Исторически прямые налоги — наиболее ранняя форма налогообложения.
Возникли, например, подушный, поземельный, подо-мовый налоги. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются подоходный, земельный налоги, налоги с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто сколько платит в казну.
Косвенное налогообложение отличается от этой формы своей
замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к
цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с
доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает
юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие,
производящее или реализующее товары, оказывающее услуги, за счет выручки.
Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который
приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного
налога. Такими косвенными налогами являются введенные в стране с 1992 г.
акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, действовавший в
течение 1991 г. и вновь введенный в 1998г.
Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы,
поскольку чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает
государству в виде этих налогов.
Однако в западных странах косвенные налоги по сей день находят широкое
применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемое такой форме
налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов
в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы.
Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику,
стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям,
возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования на
экономические процессы. Важен при использовании этого механизма комплексный
анализ последствий его применения, учет особенностей экономики страны. Не
случай
но в развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах
косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.
Помимо рассмотренной классификации Закон РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» подразделил налоги на три вида в зависимости от их
территориального уровня: федеральные налоги; налоги субъектов Российской
Федерации; местные налоги. Налоговый кодекс (гл. 2) в качестве
равнозначного выражению «налоги и сборы субъектов Российской Федерации»
ввел в отношении этих платежей термин «региональные». Хотя последний и не
отличается четкостью, закрепление в законодательстве дает основание
пользоваться им при характеристике соответствующих платежей.
К федеральным, налогам действующие нормы Закона РФ «Об основах налоговой
системы» (ст. 19) отнесены:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы на отдельные группы и виды товаров;
— налог на доходы банков;
— налог на доходы от страховой деятельности;
— налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
— налог на операции с ценными бумагами;
— подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
— подоходный налог с физических лиц;
— налоги, зачисляемые в дорожные фонды (это налог с владельцев
транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов,
налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение
автотранспортных средств);
— налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте;
— налог на игорный бизнеса;
— налог на отдельные виды транспортных средств. Кроме налогов к
федеральным отнесены несколько сборов и иных платежей:
— государственная пошлина;
— таможенная пошлина;
— гербовый сбор;
— платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджеты разных уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации о недрах;
— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный Федеральный (бюджетный) фонд воспроизводства минерально- сырьевой базы;
—сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
— сбор за пограничное оформление;
— плата за пользование водными объектами;
— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Часть платежей из приведенного перечня зачисляются в федеральный бюджет: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина и др. (с возможными отчислениями в нижестоящие бюджеты).
Подоходный налог с физических лиц закон предписывает использовать для регулирования бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты, которым его поступления передаются в виде отчислений.
Другая часть налогов, иных платежей (государственная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты, или в бюджеты разных уровней в соответствии с установленным законодательными актами РФ порядком (налог на покупку иностранных денежных знаков, налог на игорный бизнес).
Таким образом, федеральные налоги отличают следующие особенности. Они
устанавливаются законодательными актами Российской Федерации; взимаются на
всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки
налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются
законами Российской Федерации. Это не исключает зачисления их не только в
федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.
К налогам субъектов Федерации отнесены:
— налог на имущество предприятий, который закон обязывает зачислять
равными долями в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по месту
нахождения плательщика;
— лесной доход;
— сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц и
используемый через бюджет целевым назначением на дополнительное
финансирование образовательных учреждений.
В 1998 г. этот перечень дополнен еще двумя налогами:
— налог с продаж;
— единый налог для определенных видов деятельности.
Часть платежей данной группы (налог на имущество предприятий, лесной
доход), как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами
Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Однако их
конкретные ставки определяются органами государственной власти субъектов
Федерации, если иное не будет установлено законом Российской Федерации. Они
зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы
полностью или частично в местные бюджеты.
В отношении иных платежей (сбор на нужды образовательных учреждений,
налог с продаж и единый налог на вмененный доход) предусмотрен другой
порядок. Они устанавливаются и вводятся в действие представительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством РФ. При этом в случае введения налога с
продаж не взимается налог на нужды образовательных учреждений. При введении
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности не
взимается ряд платежей федерального и местного уровня.
Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы. В числе налогов:
— налог на имущество физических лиц;
— земельный налог;
— налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне;
— налог на рекламу;
— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных
компьютеров;
— налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы.
Помимо них в данную группу входит значительное число всевозможных сборов.
Платежи данной группы различаются между собой по порядку установления и взимания.
Так, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов жилищно-культурной сферы имеет соответствующее целевое назначение.
Налог на строительство промышленных объектов и курортный сбор могут быть введены органами местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность.
Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:
— налог на рекламу с юридических и физических лиц;
— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных
компьютеров с юридических и физических лиц;
— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на
содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и
другие цели;
— сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими лицами;
— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с
юридических и физических лиц;
— лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
— сбор за выдачу ордера на квартиру;
— сбор за парковку автотранспорта с юридических и физических лиц;
— сбор за право использования местной символики, вносимый производителями
продукции;
— сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц;
— сбор за выигрыш на бегах;
— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
— сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок,
предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с
ценными бумагами;
— сбор за право проведения кино- и телесъемок;
— сбор за уборку территорий населенных пунктов;
— сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц;
— сбор за право торговли.
С введением законодательным органом власти субъекта РФ налога с продаж не
должны взиматься многие из перечисленных местных налогов и сборов: налог на
строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор
за право торговли, налог на перепродажу автомобилей и др., в общем
количестве 16 платежей.
Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.
Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий
перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе.
Дополнения к Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
от 27 декабря 1991 г. особо подчеркивают эту характеристику налоговой
системы РФ. В соответствии с ними органы государственной власти всех
уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления,
не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки
установленных налогов и налоговых платежей. По смыслу данной нормы и
упомянутого Закона в целом это ограничение, помимо органов государственной
власти, распространяется и на органы местного самоуправления.
Следовательно, на территории Российской Федерации действует единая система
налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется
законодательством РФ. Такая позиция закреплена и в НК РФ, согласно которому
не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не
предусмотренные им (п. 5 ст. 12).
Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления налогов
и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и
прерогативы представительных органов государственной власти и местного
самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.
Установление налогов означает принятие компетентным органом власти
решения о порядке введения данного платежа в пределах определенной
территории в качестве источника доходов государственной или муниципальной
казны с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и
сроков уплаты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10