Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации» от 25 сентября 1997 г. (ст. 1) дал понятие минимального бюджета
применительно к местным бюджетам, увязывая его с государственными
социальными стандартами: минимальный местный бюджет — это расчетный объем
доходов и расходов местного значения, учитывающий государственные
минимальные социальные стандарты.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. взамен термина «минимальный бюджет» применяет более точный — «минимальная бюджетная обеспеченность», увязывая его с минимальными государственными стандартами (ст. 6). При этом данные категории касаются бюджетов всех уровней, в том числе и федерального.
Минимальные государственные стандарты определены как государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.
Реализация норм о минимальных государственных стандартах и их минимальной бюджетной обеспеченности — важное условие выполнения государством своих социальных обязанностей перед гражданами по государственной поддержке семьи, материнства, инвалидов, по осуществлению бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования и т.п.
Бюджетное право и бюджетные правоотношения
В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением (подотраслью) финансового права — бюджетным правом.
Бюджетное право — центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.
Бюджетное право отличается от других подразделений и институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что: а) бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти; б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов
Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.
Такая общая характеристика бюджетного права и его предмета нуждается в
конкретизации, поскольку бюджетное право тесно связано с другими
подразделениями и институтами финансового права. С этой целью в бюджетном
праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют: а) бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную
систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов; б) структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в
нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами; в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных
образований в области бюджета; г) бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а
также отчетности об исполнении бюджета.
Соответственно сказанному и понятие бюджетного права можно определить,
исходя либо из общей, либо конкретной характеристики предмета бюджетного
права.
Итак, бюджетное право — это раздел (подотрасль) финансового права,
состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые
возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных
фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.
Однако такое понятие недостаточно четко определяет пределы регулирования
бюджетного права. Оно позволяет трактовать его очень широко и отнести к
бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с
бюджетом отношения (например, касающиеся налоговых платежей в бюджет,
расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и др.).
Избежать этого можно путем введения в определение понятия бюджетного права
уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета. При таком
подходе бюджетное право РФ — это совокупность финансово -правовых норм,
регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения
доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и
муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс.
Центральное место бюджетной системы в составе финансов РФ обусловливает и
место бюджетного права в системе финансового права: именно с него
начинается особенная часть этой отрасли права.
Важнейшими принципами бюджетного права являются принципы федерализма и
развития местного самоуправления, свойственные финансовому праву в целом. В
бюджетном праве они находят специфическое проявление. Хотя они впрямую не
названы и не сформулированы в бюджетном законодательстве, его содержание
пронизано этими принципами и регулирование бюджетных отношений
осуществляется с учетом этих основополагающих начал, вытекающих из норм
Конституции РФ.
Принцип федерализма в бюджетном праве означает гарантированность
самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов Федерации как
необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой
бюджетной политикой, общими задачами и целями Федерации, реализовать
которые призван федеральный бюджет.
Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении
полномочий органов местного самоуправления по самостоятельному формированию
и исполнению местного бюджета в целях решения задач местного значения в
соответствии с законодательством Федерации и субъектов РФ.
В бюджетном праве более четко, чем в других разделах финансового права, выделяются материальные и процессуальные нормы. Первые закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. К предмету вторых относится регулирование порядка (процедуры) прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, форм взаимоотношений органов государственной власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе. Значение бюджетно- процессуальных норм состоит в том, что они устанавливают организационно- правовые формы реализации материальных бюджетных прав субъектов бюджетного права, механизм их осуществления.
Различие материальных и процессуальных норм бюджетного права отражено, например, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г., в котором выделен раздел «Основы бюджетного процесса». Эта концепция получила дальнейшее развитие в БК РФ
1998 г., который наряду с материальными нормами, сосредоточенными в части второй, содержит часть третью — «Бюджетный процесс в Российской Федерации», в которой закреплены процессуальные нормы бюджетного права.
Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех Уровней именуются субъектами бюджетного права.
В круг субъектов бюджетного права РФ входят:
1) государство и его территориальные подразделения — Российская Федерация в целом; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования);
2) органы государственной власти и местного самоуправления — представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Право на соответствующий бюджет — это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в Российской Федерации является ее народ (см. преамбулу
Конституции РФ). Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам. Это права на получение и включение в бюджет определенных доходов, на использование их на экономические, социальные и другие потребности территории. С ними связаны соответствующие обязанности данных субъектов.
Процессуальными правами и обязанностями наделены представительные
(законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Это, например, полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные сроки при соблюдении установленных форм и т.д.
Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.
Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории; б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования; в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства, государственные или муниципальные образования или соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие их интересы.
Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть
материальными и процессуальными.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. для характеристики обязанностей органов
власти в области расходов бюджетных средств вводит новое в российском
законодательстве понятие — бюджетное обязательство. Согласно Кодексу
(ст.222) это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить
расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного
срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной
росписью. Термин «обязательство», свойственный гражданскому праву, в данном
случае усиливает ориентированность на соблюдение взаимных прав и
обязанностей в бюджетных отношениях.
В нормах бюджетного права предусмотрены меры ответственности за нарушения
бюджетного законодательства. Они предусмотрены в разных правовых актах — в
законах о бюджете на конкретный год, в указах Президента РФ. Бюджетный
кодекс РФ 1998 г. привел вопросы ответственности за нарушения бюджетного
законодательства в систему, посвятив им особую (четвертую) часть.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10