Проблемы безработицы в России

  В условиях рыночной экономики не существует автоматического механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость, поэтому она нуждается в целенаправленном государственном регулировании.

1. 2 Безработица и пути ее преодоления

  Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица, под которой понимается временная незанятость части экономически активного (т.е. трудоспособного) населения.[5]

  Кроме того, безработица- это состояние неравновесия на рынке труда, вызванное превышением величины предложения над величиной спроса.[6]

По форме проявления безработица может быть:

- фрикционной, то есть связанной с добровольным оставлением одного рабочего места и поисками другого. На время этого поиска человек остается безработным;

- структурный, вызванной переменами в технологии, вследствие чего старые производства отмирают и часть рабочей силы увольняется;

-сезонной, которая определяется колебанием спроса на рабочую силу в различные промежутки времени в некоторых  отраслях (сельском хозяйстве, строительстве);

-циклической, порождаемой циклическим развитием  рыночной экономики, т.е. чередованием периодов подъема и спада производства;

 - скрытой (латентной), когда рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется. Последняя форма особенно характерна для отечественной экономики, где широко практикуются вынужденные  неоплачиваемые отпуска и неполные рабочие дни (недели).

Фрикционная и структурная безработица входят в группу естественной безработицы.

Циклическая безработица считается еще  и вынужденной безработицей.

  Безработными считается  трудоспособное население, которое не работает, но ищет работу.[7]

  Решением проблем безработицы в рыночной экономике  занимается государство, регулирующее  отношения на рынке труда с помощью законодательных, организационных и экономических мер.

  Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.

Прямой путь- это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

  Косвенный- это административное или  законодательное регулирование занятости, что значит:

1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных форм занятости.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

  -повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;

  -использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании участвует и сам работник;

  -финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

  -адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся  базовой квалификации;

  -упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства.

  Система социального  партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев- выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

  Важнейшей задачей  партнерства является устранение конфликтных ситуаций, поскольку партнеры наемных работников- государство и предприниматели- нередко нарушают взятые на себя обязательства, а это в свою очередь приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

  В сложившейся в стране ситуации отсутствует, как считает автор учебника «Экономическая теория» С.С. Носова[8], главное- равноправие сторон. И поэтому необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести  цену рабочей  силы в соответствие  со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная  модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными  группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей  силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

  Социальное партнерство  реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на  предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение  владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий в нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА  И ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ

2. 1 Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период

  Государственная политика  занятости, степень ее реалистичности  и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда  и программы  содействия занятости  зависят от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера  ее адаптированности  к специфическим условиям  развития  на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в законе «О занятости населения РФ»[9], показывает  как бы общую направленность действий, которую  следует учесть в конкретной политике  занятости  на определенный период времени. Это позволит добиться того, чтобы меры  государственной политики краткосрочного действия  не противоречили объективным тенденциям развития занятости и становления рынка труда, рассчитанным на многие годы.

  Поэтому схема разработки государственной политики  на ближайшие годы заключается в переходе от общей формулировки политики занятости  к ее формулировкам, характерным в целом для переходного периода и для ее отдельных этапов. Затем выбираются приоритетные целевые установки  для политики на рынке труда и содействия занятости.

  Государственная политика занятости- это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного  использования трудового потенциала и его развитие.

  Применительно к переходному периоду политика занятости  направлена на обеспечение социально-приемлемого уровня занятости  при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов  и роста производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке безработных.

  Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

  Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.

  При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица  не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты  теряют налогоплательщиков, а предприятия- кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое  бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится  непременным условием социальной  и экономической стабильности устойчивости развития, успеха проведения реформ.

  Состояние рынка труда является результатом влияния множества  экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок  труда становится  силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация   безработицы может  достигаться  в более широком  контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. В частности, тесная связь занятости  и экономики крайне  необходима для обеспечения  стабильного роста  производства  и занятости. 

Политика, которая улучшает  функционирование рынка труда  и способствует приспособлению рабочей силы  к структурным переменам, снижает риск падения  экономического роста, позитивно влияет  на возможности стабилизации развития.  Соответственно, чем более успешной будет  политика, направленная  на поддержание  безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше  будут перспективы  занятости и рынка труда. Поэтому  важнейшей  целью  является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения  рабочей силы.

2.2 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда

  Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

  -трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);

  -стимулирование образования гибкого рынка труда;

  -социальная защита от безработицы.

  Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:

1.     активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения  труда, меры по сохранению  и повышению уровня занятости на предприятиях);

2.      пассивный (выплата пособий безработным).

  Большое влияние на рынок труда  оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. Др). Эти программы содействуют  определенной  стабилизации  социально-экономического положения  трудящихся в  зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

  Социальная  защита населения  в условиях рынка  осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать