Таким образом, система антикризисного управления носит оберегающий характер и нацелена на поддержку предприятия, которое имеет хотя бы какие-нибудь шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
Изучение отечественного и зарубежного опытов преодоления кризисных ситуаций на предприятии позволяет выделить некоторые мероприятия по предотвращения несостоятельности предприятия и выводу его из кризиса. По характеру указанных мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ, получила название защитной (см. рисунок 1.3), поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с деятельностью предприятия, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств.
[pic]
Рисунок 1.3 - Управление кризисными ситуациями предприятия
Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для
отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и
благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее
значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий. Очевидно, что
массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще
более глубокому кризису национальной экономики и потому не приводит к
финансовому благополучию применяющих ее предприятий. И это вполне
объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации лежат вне предприятия.
Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением
соответствующих оперативных (тактических) мероприятий (см. рисунок 1.4).
[pic]
Рисунок 1.4 - Мероприятия по выходу из кризиса
Наиболее эффективна наступательная тактика (см. рисунок 1.3), для которой
характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических
мероприятий (см. рисунок 1.4). В этом случае наряду с экономными,
ресурсосберегающими мероприятиями проводится активный маркетинг, изучение и
завоевание новых рынков сбыта на совершенствование системы управления,
производства за счет их модернизации, внедрения перспективных технологий.
В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия,
осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо,
корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, то
есть изменяется его стратегия. В соответствии с новой стратегией
пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в
большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на
существующих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура
выпускаемой продукции или расширяется ассортимент предоставляемых услуг.
Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового,
производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней
разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная
программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию
предприятия.
Основным сводным документом финансового оздоровления предприятия является
бизнес-план, в котором анализируются процессы изменения предприятия,
показывается, каким образом руководство намерено преодолеть кризисную
ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения
банкротства.
Первая задача, решаемая бизнес-планом, необходима руководству и всему
персоналу предприятия. Она заключается в том, чтобы обосновать правильность
выбора цели, связанной с производством, или тех изменений в этом
производстве, которые позволят предприятию не только выйти из кризисной
ситуации, но и достичь стабильного места на рынке и рентабельной работы
предприятия.
Вторая задача, решаемая с помощью бизнес-плана, - убедить инвестора принять
участие в финансировании предлагаемого проекта выхода из кризисной
ситуации. Именно для внешнего инвестора, а им может быть коммерческий банк,
государство, любое юридическое или физическое лицо, и составляется бизнес-
план в случае, когда предприятие находится в состоянии несостоятельности.
В настоящее время основные усилия предприятий должны быть нацелены на
предотвращение фактических банкротств. Важно отличать фактическое
банкротства, завершающееся ликвидацией предприятия и распродажей его
имущества, от процедуры банкротства, направленной на то, чтобы не довести
предприятие до "летального исхода". О ликвидации речь должна заходить
только тогда, когда предприятие абсолютно убыточно. Как правило, система
антикризисного управления включает в себя мероприятия, которые позволяют
избежать ликвидации предприятия.
Глава 2.
В условиях рынка любое предприятие может оказаться банкротом или стать
жертвой "чужого" банкротства. Однако умелая экономическая стратегия,
рациональная политика в области финансов, инвестиций, цен и маркетинга
позволяют предприятию избежать этого и сохранять в течение многих лет
деловую активность, прибыльность, и высокую репутацию надежного партнера и
производителя качественной продукции или качественных услуг.
Как показывает опыт западных стран, каждая фирма-банкрот "прогорает" по-
своему, в силу определенных обстоятельств и причин. Тем не менее существует
способ, позволяющий предвидеть кризисные ситуации в деятельности
предприятия - это проведение систематического финансового анализа состояния
предприятия. Это касается и процветающих фирм. В условиях рыночной
экономики ведущая роль принадлежит именно финансовому анализу, благодаря
которому можно эффективно управлять финансовыми ресурсами. От того,
насколько полно и целесообразно эти ресурсы трансформируются в основные и
оборотные средства, а также в средства оплаты и стимулирования труда,
зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его собственников и
работников. Финансовый анализ - многоцелевой инструмент. С его помощью
принимаются обоснованные инвестиционные и финансовые решения, оцениваются
имеющиеся у предприятия ресурсы, выявляются тенденции в их использовании,
вырабатываются прогнозы развития предприятия на ближайшую и отдаленную
перспективу.
Необходимо прогнозировать вероятность банкротства для выявления как можно
раньше различных сбоев и упущений в деятельности предприятия, потенциально
опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства. Предприятие, на
котором серьезно поставлена аналитическая работа, способно заранее
распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с
большей вероятностью избежать "неприятностей" или уменьшить степень риска.
Применительно к вполне благополучному предприятию методы и приемы
финансового анализа имеют профилактическое значение, так как позволяют
выявить возможную опасность для экономического "здоровья" этого
предприятия. В то же время использование этих методов по отношению к
неплатежеспособному предприятию способствует принятию правильного решения
по преодолению возникшего кризисного состояния.
Финансовый анализ позволяет выяснить, в чем заключается конкретная
"болезнь" экономики предприятия-должника и что нужно сделать, чтобы от нее
излечиться. Здесь не может быть универсального рецепта. Одному предприятию
достаточно сменить руководителя и добиться компетентного управления.
Другому предприятию необходима финансовая поддержка и осуществление
процедуры санации. У третьего предприятия финансовое положение столь
безнадежно, что лучше его ликвидировать, а его имущество распродать.
Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить
на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и
упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия
и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной
экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство
предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные
исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда
специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния
этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними.
Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового
механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым
факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.
К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и
неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители,
комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и
услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий
кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях
собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового
размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут
вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и
накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к
спаду производства и банкротству.
Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних
факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью
менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в
изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением,
консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению
предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
Не следует ожидать от финансового анализа точного установления конкретной
причины надвигающегося бедствия. Однако только с его помощью можно
поставить правильный диагноз экономической "болезни" предприятия, найти
наиболее уязвимые места в экономике предприятия и предложить эффективные
решения по выходу из затруднительного положения.
В объективной информации и реальном финансовом положении предприятия
заинтересованы следующие лица:
. собственники предприятия (учредители и акционеры); банкротство означает для них потерю собственного капитала, а в ряде случаев - полное разорение;
. кредиторы (банки, инвестиционные компании, владельцы облигаций предприятия); в связи с банкротством они несут потери от недополучения процентов, а в некоторых случаях и от невозврата кредитов;
. руководители, специалисты и другие наемные работники предприятия; для них банкротство оборачивается потерей работы;
. деловые партнеры предприятия (поставщики, товарные и финансовые брокеры, дилеры по сбыту продукции); при банкротстве предприятия они лишаются выгодных заказов и поэтому несут убытки;
. государственные и муниципальные органы управления, включая налоговую службу; при массовых банкротствах предприятий федеральный и местные бюджеты лишаются части поступлений в виде налогов и отчислений.