В официальных заявлениях представителей Правительства четко
обозначена опасность снижения цены на баррель Urals до критического уровня
(при котором сохраняется сбалансированность бюджета) 17-18 долларов за
баррель. 10 Дополнительные сложности адаптации России к новым ценам на
нефть возникают и в связи с ухудшением мировой конъюнктуры на рынке цветных
металлов и стали (так, предполагается отмена для России даже тех урезанных
экспортных квот на поставку стали в США и Европу, которые действуют в
настоящее время, продолжаются многочисленные антидемпинговые процедуры
против российских компаний), а также с возможными ограничениями экспорта
вооружений и другой высокотехнологичной продукции в страны юго-восточного
региона. В то же время подчеркивается, что пока цена на нефть (даже на
значительно более низком уровне) не угрожает непосредственно бюджету,
поскольку у правительства есть значительные накопленные резервы. Вместе с
тем, еще до официального принятия бюджета правительство уже не исключает
возможность проведения секвестра бюджетных расходов, аргументируя это тем,
что при падении цен на нефть расчеты на дополнительные доходы не
подтверждаются и бюджетные расходы необходимо сокращать.
Если цены на нефть стабилизируются в пределах 17-20 долларов, и не будет более резкого их снижения, на сегодня у России в принципе сохраняется достаточный экономический резерв для продолжения экономического роста - только уже не на основе наращивания экспорта сырья, а “разворота” в сторону внутреннего рынка, расширения внутреннего спроса, переориентации инвестиционных ресурсов, которые накоплены в экспортном секторе, на развитие внутренне-ориентированных отраслей. Очевидно, что для преодоления чрезмерной зависимости от сырьевого экспорта и реализации научно- технического потенциала необходимы кардинальные изменения экономической политики, направленные на решение принципиальных стратегических проблем российской экономики, поддержку высоких технологий и структурную перестройку экономики[16].
Таким образом, первоочередной задачей по укреплению управляемости государством экономикой, в условиях резко ухудшающейся конъюнктуры на сырьевых рынках становится формирования в стране новой экономической системы, ориентированной в большей степени уже не на внешние, а на внутренние факторы экономического роста, использование накопленного финансового потенциала российского бизнеса (прежде всего, крупных нефтяных компаний) на развитие внутреннего рынка.
2.4. РАСШИРЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Теневая экономика представляет собой сферу экономической деятельности, включающая следующие элементы:
1) Законная деятельность, скрываемая или приуменьшаемая производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств;
2) Неформальная (неофициальная легальная) деятельность, в том числе:
. деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;
. деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью
(временные бригады строителей и т.п.).
3) Неофициальная нелегальная деятельность, в том числе:
. легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);
. нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).
Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие:
. чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;
. чрезмерная регламентация экономической деятельности;
. значительные масштабы государственного сектора в экономике.
Относительно новым фактором является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.
Понятие налоговой нагрузки на экономику страны совпадает с понятием процента бюджетных изъятий. Это относительный показатель, представляющий собой долю ВВП, которая изымается из экономики в бюджет расширенного правительства в виде налоговых поступлений. Это один из основных индикаторов степени либерализации экономики государства. В качестве примера часто приводится Китай, сокративший уровень налогообложения с 38% в 1979 г. до 20% и имеющий ежегодный рост экономики на уровне 7-8%.
В России налоговое бремя с 1999 по 2002 г. увеличилось с 32 до 40%.
При оценке реальной налоговой нагрузки эксперты учитывают также, что 25%
ВВП производится в теневом секторе экономики, где налоги не платятся. Это
означает, что нагрузка на легальный бизнес возрастает до 48%. Значительные
резервы по сбору налогов находятся в сфере теневой экономики, где создается
25% ВВП. Например, потери федерального бюджета от теневого оборота алкоголя
составляют 25 млрд. руб. в год. В 2000 г. после повышения на 40% акцизов на
водку в 1,5 раза увеличился теневой оборот водки, соответственно снизились
доходы бюджета и выросла смертность от отравлений из-за низкого качества
поддельной и контрабандной водки. На примере бензина видна проблема
«равномерности» распределения налоговых доходов по территориям. Ранее
акцизы платили НПЗ, но поскольку НПЗ в отличие от АЗС есть далеко не во
всех регионах, то многие акцизы между регионами распределялись
неравномерно. С 2003 г. внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно
которым акциз на бензин будут платить владельцы АЗС, в результате
федеральный бюджет получит от АЗС 22 млрд. руб., а региональные - 55 млрд.
руб. Целью изменений в кодексе является попытка не только равномерно
распределить акцизы между регионами, но и упорядочить сбор налогов с
многочисленных продавцов топлива, а также вытеснить с рынка «теневой»
бизнес[17].
2.5. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Социальная сфера играет ключевую роль не только в экономической безопасности, но и во всей системе национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, семьи, общества, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяются прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием.
Существенную угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10%наиболее и 10% наименее обеспеченных групп превышает 8 раз, то общество вступает в зону нестабильности. Хотя официальная статистика , суммируя данные по регионам, показывает некоторое сокращение социальной дифференциации, на самом деле она возрастает.
О том, как распределяются доходы, учитываемые Госкомстатом
предоставим судить этому уважаемому ведомству. Вот оно видение Госкомстата
- см. Таблицу 1
Таблица 1. Распределение доходов в России. Данные - Госкомстат РФ.
|Группа населения |
|Размер группы млн. семей |
|Доля группы в совокупных доходах населения, в % |
|Средний доход на одну семью данной группы. Долл. в месяц |
|Диапазон семейного дохода, Долларов в месяц |
| |
|"верхние" 10% |
|5 |
|33 |
|1100 |
|600+ |
| |
|9-й дециль (10%) |
|5 |
|15 |
|500 |
|400-599 |
| |
|4-й квинтиль (20%) |
|10 |
|21 |
|350 |
|300-399 |
| |
|3-й квинтиль (20%) |
|10 |
|14.5 |
|240 |
|200-299 |
| |
|2-й квинтиль (20%) |
|10 |
|10 |
|165 |
|131-199 |
| |
|2-й дециль (10%) |
|5 |
|3.5 |
|115 |
|100-130 |
| |
|"нижние" 10% |
|5 |
|2.3 |
|75 |
|50-99 |
| |
|Итого: 100% |
|50 |
|100 |
|330 |
| |
| |
Переводя данные Таблицы 1 на более понятный язык, опишем структуру распределения доходов (по Госкомстату) следующим образом:
. 20% населения России находятся в абсолютной нищете. Их семейный доход не превышает 4 тысяч рублей в месяц, в то время как прожиточный минимум семьи из трех человек составляет не менее 5 тысяч рублей.
. 20% семей, имея доход от 4 до 6 тысяч рублей в месяц, балансируют на грани бедности и нищеты.
. 20% семей, имея доход от 6 до 9 тысяч рублей (2-3 тысячи в месяц на одного члена семьи) живут просто бедно.
. 20% семей, с доходом от 100 до 130 долларов в месяц на каждого члена семьи имеют как раз средний (по меркам Госкомстата) уровень дохода.
Назвать эти семьи даже относительно обеспеченными, лично я не могу.
. 10% семей имеют доход от 135 до 200 долларов в месяц на каждого члена семьи, и наверное, могут быть причислены к нижней части российского среднего класса.
. 6% семей, имеющих совокупный семейный доход от 600 до 900 долларов в месяц наверное могут считаться ядром среднего класса. Это всего 3 миллиона семей.
. 3% семей имеют доход от 900 до 1500 тысяч долларов в месяц. Их, только с очень большой натяжкой можно назвать верхним средним классом. Таких семей около полутора миллионов.
. Остается 500 тысяч самых богатых семей России (1%), чей совокупный годовой доход составляет 17.5 миллиардов долларов (больше в данной конструкции никак не получается), или в среднем - 35 тысяч долларов в год на каждую семью. Не очень-то они богатые выходит.
Что-то с этой конструкцией не так. Что-то не сходится. Вот кто,
например, покупает ежегодно один миллион новых отечественных автомобилей и
еще до полумиллиона новых или не очень старых иномарок. В данной
конструкции получается что это могут себе позволить только верхние 4%
семей. Но, тогда они должны это делать ежегодно, причем все как один. А это
противоречит здравому смыслу и данным маркетинговых исследований, которые
говорят о том, что даже достаточно обеспеченные граждане меняют машины раз
в два-три года. Аналитиками составлена иная структура распределения доходов
- см. таблицу 2.
Таблица 2. Структура распределения доходов населения России в 2002-м году.
|Группа населения |
|Размер группы млн. семей |
|Совокупный доход группы, Млрд.. дол. в год |
|Средний доход на одну семью данной группы, Долл. в месяц |
|Диапазон семейного дохода, Долларов в месяц |
| |
|"верхние" 1% |
|0.5 |
|45 |
|7500 |
|4000+ |
| |
|Следующие 3% |
|1.5 |
|45 |
|2500 |
|1501-4000 |
| |
|Следующие 6% |
|3 |
|42 |
|1170 |
|801-1500 |
| |
|9-й дециль (10%) |
|5 |
|40 |
|660 |
|501-800 |
| |
|4-й квинтиль (20%) |
|10 |
|52 |
|430 |
|351-500 |
| |
|3-й квинтиль (20%) |
|10 |
|36 |
|300 |
|250-350 |
| |
|2-й квинтиль (20%) |
|10 |
|27 |
|225 |
|200-249 |
| |
|2-й дециль (10%) |
|5 |
|9 |
|150 |
|101-199 |
| |
|"нижние" 10% |
|5 |
|4.5 |
|75 |
|-100 |
| |
|Итого: 100% |
|50 |
|300 |
|500 |
| |
| |