Прибыль, ее формирование и значение для предприятия
смотреть на рефераты похожие на "Прибыль, ее формирование и значение для предприятия"
План.
Введение
1 Экономическое содержание и значение прибыли.
1.1 Понятие прибыли в экономической наукеи ее функции.
1.2 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия.
1.3 Пути увеличения прибыли на предприятии.
2 Оценка условий получения и распределение прибыли ДОАО
«Нижневартовскнефть».
2.1 Общая характеристика предприятия.
2.1.1 История создания предприятия.
2.1.2 Взаимоотношения ДОАО «Нижневартовскнефть» с ОАО
«Нижневартовскнефтегаз»
2.1.3 Виды и цели деятельности ДОАО «Нижневартовскнефть»
2.1.4 Организационная структура ДОАО «Нижневартовскнефть».
2.1.5 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.2 Оценка условий получения прибыли ДОАО «Нижневартовскнефть»
2.2.1 Определение условий безубыточной работы предприятия.
2.2.2 Определение массы прибыли в зависимости от изменения выручки.
2.3 Распределение и использование чистой прибыли на предприятии.
2.3.1 Анализ использования чистой прибыли.
2.3.2 Влияние использования прибыли на финансовое состояние предприятия.
3 Оптимальное использование прибыли предприятия – путь к оздоровлению финансового состояния.
3.1 Определение направлений сокращения расходов предприятия, финансируемых за счет чистой прибыли.
3.2 Прогноз показателей финансового состояния предприятия при оптимальном использовании чистой прибыли.
Заключение.
1 Экономическое содержание и значение прибыли.
1.1 Понятие прибыли в экономической науке и ее функции.
Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.
Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например,
К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, за-темняющую
свою сущность прибавочную стоимость. Источником при-бавочной стоимости
автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неопла-ченный прибавочный труд
наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности
буржуазного экономического строя, бур-жуазных производственных отношений.
Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе
марксистской трактовке при-были.
Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход
от использования факторов производства, т.е. труда, земли и ка-питала.
Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения не-оплаченного
наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых,
прибыль – это плата за услуги предприниматель-ской деятельности. Во-вторых,
прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-
тртьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов
предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или
иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем
или иным вари-антом природно-климатических условий. Риск может быть связан
и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнацио-
нальные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска мо-гут быть
каординально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже
разорение фирмы. В-четвертых, это так называе-мая монопольная прибыль. Она
возникает при монопольном положении производителя на рынке или при
естественной монополии. Монополь-ная прибыль по большей части неутойчива.
В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение
за использование специфического фактора производства – предпринимательства.
Предпринимательство является специфичесикм фактором, так как в отличие от
капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной
форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно
полученную предприятием прибыль.
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величи-на, определяемая как разница между общей выручкой и общими из-держками, разница между доходами и расходами.
Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно- технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
1.2 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия.
На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полу-ченным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной сторо-ны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответ-ствует общественно-необходимым затратам.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от ре- ализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (вы-ручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельнос-ти других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус вне-реализационные расходы (затраты на производство, не давшее продук-ции, на содержание законсервированных производственных мощнос-тей, убытки от списания долгов и т.д.)
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового ре-зультата от операций с основными фондами, нематериальными актива-ми и иным имуществом.
Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле
Пб = + Пр + Пи + Пв.о. , где
Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания
услуг,
Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,
Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.
Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся : ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентноспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые независят от деятельности предприятия, относятся : конъюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально- технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.
Внутренние факторы действуют наприбыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле
Пр = ( Цi – Сi ) * Vi , где
Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,
Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,
Vi - объем реализации i-ой продукции.
Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято вы- делять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой ва-ловую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в тео-рии и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом на-лога на прибыль.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и раз- личные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания это-го источника на относительно высоком уровне предполагает проведе-ние постояной новации продукта. Здесь следует учитывать такие про-тиводействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предпритий.
Второй источник связан с производственной и предпринима-
тельской деятельностью, поэтому касается практически всех предприя-тий.
Эффективность его использования зависит от знания конъюктуры рынка и умения
постоянно адаптировать под нее развитие производст-ва. Здесь, по сути, все
сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых,
от правильности выбора производ-ственной направленности предприятия по
выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким
спросом); во-вторых, от создания кнкурентноспособных условий продажи своих
товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей,
пос-лепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства
(чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от
ассортимента продукции и снижения издержек производства.
От прибыли зависит нормальная деятельность любого предпри-ятия,
т.к.:
- прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),
- прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследователь-ские и опытно- конструкторские работы), обеспечивающие НТП,
- за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,
- прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.
Кроме того прибыль предприятия имеет более широкое значе-ние, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.
1.3 Пути увеличения прибыли на предприятии.
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые
мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть
следующего характера:
- увеличение выпуска продукции,
- улучшение качества продукции,
- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,
- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,
- диверсификация производства,
- расширение рынка продаж и др.