Прогноз и прогнозирование в экономике

Прогноз и прогнозирование в экономике

В.14. Система органов прогнозирования и планирования и их функции.

Организация ППЭ охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления экономикой, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения. Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы и прогнозы социально-экономического развития, программы, утверждает госбюджет. Руководство по организации разработки государственных планов и прогнозов и контроль за их исполнением осуществляет Совет Министров. Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Основные задачи министерства: - разработка государственной экономической политики, - координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики в интересах решения общегосударственных задач; - создание условий для формирования экономической среды, способствующей инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Министерство финансов разрабатывает проект госбюджета, рассматривает проекты финансовых планов министерств и ведомств. Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы необходимой информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экономических процессов. Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. Региональные органы планирования и управления разрабатывают планы и прогнозы развития с учетом региональных особенностей. Плановые органы хозяйствующих субъектов определяют стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их производственно-хозяйственной деятельности. Главной задачей планирования является определение наиболее эффективных направлений деятельности предприятий, повышение конкурентоспособности продукции и достижение высоких конечных результатов. В соответствии с Законом РБ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ» от 5.05.1998 г. Система государственных прогнозов социально-экономического развития РБ включает: - на долгосрочную перспективу – национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития РБ на 15 лет и основные направления социально-экономического развития РБ на 10 лет; - на среднесрочную перспективу – программу  социально-экономического развития РБ на 5 лет; - на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития РБ.


В.18. Критерии и показатели эффективности производства.

Эффективность общественного производства отражает отношение результатов к затратам. Показатели эффективности сгруппированные в зависимости от особенностей. Выделяют: ресурсные показатели (производительность труда, фондоотдача, материалоотдача), затратные показатели (материалоемкость, фондоемкость), показатели, характеризующие совокупные затраты факторов производства (отношение объема ВВП к стоимости затрат труда и капитала), показатели, характеризующие использование конкретного ресурса, уровневые, темповые или приростные показатели, абсолютные или относительные показатели, натуральные или стоимостные, по объекту (отраслевые, народнохозяйственные или показатели хозяйственного субъекта). Выбор показателя эффективности осуществляется в зависимости от цели прогноза. Наиболее распространенными методами прогнозирования показателей эффективности является метод экспертных оценок, факторные модели и методы оптимизации. На начальном этапе прогнозирования целесообразно выявить общую тенденцию изменения показателя за предшествующий период. И используя методы подбора функции скользящей средней, экспоненциального сглаживания, адаптивного сглаживания, осуществить прогноз исследуемого показателя на определенный период. На следующем этапе используется метод оптимизации и ЭММ для формирования структуры производства с учетом рационального использования факторов производства. Результаты этих расчетов используются для определения потребностей в ресурсах. После этого принимается решение о производстве ресурсов в стране и их импорте.


В.19. Сущность и виды цен. Ценовая политика

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости. При директивном планировании отклонения устанавливались в плановом порядке и применялись государством как экономический инструмент планового воздействия на производство, реализацию и использование продукции. В переходный период цена складывается под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены в этих условиях, относятся:  - издержки производства и обращения;  - соотношение спроса и предложения - конкуренция; - качество и полезность продукции;

- внешнеэкономические факторы (долгосрочные экономические соглашения с другими странами, соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам и т.п.); - состояние денежного обращения (увеличение массы денег вызывает рост цен);

- государственное регулирование цен. Нижнюю границу цены, как правило, формируют издержки производства. Каждый предприниматель стремится в первую очередь возместить собственные затраты на производство продукции. Исходя из экономических особенностей продукции и характера ее обращения, цены подразделяются на оптовые, закупочные, цены на продукцию строительства, розничные цены и тарифы на услуги. По способу установления цены подразделяются на свободные (договорные) и регулируемые. Во многих странах регулируются цены на энергоносители, услуги жилищно-коммунального характера, транспорта, связи, на изделия медицинского назначения и другую продукцию согласно установленному перечню. По видам продукции, не включаемым в перечень регулируемых цен, действуют свободные. Главные элементы цены: издержки производства, прибыль, налоги, оптовые и торговые надбавки и скидки. Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования. Степень государственного вмешательства должна дифференцироваться в зависимости от видов товаров и их социальной значимости, состояния конкурентной среды, а также того, является эта продукция отечественной или импортной. В Беларуси, например, важнейшими направлениями ценовой политики в переходный период являются:

- политика свободных цен; - регулирование цен на социально значимые товары и услуги, продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей (естественных монополий) и вывозимую за пределы республики; - защита собственных товаропроизводителей, т.е. цены на импортные товары на внутреннем рынке не должны быть ниже цен на товары отечественного производства;

- сближение ценовой политики Беларуси с ценовой политикой России.


В.20. Методы формирования и прогнозирования цен.

Методы экспертных оценок. Среди индивидуальных экспертных оценок в области ценообразования применяются методы интервью и анкетирование, коллективных - методы "комиссий", "мозговой атаки", "Дельфи". Параметрические модели и методы прогнозирования. Основу параметрических методов прогнозирования затрат и цен составляют количественные зависимости между ценами (затратами) и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда. К наиболее распространенным из параметрических методов прогнозирования относятся следующие: удельной цены; структурной аналогии; агрегатный, балловый, корреляционно-регрессионного анализа. Сущность метода удельной цены заключается в определении удельной цены (себестоимости) на единицу основного параметра (на основе цены (себестоимости) базового изделия и значения его основного параметра) и затем ее умножения на значение основного параметра нового изделия. Другие потребительские свойства можно учитывать в цене нового изделия путем установления доплат (скидок). Метод структурной аналогии предполагает определение структуры себестоимости по элементам затрат, т.е. находится удельный вес материальных затрат, заработной платы и других элементов затрат в полной себестоимости продукции. Зная абсолютную величину материальных затрат, заработной платы по новому изделию и удельный вес затрат в структуре себестоимости по аналогичной группе продукции, можно рассчитать себестоимость нового изделия. По агрегатному методу цена (себестоимость) нового изделия определяется путем суммирования цен (себестоимости) отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов и деталей. По балловому методу цены формируются на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделий для потребителей. Балловый метод применяется во многих странах мира. С его помощью осуществляется обоснование цен на продукцию часовой, радиотехнической, легкой, пищевой, парфюмерной промышленности. Он широко используется при изучении конъюнктуры рынка и оценке конкурентоспособности продукции. Метод корреляционно-регрессионного анализа считается более совершенным методом параметрического прогнозирования. Суть его заключается в построении уравнений регрессии и определении зависимости цены от влияющих на нее факторов. При этом цена выступает как функция от параметров. Формирование цен с ориентацией на спрос. Уровень цены на товар ставится в зависимость от изменения спроса на него. При определении цен на основе спроса производственные затраты рассматриваются лишь как ограничительный фактор. Определение цен с ориентацией на конкуренцию. Суть данного подхода к определению цен на товары состоит в том, что производитель исходит исключительно из конкуренции, устанавливая цены на свои товары чуть выше или чуть ниже уровня цен на товары ближайшего или крупнейшего конкурента. Формирование цен, ориентированное на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка. Этот метод представляет собой сочетание рассмотренных выше методов определения цен с ориентацией на издержки, спрос и конкуренцию.


В.21. Методы и модели прогнозирования индексов цен.

В формирующейся новой экономической среде, где основным регулятором является рынок, особую значимость приобретает прогнозирование индексов цен. Рассчитываются индексы оптовых, потребительских, экспортных (импортных) цен, индекс цен (дефлятор) ВВП. Расчет индекса оптовых цен производится на основе данных об изменении цен на ресурсы, заработной платы, ставок налогов и других элементов затрат и долей каждого вида затрат в стоимости продукции. Индекс потребительских цен определяется на основе стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением. Индекс цен (дефлятор) ВВП характеризует изменение общего уровня цен. На основе индексов цен определяются темпы инфляции, осуществляется соизмерение затрат с результатами, анализируется и прогнозируется производственная и торговая деятельность. Для более точного прогнозирования индексов цен целесообразно использовать модели межотраслевого баланса. В межотраслевом балансе аккумулируется информация о межотраслевых взаимосвязях. Это позволяет отслеживать воздействие изменения экономических показателей в одной из отраслей на другие отрасли. При решении задачи прогнозирования цен используются первый и третий квадранты межотраслевого баланса, разрабатываемого в СНС. Динамическая макромодель рыночного ценообразования. Она базируется на динамических моделях расчета макропоказателей (валового продукта, капиталоемкости валового продукта и др.) и расчетах уровня цен в зависимости от спроса и предложения. Регрессионные модели. Данные модели позволяют рассчитать индекс цен (JЦ) в зависимости от влияющих факторов (х1,x2 ,..., хn), т.е. формируется многофакторная модель, где индекс цен выступает как функция от факторов (см. формулу. При прогнозировании индексов цен в качестве важнейших факторов целесообразно учитывать изменение цен на импортируемые энергоносители, изменение курса валюты, заработной платы и амортизации под влиянием инфляционных процессов, ставок налогов, процентных ставок за кредит.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать