Государство на словах всегда думало о том, как поддержать
представителей малого и среднего бизнеса. Сколько фондов поддержки малого
предпринимательства было создано, которые работают до сих пор. В СМИ
было сказано очень много слов о необходимости поддержки малого бизнеса. Как
теперь всем ясно, всё это было рассчитано на иностранных потребителей. На
деле же, на свет появился налог с продаж и вмененный налог - чудовищные во
всей своей несправедливости. Ещё в июле 2000 года москвичи могли радоваться
тому, что в Москве налог на вменённый доход не был принят. Ведь в тех
регионах, где его приняли, предприниматель, как класс, был практически
уничтожен или, в лучшем случае, низвергнут в область теневой экономики с ее
нечеловеческими правилами игры. Но в зимой того же года, чтобы негде было
укрыться, ввели налог с продаж в Московской области. Куда теперь податься
от оборотного налога, который без ножа режет малый бизнес? Банки работают
плохо и ненадежно, а наличный оборот оказался под прессом налога с продаж.
Некоторые экономисты полагают, что этим они сократят цепочку от
производителя до потребителя. Но на практике, они просто теряют второй
конец цепочки.
Следует заметить, что в 2000 году было принято и несколько весьма
неплохих законов, в поддержку представителей малого и среднего бизнеса, а
также предоставлены некоторые льготы для предпринимателей. Но сделано это
было настолько тихо, что многие предприниматели об этом не знают. Те, кто
знают, не верят в то, что государство их может столь щедро одарить, и видят
в этом подвох. Лишь незначительная часть предпринимателей используют эту
поддержку в своей деятельности, но и то не в полном объеме. Госчиновники,
то ли в силу своей некомпетентности, то ли в силу того, что
проинструктированы соответствующим образом, подчас сознательно вводят
предпринимателей в заблуждение. В результате, все усилия государства по
выводу малого и среднего бизнеса из тени не приносят значительного успеха.
Отсутствие пропаганды идей предпринимательства, на сегодняшний день
оборачивается для государства слабой экономической активностью населения и,
как следствие, низким уровнем собираемости налогов. Мелкий производитель
штучной продукции влачит жалкое существование, под прессом своего "АОЗТ"
или "ООО", переплачивая бухгалтерам, аудиторам, налоговой инспекции, наивно
полагая, что предпринимателем без образования юридического лица быть
несолидно. Он подчас уверен, что с ним как с предпринимателем без
образования никто не захочет иметь дела. А ведь надежность предпринимателя
не выше - предприниматель несет ответственность по сделкам, всем своим
имуществом, в то время как какое-нибудь "ООО" рискует зачастую лишь в
пределах скромной суммы своего уставного капитала.
Заключение
Итак, в заключение, хочу ещё раз выделить основные проблемы в налогообложении РФ:
1. Фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию.
2. Высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС.
3. Нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС, акцизам.
4. Современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов.
5. Существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым.
6. Неудобство уплаты налогов: большое количество бумаг, расчётов, высокий бюрократизм.
Опыт стран, имеющих многовековую налоговую историю, говорит, что налогами может изыматься не более 40% доходов налогоплательщика. У нас же, как показывают расчёты, если честно платить все установленные законом налоги по установленным в этих законах правилам, то необходимо отдать в бюджет и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Это далеко превышает ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Вот и вынуждены налогоплательщики искать пути минимализации своих платежей: кто в пределах правил, используя имеющиеся в законах возможности, кто скрывая или свою деятельность, или часть своих доходов и имущества.
Мне остается только выразить сожаление из-за вступления в силу второй
части НК РФ. Многодекларируемое желание уменьшения налогового бремени в
очередной раз обернулось повышением налогового прессинга. Отрицательных
изменений налогового законодательства настолько много, что для многих 2001
год станет последним годом их предпринимательской деятельности. Они
перестанут мучиться этими заботами и перейдут в более спокойную жизнь
наемных работников. Те, кто сможет адаптироваться к этим изменениям,
создадут фундамент, на котором построят бизнес для себя и своих детей.
Просто переждать это смутное время не удастся никому.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Книги:
1. А. З. Дашев, Д. Г. Черник. Финансовая система России. – М.: Инфра-М,
1997. – 289 с.
2. Д. Г. Черник. Налоги, - М.: 1999. – 173 с.
3. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. –
М.: 1935. – 374 с.
4. Ф. Кенэ. Избранные экономические произведения. - М.: 1960. – 293 с.
5. Д. Рикардо. Начало политической экономии и налогового обложения//Рикардо
Д. Сочинения. Т.1. М.: 1955г. – 155 с.
6. Берендтс Э.Н. Русское финансовое право. Лекции, читанные в Императорском
Училище Правоведения. СПБ., 1914. – 274 с.
7. Львов Д. М. Курс финансового права. Казань, 1887. – 285 с.
8. Справочник “Социально-экономические проблемы России”. Реформа
налогообложения. Глава 4.
Статьи:
1. Н. В. Караваева. Отдай часть, чтобы сохранить остальное. Налоговая
политика в (( столетии // ЭКО. - 2000. - №8. – с. 117 – 133.
2. Н. Р. Шушанян. Конфликты в российской налоговой сфере // ЭКО. – 2000. -
№10. – с. 166 – 175.
3. В. В. Сокирко. Прошлое и настоящее вменённого налога // ЭКО. - 2000. -
№8. – с. 74 – 80.
4. В. Г. Пасков. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы. -
2000. - №1. – с. 33 – 37.
5. К. И. Оганян. Основные направления совершенствования налогообложения
прибыли // Финансы. - 2000. - №5. – с. 34 – 35.
6. Д. Г. Черник. Налоги Швеции // Финансы. – 2001. - №3. – с. 24 – 25.
7. Д. В. Гусев. Налоговый климат как фактор привлечения иностранных
инвестиций // Финансы. – 2000. - №5. – с. 41 – 43.
8. Международная научная конференция по проблемам двойного налогообложения
// Финансы. - 2000. - №4. – с. 45 – 48.
9. К. Л. Астанов. О реформе налоговой политики // Финансы. – 2000. - №10. –
с. 29 – 31.
10. Е. В. Виновский. Налоговые споры предприятий // Финансы. – 2001. - №6.
– с. 28 – 30.
11. Н. С. Маслова. Порядок применения налоговых вычетов по НДС с 1 января
2001 года // Финансы. – 2001. - №8. – с. 26 – 28.
12. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её
совершенствования // Финансы. –1999. - № 4. – стр.19 – 24.
13. Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать //
Финансы - 1996 - № 7.
14. В. Пансков. Идёт ли в России налоговая реформа? // Российский
экономический журнал. - 2000. - №11-12. – с. 23 – 26.
15. Петкова Н. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс //
Российский экономический журнал. – 1996. - № 5-6. – с. 13 – 17.
16. Юлия Кузнецова. Изменения в порядке исчисления и уплаты НДС и акцизов
// Аудит и налогообложение. – 2001. - №1(61). – с. 2 – 5.
17. Ирина Стеебер-Стребул. Государственная инспекция цен г. Москвы //
Аудит и налогообложение. – 2001. - №1(61). – с. 3 – 7.
18. Рубиенко Н. Особенности национальной налоговой системы в
пореформенный период // Эксперт. – 1997. - №1. – с. 23 – 28.
19. Галина Ляпунова. Поголовное преследование // Деньги. - 2000. - №11. –
с. 9 – 11.
20. Давид Кириленко. Бумага без налога // Деньги. – 2001. - №42(345). – с.
8 – 10.
21. Марина Иванова и Олег Ладехин. Как выйти из тени // Деньги. – 2001. -
№41(345). – с. 9 – 11.
22. Официальный сайт Министерства России по налогам и сборам, www.nalog.ru,
3/10/2001.
23. Налоги, их виды, сущность, функции и роль в правовом регулировании
предпринимательской деятельности. – Интернет, www.taxhelp.ru, 20/10/2001.
24. Основы современной налоговой системы Российской Федерации. – Интернет,
www.bashnalog.ru, 10/10/2001.
25. Минное поле НДС. Сводки с фронта. Налоговая всех накормит. – Интернет,
http://bistrast.webzon.ru, апрель 2001.
-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.308.
1 К.Л. Астанов. О реформе налоговой политики. – “Финансы”, 2000, №10, стр.
29.
1 К.Л. Астанов. О реформе налоговой политики. – “Финансы”, 2000, №10, стр.
30.
2 Там же
1 Д. Г. Черник. Налоги Швеции. – “Финансы”, 2001, №3, стр. 24.
1 А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. – М.:
1935г., стр. 341.
2 Д. Рикардо. Начало политической экономии и налогового обложения//Рикардо
Д. Сочинения. Т.1. М.: 1955г., стр. 155.
1 Д. Рикардо. Начало политической экономии и налогового обложения//Рикардо
Д. Сочинения. Т.1. М.: 1955г., стр. 155.
2 Берендтс Э. Н. Русское финансовое право. Лекции, читанные в Императорском
Училище Правоведения. СПБ., 1914г., стр. 274.
1 Львов Д. М. Курс финансового права. Казань, 1887г., стр. 285.
2 А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. – М.:
1935г., стр. 342.
1 Н. Р. Шушанян. Конфликты в российской налоговой сфере. – “ЭКО”, 2000,
№10, стр. 167.
1 Н. Р. Шушанян. Конфликты в российской налоговой сфере. – “ЭКО”, 2000, №8,
стр. 171.