Проблемы безработицы в России

  Значительна и посредническо- вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест,  а также создания общенациональной  сети по трудоустройству. Государственные системы  обучения и переобучения  рабочей силы содействуют  максимально быстрой адаптации  к меняющимся требованиям рынка.

  Видное место на сегодняшний день  в регулировании рынка занимает биржа труда. Биржа труда- учреждение , осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

   Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый  на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется  институциализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда- ассоциаций  предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

  В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.  Они осуществляются через систему  трудоустройства-  широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

  Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

  Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются  и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру. Таким образом, современное  государственное регулирование рынка  труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

2.3 Рынок труда в Тюменской области

  Экономически активное население- часть населения, обеспечивающая  предложения рабочей силы для производства товаров и услуг, которая  к концу 2000 года  составила 1708,9 тыс. человек, или 52,7%  общей численности  населения области.[10] В их числе 1534,6 тыс.  человек (89,8%)  заняты в экономике  и 174,3 тыс. (10,2%)  не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со стандартами Международной Организации Труда (МОТ) классифицировались как  безработные.  Доля занятых в Ханты-Мансийском автономном округе составила 49%, ямало-Ненецком -19%, по югу области-32%, доля безработных по МОТ соответственно-49,4%, 13,8%, 36,8%.

  Преобладающая часть  занятого населения  сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2000 году  среднесписочная численность  работников этих организаций составила 1239,7 тыс. человек, или 80,8 % общей  численности занятых. Кроме того,  привлекалось 20,4 тыс. чел. На условиях совместительства и 35 тыс. человек по договорам гражданско-правового характера.  Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы  по договорам  гражданско-правового характера, в организациях составило 1295,1 тыс. и было выше, чем в 1999 году, на 69,5 тыс., или  на 5,7%.

  В 2000г. на дополнительно введенные рабочие места было принято 20,1 тыс. человек, или 4,6 %  общей численности принятых.

  В течение года по –прежнему имели место факты неполной занятости (в режиме сокращенной рабочей недели (дня) работали 23,7 тыс. человек, что на 43,7 % меньше, чем в 1999 году.

  Численность работников, имевших вынужденные отпуска по инициативе администрации, уменьшилась на 35,5% по сравнению с 1999 годом.

  Несмотря на отдельные положительные моменты, почти 15 тыс. человек, или 59,9% работников, имевших в 2000 году вынужденные отпуска, не получали за период  отпуска никакой денежной компенсации. Ими потеряно 306,7 тыс. человеко-дней или в среднем по 21 дню на каждого.

  Таким образом, неполная занятость в 2000 году составила 48,5 тыс. человек. Наибольшие размеры ее отмечались  на предприятиях транспорта  и в промышленности. Несколько сократилась доля привлечения иностранных работников. Иностранная рабочая сила привлекалась ранее  из 40 стран мира.

  Что касается проблемы безработицы, то она наиболее болезненна для молодежи, вступающей в трудовой процесс после окончания учебы или службы в армии. Каждый третий безработный- моложе 30 лет, что ведет к отрицательным последствиям: росту пьянства, наркомании, хулиганства.

  Доля лиц предпенсионного возраста в общем числе  официально зарегистрированных безработных  снизилась в 2000 году на 0,4 процентного пункта, доля подростков  увеличилась на 0,9 процентного пункта.

  Таковы факты 2000 года. Теперь перейду от них к итогам 2003 года. Что изменилось в нашем регионе за текущие года, т.е. с 2000 по 2003 год?

  Как констатировал факты бывший губернатор области С. Собянин,[11] Тюменская область- субъект, не получающий дотаций из федерального центра. Причем, если  наш бюджет  уменьшится в два раза, и тогда мы не сможем  претендовать  на дотации из федерального центра. Это означает то, что мы проводим свою бюджетную, финансовую политику самостоятельно. Самостоятельно и  без всякой поддержки федерального бюджета исполняем все обязательства, возложенные на нас федеральным и региональным законодательством, несем полную ответственность по этим обязательствам перед населением  Тюменской  области. В связи с этим, как указывает  статистика уровня жизни  по Тюменской области,[12] за декабрь 2003 года  снизилась по сравнению с ноябрем суммарная  задолженность по заработной плате –на 20,6 процента. На 1 января 2004г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 декабря  2003г. в 86 субъектах  Российской Федерации. Более 68 процентов бюджетной задолженности  приходилось на отрасли социальной сферы, 8 проц.- на промышленность, где значительная  ее часть связана с долгами   организациям оборонного комплекса.

  Численность экономически активного населения  к концу 2003г. составила по оценке Госкомстата, 70,9 млн. человек в целом по стране. Большая часть работающего населения  занята в крупных и средних организациях. В конце декабря 2003 года около 8,9 проц. экономически активного населения  классифицировались в соответствии с методологией Международной организации труда  как безработные.

  Что касается нашего региона, то у нас растет безработица на селе. На этот факт указывает газета  « Тюменская область сегодня» [13],приводя следующую статистику:

  - по состоянию на конец декабря 2003 года численность зарегистрированных в службе занятости  безработных составила 9,6 тыс. человек, из них 5,3 тыс., или 55,6% , проживали в сельской местности. В процентном отношении на 1 января 2004 года уровень регистрируемой  безработицы составил 1,5%, а в сельской местности -2%.

  Несмотря на снижение темпа роста численности  безработных, проблемы занятости  сельского населения становятся все более актуальными.

  С чем же это связано и кто они, сельские безработные нашего региона?

  Ответ на этот вопрос в интервью газете « Тюменская область сегодня» помогла найти Татьяна Михайловна  Скоморохова, начальник отдела программ занятости  и рынка труда  департамента  федеральной государственной  службы  населения  по Тюменской области. Она, в частности, заметила, что среди безработных , состоящих на учете в службе занятости  на конец декабря 2003 года, женщины составили  63%, молодежь в возрасте  от 16 до 29 лет- 20%, немногим более 16%-  лица предпенсионного возраста.

  Низкая заработная плата в сельском хозяйстве, задолженность по ее выплате, наличие неполной занятости  вынуждают работников увольняться  по собственному желанию и обращаться  в органы службы занятости. Велика доля граждан, уволившихся  в связи с ликвидацией предприятий, сокращением численности  или штата работников -36,3%.

  Наибольшие трудности в трудоустройстве  испытывают граждане  с низким уровнем   образования. Так, 30% безработных  на селе имеют начальное  профессиональное образование, 23% безработных- среднее.

  Одной из причин роста  численности безработных является недостаток рабочих мест. Анализ данных, подготовленных центрами занятости населения  совместно с сельскими  или районными администрациями, показал, что в 146 населенных пунктах нет рабочих мест. Хотя здесь в основном проживает  трудоспособное население  от нескольких человек до нескольких десятков. Больше всего таких населенных пунктов  в Тобольском районе -57, т.е. почти  в каждом втором отсутствуют  какие-либо рабочие места, а в них проживает  полторы тысячи  трудоспособного населения. Официально в районе зарегистрировано  32 безработных.

  В 206 населенных пунктах юга области нет никакого производства , население занято в бюджетной сфере и других организациях, то работодателями  являются сельские  администрации, школы, детсады, больницы, магазины, почты и т.д.

  Органы службы  занятости населения в рамках реализации мероприятий областной целевой программы  содействия занятости населения Тюменской области, а также территориальных программ, которые были приняты  во всех районах нашего региона, не допустили критической ситуации  на рынке труда, хотя в ряде территорий  она и была очень напряженной.

  Благодаря службе занятости  в 2003 году  трудоустроено 9,5 тыс. безработных граждан, из них в сельской местности- 5,9 тыс. человек, или 62%;  организовано временное  трудоустройство 2,3 тыс. безработных, особо  нуждающихся  в социальной защите, из них около 1,5 тыс. –на селе; в общественных работах приняли участие 1,8 тыс. человек, из них почти 1,2 тыс. – в сельской местности; организовано содействие  в самозанятости 53 гражданам, 33 из которых являются жителями села.

  Наивысший процент трудоустройства граждан  отмечался в Ярковском (80,1%) , Викуловском (79,4%), Голышмановском (76,5%) и Аббатском (75%) районах, чего нельзя сказать об Армизонском и Ялуторовском районах (50,8%).

  В течение года  более  трех тысяч человек были направлены  на профессиональное обучение, из них 1325- жители села.  Среди закончивших обучение  675 человек получили  профподготовку, 278 прошли  переподготовку, 261 получили вторую профессию, 80 повысили квалификацию. Из этого числа обучающихся только 17 человек (1,3%)  не смогли трудоустроиться и вновь обратились в службу занятости. В результате армия  безработных уменьшилась  на 72,2%.

  Процесс трудоустройства на селе затрудняется  еще и отсутствием вакансий. По состоянию на 1 января  в банке вакансий насчитывалось более  шести тысяч свободных мест, из них около 400 приходится  на сельскую местность, т.е. на одну вакансию в среднем на юге области претендует 1,4 безработных, а в сельской местности- 13. В таких районах, как Аромашевский, Бердюжский, Казанский, Сорокинский, Тобольский, вакансии вообще отсутствуют. По одной заявленной вакансии- в Армизонском, Вагайском, Ярковском, Уватском районах.

  Такова ситуация на рынке труда в нашем регионе.

  В завершение   скажу, что наряду с территориальными программами занятости населения  весомый вклад в стабилизацию  ситуации на рынке  труда вносят  и другие областные  программы, действующие  на территории области: « Финансовое оздоровление  сельскохозяйственных предприятий», «Государственная  поддержка  социально- экономического развития  отдаленных труднодоступных территорий», « Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса « и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1.  Исследовав вопрос рынка труда  как в России, так и в непосредственно в регионе, я могу заключить, что особенностью формирования рынка   труда в России является  гипертрофированное развитие  скрытой безработицы, в состав которой включаются лица, формально занятые  в народном хозяйстве,  но которые в связи  с сокращением объемов  производства могут быть высвобождены.

 2.  Из классических форм безработицы в экономике  России отмечается рост  фрикционной  и структурной форм.  Уровень циклической  безработицы вырос  после финансового кризиса  в августе  1998 года, но снизился  с началом  промышленного подъема  1999 года. Вместе с тем растет застойная (хроническая)  безработица, связанная  с низкой мобильностью и слабой конкурентоспособностью безработных на рынке труда.

3. В последние годы  наметилась тенденция  к сокращению уровня безработицы. Общий потенциал безработных в России в 1997г. оценивался  в 15% экономически активного населения, а к середине 2001 года он снизился  до 8,5%.

4. Безработица в России носит ярко выраженный  региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере затронуло менее развитые, аграрные регионы и регионы с наиболее высокой долей ВПК.

5. Государственными мерами борьбы   с безработицей в России являются:

  -создание Федеральной государственной службы занятости, основой  которой являются региональные центры занятости населения;

  -поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату  на начальных этапах переходного периода в России;

  -долгосрочный  выход на пенсию широко использовался для предотвращения  безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;

 

 -расширение программ переподготовки;

  - социальная помощь безработным через пособия по безработице.

  В  нашем регионе наряду с территориальными программами занятости населения  весомый  вклад в стабилизацию ситуации  на рынке труда вносят такие  областные программы, действующие на территории области, как «Финансовое оздоровление  сельскохозяйственных предприятий», «Государственная поддержка социально-экономического развития отдаленных труднодоступных территорий», « Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса» и другие.

 Однако,  в целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные  (слабоструктурированные) скрытые виды женской  и молодежной безработицы  во многих регионах  становятся факторами нарастающих социальных опасностей.  Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие  структурно- регрессивных спадов производства, кризисно- депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и т.д.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от  22.08.2004)  « О занятости населения РФ».

2. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.-224с.

3. Введение в макроэкономику: Учебное пособие  для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-175с.

4.Занятость и рынок  труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 1998г.

5.Капелюшников Р.И., Аукционер С. Придерживание рабочей силы: свидетельства « Российского экономического барометра»// К вопросу  теории и практики экономики переходного периода. М., 1996г.

6. А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко.  Экономическая теория (конспект лекций)-М.: « Приор- издат», 2003.- 144с.

7. Налоги. Инвестиции. Капитал.- июль- декабрь. 2001г./ издание Администрации Тюменской области

8. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. выс. уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-288с.

9. « Наши доходы опережают рост цен»  // Газета « Тюменские известия» №-6, 2004г.

10. Послание губернатора Тюменской области областной Думе// Газета «Тюменская область сегодня» №197-24 октября. 2003г.

11. « Почему растет безработица на селе?»// Газета « Тюменская область сегодня» №58, 31 марта 2004г.

12.Российская экономика: прогнозы и тенденции. 1999 №72-74

13. Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика  труда. Теория и государственная политика. М.: Из-во МГУ, 1996


[1] Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.-М.: Наука, 1998. С. 9

[2] Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 1998. С.9

[3] Российская экономика: прогнозы и тенденции.1999.№72-74 С.12

[4] Капелюшников Р.И., Аукуционек С. Придерживание рабочей силы: свидетельства « Российского экономического барометра»// К вопросу теории и практики экономики переходного периода. М., 1996

[5] Экономическая теория (конспект лекций).-М.: « Приор-издат», 2003. С. 85

[6] Белокрылова Л.С., Михалкина Е.В.

Экономика труда: Конспект лекций.-Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 33



[7] Введение в макроэкономику: Учебное пособие для вузов/  М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С.133

[8] Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 260

[9]  Федеральный закон « О занятости  населения РФ» от 19.04.1991 №1-32-1 (ред. от 22.08.2004)

[10] Налоги. Инвестиция. Капитал. –июль-декабрь 2001г./ издание Администрации Тюменской области С. 140

[11]  Послание губернатора Тюменской области  областной Думе./ Газета «Тюменская область сегодня» .-№197 24 октября, 2003 года

[12] « Наши доходы опережают рост цен»/ Газета « Тюменские известия».- №6, 2004г.

[13] « Почему растет безработица на селе?»/ Газета « Тюменская область сегодня»-№58, 31 марта 2004г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать