Прогноз и прогнозирование в экономике

В.48. Прогнозирование и планирование (ПиП) образования и здравоохранения.

Отрасли сферы обслуживания населения выполняют социально-культурные услуги: по образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальные, бытовые и ряд других. Специфика услуг состоит в том, что процесс их производства и потребления совпадает во времени,  в связи, с чем их нельзя накапливать. ПиП этих отраслей осуществляется в основном областными органами управления с учетом местных условий. Особенностью сферы услуг является и то, что она развивается экстенсивным путем. ПиП образования. Оно осуществляется с учетом поставленных целей и задач перед отраслью, финансовых, материальных и других возможностей общества по их реализации. При ПиП развития общеобразовательных школ разрабатываются показатели: контингент, прием и выпуск учащихся, количество классов, среднее число учеников в одном классе, сменность занятий, сеть школ и ее развитие. Главным из них является контингент учащихся, на основе которого определяются все другие показатели, т.е. потребность в классных комнатах, сеть школ, ее материальная база, педагогические кадры. При ПиП подготовки специалистов с высшим и средним специальным образование определяются следующие показатели: прием в высшие и средние специальные учебные заведения; выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам. В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно-обоснованной перспективной дополнительной потребности в каждой из сфер деятельности отраслей с учетом их развития, а также возмещения естественного выбытия, частичной замены практиков дипломированными специалистами и др. План-прогноз развития здравоохранения включает показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, число врачебных должностей, количество посещений населением поликлиник, количество мест в санаториях. Каждый из перечисленных показателей, рассчитанный на 10 тыс.чел. характеризует обеспеченность медицинской помощью и медицинскими услугами. Прогноз развития медицинских учреждений базируется на использовании целевых нормативов потребности населения в лечебно-профилактической помощи, данных о потребности населения в лечебно- профилактической помощи, данных о потребности в ресурсах и размерах финансирования учреждений здравоохранения. Необходимое количество больничных коек на прогнозируемый период определяется исходя из установленного норматива на 10.тыс. чел.  И прогнозируемой численностью населения.


В.49. Прогнозирование и планирование (ПиП) жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.

Прогнозирование и планирование жилищного хозяйства ведется по двум направлениям:

1) строительство жилых зданий  2) обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда. Развитие жилищного хозяйства прогнозируется, исходя из перспективной численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в рассматриваемом периоде в расчете на одного жителя. Расходы на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок. К коммунальному хозяйству относятся: водопровод и канализация, городской транспорт, энергетическое хозяйство, озеленение и пр. Определяется объем  потребления различных ресурсов – воды, электроэнергии и т.д. Используется в основном нормативный метод. По бытовому обслуживанию населения рассчитывают показатели: объем реализации бытовых услуг населению и по видам оказываемых услуг; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет бюджетных и собственных средств и др. Вначале прогнозируется спрос на бытовые услуги по видам. Методы: экстраполяции, экспертные оценки, факторные модели. Важнейшие факторы: численность населения, уровень его денежных доходов в целом и по социальным группам, цены на услуги. Возможности удовлетворения населения в бытовых услугах определяются сетью предприятий данной сферы и их производственной мощностью. К перечню учреждений культуры относят клубы, библиотеки, дома культуры, театрально-зрелищные предприятия и объекты искусства: театры, цирки, кинотеатры. При ПиП учреждений культуры используются показатели: сеть массовых библиотек и клубов, выпуск книг, газет, журналов, количество театров, концертных залов, музеев, парков культуры и отдыха и др. Прогнозные расчеты на краткосрочный период осуществляются с использованием методов экстраполяции в сочетании с экспертными оценками, также могут применяться и многофакторные модели.


В.50 Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и природопользования.

В системе прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны важное место должно отводиться прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Национальная стратегия устойчивого развития дает оценку природных ресурсов, определяет пути их сохранения и рационального использования, содержит научно обоснованные рекомендации правительству по реализации механизма перехожа к такому развитию.  Прогнозирование минерально-сырьевых ресурсов включает: прогнозирование потребности в них (методы экстраполяции, экспертных оценок, нормативы, балансы); прогнозирование запасов природных ресурсов; прогнозирование прироста добычи ресурсов; прогнозирование экологических последствий от хозяйственного освоения новых месторождений и использования действующих источников. Планирование минерально-сырьевых ресурсов включает: - разработку мероприятий по повышению степени извлечения полезных компонентов из руд и их переработке, а также использованию вторичного сырья; - установление лимитов добычи и использования ресурсов, применения штрафных санкций за их превышения. При прогнозировании лесных ресурсов учитывается многообразие их использования. Прогнозируется общая площадь леса и общие запасы древесины, ее качество и структура. Определяется объем лесовосстановления по массивам вырубок, проведения лесопосадок водоохранных лесов, защитных полос вдоль   дорог и др. Планируется лесовосстановление, охрана от пожаров и повышение уровня эксплуатации леса. План-прогноз содержит показатели: площадь сплошных вырубок; площадь, подлежащая искусственному восстановлению; площадь авиационной охраны лесов от пожара; размер средств для осуществления мероприятий. Водные ресурсы представляют собой запасы поверхностных, почвенных и подземных пресных вод. Прогнозируется объем поверхностного речного стока и подземных вод. Используется метод написания сценария.  Разрабатывается прогнозный водохозяйственный баланс. Используется нормативный метод. Прогнозируется качество воды и варианты охраны водных ресурсов. Планирование включает в себя систему мероприятий по сокращению водопотребления за счет повторно используемых вод, разработку программ по сокращению загрязнению водоемов, подземных вод и безвозвратных потерь их. Основными показателями плана являются: лимиты водопотребления по важнейшим потребителям; объем очистки загрязненных сточных вод, строительство очистных сооружений; сумма затрат на проведение мероприятий и источники их покрытия. Земельные ресурсы. Прогнозирование предполагает разработку земельного кадастра, где отражаются земельные ресурсы по видам: пашни, пастбища, многолетние насаждения и т.д. В земельном кадастре дается бальная оценка земельных ресурсов, которая является основой при установлении платежей за землю. Планирование включает систему мероприятий по борьбе с эрозией почвы, определение ввода в действие мелиоративных земель, создания полезащитных лесных полос, закрепления и облесения неудобных земель (оврагов, болот, берегов рек) рекультивации земельных площадей. Атмосферный воздух. Защита атмосферы предполагает проведение ряда мероприятий направленных на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Прогнозируются выбросы вредных веществ в атмосферу. Используются методы экстраполяции, экспертных оценок, нормативный метод.


В.1. Прогноз и планирование в системе гос. регулирования экономики. Сущность ПиП.

Зависимости от степени конкретности различают следующие формы: гипотеза, прогноз, планирование. Гипотеза – характеризует научное предвиденье исходя из общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика, исследуемых объектов, общие закономерности поведения. Прогноз – это система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта будущего, альтернативных путях его развития. По сравнению с гипотезой имеет большую определенность. В тоже время, носит альтернативный характер. Прогнозировании предполагает, анализ достигнутого уровня показателей, выявление факторов влияющих на их изменение, проведение много-вариантных прогнозов расчета, и обоснование наиболее приемлемого варианта. Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. При разработке плана необходимо соблюдать требования оптимальности и определенности.

В.2. Формы планирования в современной экономике.

Под макроэкономическим планированием понимается – организованная деятельность осуществляемая центральным планирующим органом для согласования решения и взаимодействий низших звеньев системы управления, в интересах развития экономической системы как единого целого. Выделяют следующие формы планирования: 1.Директивные. т.е обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагающих применения командно – административных рычагов. 2.Регулятивная. Ему соответствует смешанная экономика, т.е одинаково существенно доли гос. и частной собственности. Правительство разрабатывает прогноз развития национальной экономики, планирует распределение и использования гос. ресурсов. Планы эти публикуются. Гос. предприятия действуют в рыночной среде и самостоятельно определяют поставщиков, покупателей, корректируют цены. 3.Индикативное – существуют в смешанной экономике, наиболее распространенная форма. Индикативный план не является обязательным, а рекомендательным. Задача этого плана – это координация использования гос. ресурсов. Ориентация частного сектора на достижение определенных целей. 4.Стратегическое планирование – ориентированно на долгосрочную перспективу. Определяет основные направления социально-экономическое развития страны. Суть заключается в выборе главных приоритетах развития национальной экономике, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. При этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в интервале по величине и времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать