Приватизация на Украине на примере анализа экономической и финансовой деятельности предприятия
p> 2.3. Основные технико-экономические показатели работы Ялтинского городского молочного завода.

Основными показателями, характеризующими производственную деятельность предприятия, являются: товарная продукция, выпуск товарной продукции на 1 т перерабатываемого сырья, производство товаров народного потребления.
Проверка выполнения плана производства продукции осуществляется путем сопоставления плановых и отчетных показателей (таб.2).

Как видно из приведенных данных, планы по товарной продукции в 1995г. и 1996г. были не выполнены. Превышение факта над планом в 1992г.–1994г. говорит о налаженной производственной деятельности, о своевременных поставках молока. Невыполнение намеченных объемов производства товарной продукции объясняется резким и довольно неожиданным снижением количества поставляемого сырья, ухудшением его качества и падением спроса на продукцию предприятия.

Окончательным итогом деятельности предприятия за год является финансовый результат. Прибыль или доход, является обобщающим показателем хозяйственной деятельности завода. Доходом является часть стоимости валовой продукции, остающаяся после возмещения затрат на ее производство. Рентабельность - один из показателей, характеризующих экономическую эффективность производства. В нём отражаются результаты затрат не только живого, но и прошлого труда, качество реализуемой продукции, уровень организации производства и его управления. Уровень рентабельности показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат.

Таблица 2.

Основные производственные показатели работы Ялтинского городского молочного завода за 1992-1996 гг.
| Показатели | 1992| 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
| |г. |г. |г. |г. |г. |
|Производств. | | | | | |
|площадь, кв.м |8100 |8100 |8100 |8100 |8100 |
|Производств | | | | | |
|мощность |174,5 |174,5 |174,5 |171,1 |174,5 |
|предприятия, | | | | | |
|т/смену | | | | | |
|Расход | | | | | |
|электроэнергии |4020 |3120 |2668 |2100 |1960 |
|на производст. | | | | | |
|Нужды, | | | | | |
|кВт/час | | | | | |
|Расход воды на | | | | | |
|производств. |331 |281 |217 |198 |182 |
|нужды, | | | | | |
|тыс.куб.м | | | | | |
|Производство | | | | | |
|промышленной | | | | | |
|продукции в |2,5 |80,5 |323,4 |3646 |2698 |
|действующих | | | | | |
|ценах,тыс.грн. | | | | | |
|Балансовая | | | | | |
|прибыль, |0,1 |3,8 |68,5 |355 |154 |
|тыс.грн. | | | | | |
|Себестоимость | | | | | |
|товарной |2,5 |76,7 |754,9 |3291 |2540 |
|продукции, | | | | | |
|тыс.грн. | | | | | |
|Уровень рента- | | | | | |
|бельности,% |3,9 |4,9 |9,1 |10,8 |6,1 |
|Среднегодовая | | | | | |
|стоимость | | | | | |
|основных | | | | | |
|производствен- |0,4 |31,1 |36,9 |1270 |6639 |
|ных, фондов, | | | | | |
|тыс.грн. | | | | | |
|Производство | | | | | |
|продукции | | | | | |
|в натуральном | | | | | |
|выражении,т: | | | | | |
|- цельмолочная |27178 |25417 |15620 |9830 |2508 |
|-кисломолочная |4456 |3559 |2270 |1837 |739 |
|- сметана |1654 |1596 |941 |515 |216 |
|- творог |515 |657 |543 |279 |111 |
|- нежирная |2708 |3225 |990 |191 |157 |
|- молоко |12838 |11066 |6591 |4502 |1440 |

Исходя из представленных данных, можно отметить, что за исследуемый период времени резко сократилось производство продукции. Так, например, в 1996 году цельномолочной продукции было выпущено в 3,9 раза меньше, чем в предыдущем, а если сравнивать этот показатель с 1992 годом, то производство сократилось в 10,8 раза. Аналогичным же образом обстоят дела и с выпуском остальных видов продукции.

Это объясняется резким снижением спроса на молочную продукцию завода. В последнее время в городе появилось большое количество молокопродуктов, привозимых из других районов Крыма. Розничная цена такой продукции несколько ниже отпускной цены завода, поэтому продукция Ялтинского гормолзавода не пользуется особым спросом в предприятиях розничной торговли. Основными же покупателями продукции
Ялтинского гормолзавода остаются пансионаты, санатории, дома отдыха и бюджетные организации Большой Ялты. Однако, как известно, в последнее время здравницы Крыма всё чаще и чаще закрываются или не полностью заполнены отдыхающими и заявки на молоко продукцию, поступающие от них, снижаются с каждым годом. Что же касается бюджетных организаций, то в последнее время они вообще перестали рассчитываться за отпущенную продукцию, а дебиторская задолженность на 01.01.97 г. возросла до 740,6 тыс.грн.

Что касается рентабельности производства, то до 1995 года она имела тенденцию к росту и лишь в 1996 году несколько уменьшилась.
Такой рост уровня рентабельности объясняется тем, что до 1993 года при формировании цены на готовую продукцию рентабельность не должна была превышать 10%. С переходом к рыночной экономике, установлением свободных цен на молочную продукцию, представляется возможность планировать рентабельность в зависимости от спроса на ту или иную продукцию, а, следовательно, планировать и регулировать результаты производственной деятельности предприятия в целом.

2.3.1. Анализ производственной деятельности Ялтинского городского молочного завода.

Ялтинский гормолзавод вырабатывает продукцию разнообразного ассортимента: пастеризованное молоко в различной упаковке, ряженку, кефир, сметану, сливки, йогурт, творог и творожные сырки. В 1996 году ассортимент продукции предприятия пополнился еще одним наименованием.
В цехе мелкой фасовки стали изготавливать майонез. В настоящий момент на заводе в стадии монтажа находится линия по изготовлению глазированных сырков и устанавливается оборудование по производству стерильного молока. В годовом отчете за 1996 год при характеристике продукции предприятия приводятся следующие ее виды (таб.4., рис.
1):

Таблица 4.

Основные виды продукции Ялтинского гормолзавода на 01.01.97г.
|Наименование | Доля в общем, объеме производимой |
|продукции |продукции,% |
|Молоко |36,8 |
|Кисломолочная |17,9 |
|Сливки |0,3 |
|Сметана |16,4 |
|Творог |16,6 |
|Нежирная |11,8 |
|продукция | |
|Майонез |0,2 |
|Итого: |100 |

[pic]

В таб.4 приведены основные виды продукции завода, где наибольший удельный вес в общем объеме приходится на молоко (36,8%) и кисломолочные продукты: кефир, йогурт и ряженка (17,9%).

Молоко - основной продукт, вырабатываемый на предприятии. Всего же в ассортименте молочной продукции насчитывается 12 видов молока, которое различается в зависимости от расфасовки. Так, молоко жирностью 3,2% и 2,5% реализуется в цистернах и флягах, фасуют его в бутылках емкостью 0,5л и 0,25л, а также бумажные пакеты
(1л) фирмы “Tetra Pak”. В отличие от молока, кисломолочную продукцию реализуют только в бутылках 0,5л, а кефир для детского питания - в бутылках 0,25л. Сливки и сметана в предприятия розничной торговли, общественного питания и здравницы города поступают как в фасованном виде в бутылках вместимостью 0,2л, так и в весовом - во флягах емкостью 40л. Творог и сырково- творожные изделия реализуются в фасованном виде по 250г и 100г, а развесной творог в контейнерах по 8 кг.

Жирность, а следовательно, и качество выпускаемой продукции зависит от поступающего молочного сырья в течение календарного года. Так зимой, когда надои на молочных фермах снижаются, недостаток кормов отрицательно сказывается на качестве молочного сырья, а потребность в молоко продукции города остается практически неизменной, на заводе начинают выпускать продукцию с пониженным содержанием жира (например, молоко1,5%). Летом же, наоборот, при достаточном количестве сырья для обеспечения потребности города в молочной продукции в торговую сеть начинают поступать сливки, масло любительское, творог жирностью 18%, адыгейский сыр.

Таким образом выглядит ассортимент продукции, выпускаемой на
Ялтинском гормолзаводе. Более подробно ассортимент продукции предприятия и объем ее производства будут рассмотрены далее.

3 Анализ динамики по объему и ассортименту промышленной продукции.

Производство и реализация продукции - основа всей производственно
- хозяйственной деятельности предприятий, так как от объема, ассортимента и качества произведенной продукции, от ритмичности ее производства зависят такие показатели, как прибыль, рентабельность, себестоимость, оборачиваемость оборотных средств предприятия, его платежеспособность и т.д. Основные задачи анализа динамики производства и реализации продукции на предприятиях АПК следующие: определение степени выполнения плана и динамики по объему, ассортименту, качеству продукции; выявление резервов дополнительного увеличения выпуска продукции и ее реализации, улучшение качества товаров, разнообразия ассортимента.

В табл.5 приводятся данные об объемах и ассортименту выпускаемой на предприятии продукции за период 1992 - 1996 гг.

Анализируя данные этой таблицы можно сказать, что за исследуемый период времени ассортимент молочной продукции, выпускаемой на заводе, несколько расширился. Так, в 1993 году на предприятии было установлено оборудование для разлива молока в литровые пакеты (полипак), арендованное у Шведской компании “Tetra
Pak”. С тех пор в торговой сети города всегда можно приобрести такое молоко.

Это молоко обладает некоторыми преимуществами перед продукцией, расфасованной в обычные 0,5 - литровые бутылки. Срок реализации такого молока увеличивается на 12 часов, что крайне важно в летний период времени. В 1995 году ассортимент продукции завода пополнился еще 4 видами молока, 2 видами кефира. Однако, это не лучшая продукция когда-либо выпускаемая предприятием, так как эти нововведения значительно уступают по качеству прежней продукции. Из 4 дополнительных видов молока - 2 имеют жирность 1,5%, один - 1%, как, впрочем, и 1%-й кефир, также дополнивший ассортимент продукции. А о молоке для детского питания вообще отдельный разговор. При нормальной, возможно допустимой жирности в 3,2% в 1995-1996 гг. оно выпускалось с содержанием жира 2,5% и 1,5%.

Однако обвинять производителей здесь вообще-то неуместно. В осенне- зимний период в последние несколько лет сырье поступало в количестве 3-4 тонн в день, при повседневной потребности города в
15-20 тонн. В связи с этим технологи предприятия вынуждены были снижать жирность продукции с целью увеличения объема производства.

Но не все так плохо на предприятии как кажется на первый взгляд. С 1995 года на заводе вновь стали выпускать ряженку, производство которой было прекращено в 1992 году, понемногу стали налаживать выработку йогурта, творожных сырков различной жирности с добавлением изюма и ванилина.

В такой тяжелый для предприятия момент, когда реализация продукции затруднена довольно сильной конкуренцией со стороны мелких торговых предприятий, реализующих привозную продукцию, когда дебиторская задолженность увеличивается с каждым днем, когда помощи и финансирования от местных властей ждать не приходиться, все же на заводе находят силы и средства для дальнейшего расширения ассортимента и увеличения производства продукции. И, как было указано выше, на предприятии в стадии монтажа находится линия по производству стерильного молока.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать