вхождения России в мировое экономическое сообщество[7, c.14].
Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.
Монополии Иркутской области
Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири. Её территория составляет 767,9 тыс. км2. Численность населения области на начало 1996 г. - 2795 тыс. чел.
Иркутская область, в которой проживает 1,9 % населения России, занимает 4,5 % её территории.
Природно-ресурсный потенциал региона разнообразен. Лесопокрытая
площадь составляет 66,8 млн. га, или 86 % площади. Запасы древесины
оцениваются в 8,3 млрд. м3 , или 11 % от российских. Иркутская область -
крупнейшая лесосырьевая база страны. Её расчётная лесосека равна 54 млн. м3
, в том числе по хвойным породам-37 млн. м3 . В настоящее время она
используется на 28 %.
Область обладает высокоэффективными топливно-энергетическими
ресурсами: гидроэнергетическими ресурсами Ангары (7 % от СНГ), углями
Иркутского бассейна (запасы по категориям А+В+С1 - 7,5 млрд. т),
перспективными запасами нефти и газа.
Значительны запасы железной руды, каменной и калийной солей, золота, слюды, магнезита и редких металлов.
Геоэкономическое и геополитическое положение Иркутской области
определяется тем, что она является одним из наиболее индустриально развитых
районов на Востоке страны (здесь производится 3,1 % объёма промышленной
продукции страны), а также её территориальной близостью к странам Азиатско-
Тихоокеанского региона (Китай, Монголия, Корея...).
Характерные особенности области - обширность территории, разнообразие и масштабы природно-ресурсного потенциала, направленность экономики на освоение природных ресурсов со значительной экспортной ориентацией.
На долю промышленности области приходится более половины имеющихся
фондов и валового общественного продукта, более трети национального дохода.
Отраслями её специализации являются электроэнергетика, цветная металлургия
(главным образом, алюминиевая промышленность), химическая, целлюлозно-
бумажная, нефтеперерабатывающая, лесозаготовительная, деревообрабатывающая
промышленность. Они заняли видное место в экономике страны и оказывают
существенное влияние на её развитие. Электростанции области вырабатывают 7
% электроэнергии России. Производство электроэнергии на душу населения,
равно как и показатель электровооруженности труда, в 4,5 - 5,0 раз
превышают соответствующие российские показатели. Высокого уровня достигло
производство алюминия - 40 % объёма производства страны. Значителен вклад в
развитие экономики лесного комплекса. Втрое сократив объём лесозаготовок,
область остаётся лидирующей в России - 12 %. На её предприятиях выпускается
одна пятая вырабатываемой в стране целлюлозы, в том числе почти вся кордная
и более половины вискозной, 10-11% пиломатериалов, фанеры, картона. Большое
развитие получила химическая промышленность. Здесь производят 51 %
поливинилхлоридной смолы, 14 % каустической соды, 30 % карбида кальция, 10-
50 % хлорных продуктов, синтетических спиртов и органических кислот.
Удельный вес электроэнергетики, цветной металлургии, химической промышленности, лесопромышленного комплекса в основных фондах области составляет 75 %, а по стране - около 30 %, тогда как основные фонды чёрной металлургии, машиностроения, топливной, лёгкой и пищевой промышленности - всего 16 %, а по России в целом - около 55 %.
Себестоимость многих основных видов продукции топливно-энергетической, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии в области ниже, чем в среднем по стране, а рентабельность, соответственно, выше.
Промышленная структура характеризуется чрезмерно высокой концентрацией мощностей. Эффект от строительства и эксплуатации предприятий-гигантов в топливно-энергетическом, лесном, металлургическом и химическом комплексах начинает перекрываться ростом затрат на транспорт сырья и готовой продукции. Преобладание производств с незавершённым технологическим циклом, к тому же сконцентрированных часто на предприятиях-гигантах, обусловливает малую приспособляемость производственной структуры области к быстроменяющимся условиям рынка и, соответственно, необходимость дополнения рыночных механизмов элементами государственного регулирования.
Главной задачей транспортного комплекса области является обеспечение
транспортировки транзитных грузов и пассажиров в широтном направлении
(запад - восток), а также в меридиональном (юг - север).
Вследствие неконтролируемости рынка усилилось влияние предприятий-
монополистов на эффективность деятельности многих отраслей экономики
области. В первую очередь это касается железнодорожного транспорта и
энергетики. Железнодорожные тарифы сделали неэффективной доставку
потребителям многих видов промышленной продукции, особенно сырья и
продуктов неглубокой степени переработки. Например, цена круглого леса,
вывезенного в районы европейской территории страны и Среднюю Азию, за счёт
транспортных расходов возрастает от 75 до 170 %, пиломатериалов - от 40 до
100 %. Железнодорожные перевозки от Ангарска до Находки увеличивают цену
бензина на 44 %, азотных удобрений - на 35-40 %.
Постоянно растущие тарифы на железнодорожном транспорте вынуждают предприятия отказываться от перевозок грузов по железным дорогам внутри области и использовать свой или арендуемый автомобильный парк. Монопольное положение железнодорожного ведомства можно изменить с помощью ускоренного развития автомобильного и трубопроводного видов транспорта, поддерживаемых, в первую очередь, из средств областного бюджета.
На эффективности работы промышленных предприятий области сказывается и
монополия Иркутскэнерго, произвольно устанавливающего тарифы на
электрическую и тепловую энергию. В этой связи показателен пример
обострения отношений между Братским ЛПК и энергосистемой после того, как ей
была передана ТЭЦ-6, ранее входившая как технологический объект в ЛПК. Из-
за непомерно высокой цены на теплоэнергию её доля в себестоимости братской
целлюлозы составляет 34 %, тогда как в себестоимости усть-илимской - 9 %.
Хотя Усть-Илимская ТЭЦ, которая осталась в составе ЛПК, работает на тех же
ирша-бородинских углях, что и Братская, причём они обходятся для первой
даже дороже, так как их приходится везти дальше почти на 400 км [9, с.5-
15].
Наибольшая по сравнению с другими странами площадь территории России,
наличие различных климатических поясов и районных коэффициентов,
значительное количество труднодоступных районов, неудовлетворительное
состояние транспортной инфраструктуры приводят к существованию обособленных торговых рынков не только в масштабе федерации, но и в масштабе одного
региона, что тоже способствует монополизму. Так, даже внутри одной
Иркутской области можно выделить несколько природно-климатических зон с
частично обособленными товарными рынками:
Южная зона - вдоль Транспортно-Сибирской магистрали, включая экономически
развитые районы;
Ближний Север - районы Приангарья и Верхней Лены;
Северная зона с условиями Крайнего Севера (Катангский, Киренский,
Бодайбинский, Мамско-Чуйский районы).
Также следует отметить крайне высокую неравномерность в размещении
производства и несоответствие технического состояния многих предприятий
практически во всех отраслях экономики требованиям технического прогресса.
В определённой мере этому способствует низкая инвестиционная активность в
производственной сфере.
Правительством РФ предусматривались следующие меры по увеличению инвестиционной активности: изменения в порядке налогообложения в направлении снижения доли, идущей от предприятий, и увеличение налогов с физических лиц; ежегодная переоценка основных фондов пропорционально уровню инфляции, введение ускоренной амортизации, выделение амортизационного фонда, создание рынка амортизационных средств; снижение ставки рефинансирования Центрального банка России; долевое государственно-коммерческое финансирование, конкурсное размещение государственных капитальных вложений; предоставление гарантий государством в виде покупки части ценных бумаг по проверенным проектам с последующей их продажей после стабильного получения прибыли по мере реализации проектов; законодательное оформление на рынке капиталов частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, страховых компаний; развитие рынка облигаций, внутреннего валютного займа.
Предполагается, что перечисленные меры позволят активизировать инвестирование в производственную сферу, будут способствовать последовательному снижению концентрации производства, демонополизации товарных рынков.
Развитие экономики области рассматривается во взаимосвязи с развитием экономики других регионов и России в целом, а укрепление мирохозяйственных связей и выход отдельных предприятий на внешний рынок способствуют расширению границ товарных рынков и последовательному снижению уровня монополизации экономики [10, с.16-18].
Список литературы
1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. - С.-Пб.: АО “Санкт-
Петербург оркестр”, 1994. - 448 с.
2. В. Я. Иохин. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 512 с.
3. Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / ИГЭА; Науч. ред. Демина М.П. -
Иркутск: Изд-во иркут. ун-та, 1994.- 220 с.
4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ. О. Н. Антипова и др.; Под общ. ред. А.А. Пороховского.
- Т.2.-Таллинн: АО “Реферто”, 1993. - 402 с.
5. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч1.
Изд-во ИГЭА, 1998г.- с.326-380
6. Миклина О. Официальные новости // Экономика и жизнь. - 1997. - май
(№20). - с.10.
7. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн.
Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 1998. - №1. - с.14-30.
8. Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе //
Общество и экономика. - 1995. - №9. - с. 94-102.
9. Современное состояние и направления социально-экономического развития
Иркутской области: Учеб. Пособие / Под ред. А.П. Черникова. - Иркутск:
Изд-во ИГЭА, 1996. - 48 с.
10. Солодков В.Т. Проблемы и перспективы демонополизации экономики региона
// Вестн. ИГЭА. - 1998. - №13. - с.16-26.
11. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: В 2-х кн.: Учебник для вузов. - 2-е изд. Ч.1. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1996. - 650 с.
12. Экономическая теория: курс лекций. Ч.1./ В.П. Горев, С.В. Сергеев; Под ред. М.П. Деминой. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1995. - 456 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9