Пятый принцип приватизации - обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы.
Правительство Украины предусматривает путём приватизации достичь:
- усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;
- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;
- возрождения общечеловеческих ценностей.
Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.
2. Основные виды обществ, создаваемых в результате разгосударствления и приватизации.
Украинским законодательством предусмотрены общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.
В соответствии Законом Украине "Об акционерных обществах и обществах с
ограниченной ответственностью" обществом с ограниченной ответственностью
... признаётся юридическое лицо, созданное по соглашению юридическими
лицами и гражданами путём объединения их имущества с целью осуществления
хозяйственной деятельности. Уставной фонд таких обществ разделён на доли в
размерах, определённых учредительными документами.
Такое общество не предусматривает участие большого числа людей граждан и юридических лиц, оно скорее подходит для создания новых, небольших предприятий, нежели для реорганизации уже действующих. ООО могут найти применение в отраслях, где имеются предприятия с относительно небольшим количеством работников (местная промышленность, бытовое обслуживание, культура и др.)
Участники общества несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах сумм внесённых ими вкладов.
Обществом с дополнительной ответственностью признаётся общество, фонд которого разделён на доли в размерах, определённых учредительными документами. При недостаточности имущества общества, его участники отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к суммам их вкладов.
Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставной фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое несёт ответственность по обязательствам только своей собственностью. При акционерной форме - и она этим хороша - создаётся определённое противоречие интересов собственников, акционеров и работающих, что выступает стимулом саморазвития.
Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые акционерные общества (кратко ЗАО).
Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.
В ОАО акции свободно реализуются акционерами, "Акционерное общество является открытым, если его акции распространяются путём открытой продажи или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью." То есть акции можно подарить по наследству, продать и купить.
В закрытом же акционерном обществе реализация акций ограничена.
Акционеры могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок
реализации их третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется
уставом. Именно ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия
закрытого акционерного общества.
Согласно Закону Украины об акционерных обществах указано:
"Акционерные общества являются закрытыми, если хождение его акций на рынке
ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом".
Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления.
В Украине ОАО создаются преимущественно в порядке приватизации
госпредприятий путём их преобразования в акционерные общества по решению
Мингосимущества или органа приватизации местного Совета.
Закрытое акционерное общество создаётся значительно проще небольшим количеством учредителей (как правило, не более 10). Исключение из этого правила - создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи и более. Отсюда и система управления. Если число акционеров невелико, то все вопросы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора, решают сами акционеры на своём собрании и нет смысла создавать правление.
В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на правление.
Разновидностью акционерных обществ и обществ с ограниченной
ответственностью являются совместные предприятия. На них на территории
Беларуси помимо Закона "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной
ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью"
распространяется Закон "Об иностранных инвестициях на территории Украины".
Совместные предприятия не отличаются от общества с ограниченной
ответственностью или акционерного общества, у них одинаковы юридические
права и управление. Разница состоит в том, что уставной фонд вносится
иностранным инвестором и законодательство устанавливает иной минимальный
размер уставного фонда совместного предприятия.
Эти предприятия создаются в том же порядке, что и обычные общества с
ограниченной ответственностью и акционерные общества, за исключением того,
что регистрация производится не в исполкомах, а в Государственном комитете
по внешним экономическим связям Украины, при наличии согласия местного
Совета на размещение совместного предприятия на его территории.
Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа путём выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и трудового коллектива предприятия.
На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.
Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.
Акционерное общество представляет документы в Инспекцию по ценным бумагам для государственной регистрации акций.
С момента регистрации акций орган приватизации, учредивший общество, имеет право на их продажу в установленном порядке, в том числе и по льготной подписке. При этом 50% акций общества резервируются под именные приватизационные чеки.
Продажа акций осуществляется в несколько этапов. Вначале работникам предприятия по цене ниже номинальной стоимости на 20%. Оставшийся пакет акций предлагается для продажи на фондовой бирже.
По законодательству Украины нет ограничений в приобретении акций работниками АО.
Особенностью такого способа преобразования государственного предприятия является возможность увеличения уставного капитала и продажи, вновь выпущенных акций частным субъектам. Новый выпуск акций может распространяться как по открытой, так и по закрытой подписке. Однако, если средства от продажи акций, принадлежащих государству, идут в бюджет, то от продажи нового выпуска - на предприятие. Это очень важно с позиции всех заинтересованных сторон - государства, акционерных обществ, их работников и частных инвесторов.
Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.) обусловливают своеобразие процесса его приватизации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.
Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться сроком начала приватизации; источниками средств на выкуп (собственные средства предприятия, заёмные, привлечённые и личные средства) и их сочетаниями; периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели; составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).
Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников средств, направляемых на выкуп.
Оптимальным является такой вариант приватизации, который при
определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на
приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок
(период) приватизации.
Обосновать вариант приватизации - значит, найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заёмными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.
1.3. Порядок, способы и механизм приватизации
Работа по приватизации предприятия начинается с изучения законодательной базы т.е. с анализа государственных и местных программ приватизации, который необходим прежде всего для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения.
В этой связи государственной программой определены предприятия по
отдельным группам: объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты,
деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей, объекты,
имеющие особый режим управления и являются монополией государства и
затрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.). Перечень
таких предприятий утверждается Верховной Радой Украины; объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению
правительства Украины; объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению
Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации
Украины с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств; объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии
с местными программами приватизации.