Приватизация на Украине на примере анализа экономической и финансовой деятельности предприятия
p> Члены трудового коллектива имеют право на некоторые льготы при участии в приватизации своих предприятий. В частности юридические лица, образованные трудовыми коллективами с целью приватизации своих предприятий, приобретают их по цене на 20% меньше той суммы, которая подлежит оплате деньгами. Эта льгота применяется и в том случае, если государственное или арендное предприятие преобразуется в акционерное общество. Члены трудового коллектива приобретают акции за счёт денежных средств со скидкой в размере установленной льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости. Кроме того, заработная плата и дивиденды, полученные по акциям и использованные на цели приватизации, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота действует до тех пор, пока гражданин владеет указанным имуществом или акциями. При их продаже доходы, ранее освобождённые от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях.

Пятый принцип приватизации - обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы.

Правительство Украины предусматривает путём приватизации достичь:

- усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;

- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;

- возрождения общечеловеческих ценностей.

Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.

2. Основные виды обществ, создаваемых в результате разгосударствления и приватизации.

Украинским законодательством предусмотрены общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.

В соответствии Законом Украине "Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью" обществом с ограниченной ответственностью
... признаётся юридическое лицо, созданное по соглашению юридическими лицами и гражданами путём объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности. Уставной фонд таких обществ разделён на доли в размерах, определённых учредительными документами.

Такое общество не предусматривает участие большого числа людей граждан и юридических лиц, оно скорее подходит для создания новых, небольших предприятий, нежели для реорганизации уже действующих. ООО могут найти применение в отраслях, где имеются предприятия с относительно небольшим количеством работников (местная промышленность, бытовое обслуживание, культура и др.)

Участники общества несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах сумм внесённых ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью признаётся общество, фонд которого разделён на доли в размерах, определённых учредительными документами. При недостаточности имущества общества, его участники отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к суммам их вкладов.

Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставной фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое несёт ответственность по обязательствам только своей собственностью. При акционерной форме - и она этим хороша - создаётся определённое противоречие интересов собственников, акционеров и работающих, что выступает стимулом саморазвития.

Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые акционерные общества (кратко ЗАО).

Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.

В ОАО акции свободно реализуются акционерами, "Акционерное общество является открытым, если его акции распространяются путём открытой продажи или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью." То есть акции можно подарить по наследству, продать и купить.

В закрытом же акционерном обществе реализация акций ограничена.
Акционеры могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок реализации их третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется уставом. Именно ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия закрытого акционерного общества.

Согласно Закону Украины об акционерных обществах указано:
"Акционерные общества являются закрытыми, если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом".

Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления.

В Украине ОАО создаются преимущественно в порядке приватизации госпредприятий путём их преобразования в акционерные общества по решению
Мингосимущества или органа приватизации местного Совета.

Закрытое акционерное общество создаётся значительно проще небольшим количеством учредителей (как правило, не более 10). Исключение из этого правила - создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи и более. Отсюда и система управления. Если число акционеров невелико, то все вопросы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора, решают сами акционеры на своём собрании и нет смысла создавать правление.

В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на правление.

Разновидностью акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью являются совместные предприятия. На них на территории
Беларуси помимо Закона "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" распространяется Закон "Об иностранных инвестициях на территории Украины".
Совместные предприятия не отличаются от общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, у них одинаковы юридические права и управление. Разница состоит в том, что уставной фонд вносится иностранным инвестором и законодательство устанавливает иной минимальный размер уставного фонда совместного предприятия.

Эти предприятия создаются в том же порядке, что и обычные общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, за исключением того, что регистрация производится не в исполкомах, а в Государственном комитете по внешним экономическим связям Украины, при наличии согласия местного
Совета на размещение совместного предприятия на его территории.

Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа путём выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и трудового коллектива предприятия.

На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.

Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.

Акционерное общество представляет документы в Инспекцию по ценным бумагам для государственной регистрации акций.

С момента регистрации акций орган приватизации, учредивший общество, имеет право на их продажу в установленном порядке, в том числе и по льготной подписке. При этом 50% акций общества резервируются под именные приватизационные чеки.

Продажа акций осуществляется в несколько этапов. Вначале работникам предприятия по цене ниже номинальной стоимости на 20%. Оставшийся пакет акций предлагается для продажи на фондовой бирже.

По законодательству Украины нет ограничений в приобретении акций работниками АО.

Особенностью такого способа преобразования государственного предприятия является возможность увеличения уставного капитала и продажи, вновь выпущенных акций частным субъектам. Новый выпуск акций может распространяться как по открытой, так и по закрытой подписке. Однако, если средства от продажи акций, принадлежащих государству, идут в бюджет, то от продажи нового выпуска - на предприятие. Это очень важно с позиции всех заинтересованных сторон - государства, акционерных обществ, их работников и частных инвесторов.

Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.) обусловливают своеобразие процесса его приватизации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.

Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться сроком начала приватизации; источниками средств на выкуп (собственные средства предприятия, заёмные, привлечённые и личные средства) и их сочетаниями; периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели; составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).

Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников средств, направляемых на выкуп.

Оптимальным является такой вариант приватизации, который при определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок
(период) приватизации.

Обосновать вариант приватизации - значит, найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заёмными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.

1.3. Порядок, способы и механизм приватизации

Работа по приватизации предприятия начинается с изучения законодательной базы т.е. с анализа государственных и местных программ приватизации, который необходим прежде всего для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения.

В этой связи государственной программой определены предприятия по отдельным группам: объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей, объекты, имеющие особый режим управления и являются монополией государства и затрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.). Перечень таких предприятий утверждается Верховной Радой Украины; объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению правительства Украины; объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению
Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации
Украины с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств; объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии с местными программами приватизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать