Программа преодоления кризиса неплатежей (Минтопэнерго РФ )
смотреть на рефераты похожие на "Программа преодоления кризиса неплатежей (Минтопэнерго РФ )"
Отчет по преддипломной практике
Москва 1996г.
Содержание:
1. Общая характеристика государственного органа
1.1. Основное содержание Положения
1.1.1. Основные задачи
1.1.2. Основные функции
1.1.3. Организационная структура
2. Федеральная целевая программа
2.1. Цели и задачи Программы
2.2. Организационно-финансовая инфраструктура программы
2.3. Залоговый (гарантийный) фонд (с функциями торгового дома)
2.4. Банковский консорциум
2.5. Уполномоченные участники Программы
2.6. Участники, исполнители и разработчики Программы
2.7. Этапы и сроки выполнения Программы
2.8. Финансово-экономическое обоснование Программы
2.9. Меры государственной поддержки
3. Заключение
1. Общая характеристика государственного органа
Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющем руководство функционированием и развитием топливно- энергитического комплекса Российской Федерации, а также координацию деятельности самостоятельных предприятий и организаций отрасли.
Минтопэнерго РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О Совете Министров -
Правительстве Российской Федерации” и иными законодательными актами
Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров -
Правительства РФ, а также Положением “О Министерстве топлива и энергетики
Российской Федерации”, утвержденным постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993г. №504.
1.1. Основное содержание Положения
Минтопэнерго РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, на принципах тесного взаимодействия с органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и С.-Петербурга в целях согласования и учета интересов топливно-энергетических отраслей.
1.1.1. Основные задачи
1. Разработка и осущесвление в соответствии с действующим законодательством государственной политики в топливно-энергетическом комплексе РФ;
1. Обеспечение потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, их рационального использования и сбережения во всех сферах потребления;
1. Обеспечение эффективного и устойчивого функционирования топливно- энергетического комплекса (ТЭК);
1. Организация разработки основных направлений развития ТЭК;
1. Участие в разработке и реализации государственной политики формирования рыночных отношений, изменение отношений собственности, выполнение отраслевых программ;
1. Расширение участия ТЭК в решении макроэкономических задач РФ, интеграции ее экономики в мировое экономическое пространство, повышение эффективности экспорта, содействие в привлечении инвестиций;
1. Осуществление государственного регулирования деятельности предприятий
ТЭК путем организации, разработки, утверждения в соответствии с действующим законодательством нормативно-технических актов, стандартов, норм и правил в области эксплуатации, ремонта и строительства предприятий комплекса и контроля за их соблюдением;
1. Решение по согласованию с органами государственной власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления вопросов размещения и строительства крупных предприятий ТЭК.
1.1.2. Основные функции
1. Разработка предложений по формированию и участие в организации выполнения отраслевых программ;
1. Разработка и проведение государственной политики в области проектирования и сооружения предприятий ТЭК;
1. Обеспечение государственного энергетического надзора и контроля за качеством и рациональным использованием продуктов ТЭК и предупреждение загрязнения окружающей среды;
1. Обеспечение мер по соблюдению требований охраны недр и других природных богатств;
1. Обеспечение организационно-технических и экономических условий повышения безопасности предприятий;
1. Разработка предложений по демонополизации, развитию, внедрению достижений НТП;
1. Разработка предложений по кредитно-финансовому регулированию функционирования и развития комплекса;
1. Разработка предложений по законодательным и нормативным актам, регулирующим деятельность ТЭК;
1. Участие в совершенствовании экономического механизма регулирования работы предприятий ТЭК в условиях перехода к рыночным отношениям;
1. Разработка предложений по формированию тарифов, цен, дотаций на продукцию ТЭК;
1. Организация и координация выполнения обязательств по межгосударственным соглашениям РФ, касающимся вопросов деятельности комплекса;
1. Содействие в привлечении в установленном порядке иностранных инвесторов;
1. Участие в разработке и проведении совместно с МИД РФ, МВЭС РФ и другими органами исполнительной власти государственной политики в области экспортно-импортных отношений;
1. Создание в установленном порядке внебюджетных отраслевых фондов для финансирования капитального строительства, НИОКР и т.п.;
1. Создание в соответствии с действующим законодательством валютного фонда для закупки оборудования общеотраслевого назначения;
1. Обеспечение надежной защиты государственных секретов, другой закрытой информации и специальной связи;
1. Координация работы ведомственных и профессиональных аварийно- спасательных подразделений при проведении неотложных работ;
1. Участие в реализации государственной политики в области формирования кадров, занятости, социальной защищенности, пенсионного обеспечения, молодежной и миграционной политики;
1. Оказание предприятиям ТЭК методической помощи;
1. Содействие развитию и регулированию межреспубликанских, региональных хозяйственных связей предприятий комплекса с потребителями;
1. Осуществление анализа производственной и экономической деятельности предприятий ТЭК.
1.1.3. Организационная структура
| | | | |Руководство | | | | |
| | | | |Министерства | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Департа- | |Надзорные и | |АО | |ГВЦ | |типографии |
|менты | |контролирующие | |госпредприятия | | | | |
| | |органы | |концерны | | | | |
| | | | | | | | | |
|департамент | | | | | | | | |
|фондовых | | | | | | | | |
|операций и | | | | | | | | |
|ценных бумаг | | | | | | | | |
В настоящее время численность аппарата Министерства топлива и энергетики Российской Федерации составляет около 850 человек.
2. Федеральная целевая программа
Общенациональная проблема неплатежей вызвала острый финансовый кризис в топливно-энергетическом комплексе России, занимающем существенное место в экономике страны. В случае непринятия экстренных мер это может привести к обвальному падению производства и, как следствие, подрыву энергетической и экономической безопасности государства, непредсказуемым социальным последствиям.
Федеральные органы исполнительной власти, руководствуясь
неоднократными поручениями Правительства Российской Федерации по вопросам
взаимозачетов с федеральным бюджетом, в том числе постановлениями от 26
июня 1995 года №603, от 5 ноября 1995 года №1089, приняли ряд необходимых
мер, позволивших снизить темпы роста неплатежей и почти в 2 раза (по ТЭКу)
уменьшить удельный вес прироста дебиторской задолженности в объеме
отгруженной продукции. Однако в целом задолженность потребителей топливно-
энергетических ресурсов продолжает возрастать и в настоящее время превысила
110 трлн.. рублей. Причины неэффективности принимавшихся мер:
1. Некомплексный, разрозненный подход к проблеме;
2. Слабое взаимодействие отраслей и регионов;
3. Вялое использование рыночных инструментов, отсутствие профессионального опыта и материальной заинтересованности участников взаиморасчетов;
4. Отсутствие государственного контроля за структурами, которые используют обращение векселей;
5. Корыстная заинтересованность некоторых коммерческих структур в существующем дефиците расчетно-платежных средств в народном хозяйстве.
Эти причины могут быть устранены в 1996 году на общегосударственном уровне при выполнении комплекса программных мероприятий (Программы), которая обобщила опыт государственных органов и рыночных структур по ликвидации неплатежей в 1994-1995 годах и суммировала почти 50 финансовых схем и технологий практически все накопленное в стране в области обращения векселей. Программа основана на использовании простого и переводного так называемого “энергетического” векселя. Заложены жесточайшие нормативы по обеспеченности энергетических векселей и комплекс мер по государственному и общественному контролю.
В задачи Программы входят не только срочные взаимозачеты, а и
повышение управляемости процессом взаиморасчетов, организация финансовой
инфраструктуры привлечения и гарантий инвестиций, создание более
эффективной системы взаиморасчетов н базе новых финансово-экономических
технологий, адаптированных к хозяйственным связям регионов и отраслей.
Сотрудничество отраслей, регионов и финансовых структур является
организационной основой Программы.
Программа самоокупаема, для ее реализации привлекаются прежде всего внебюджетные средства. Программа основана на применении современных систем вексельных взаиморасчетов с использованием безинфляционных финансовых инструментов, опыта обращения казначейских обязательств, применения механизмов внутриотраслевого и регионального обеспечения векселей, инструментария внутреннего государственного долга и некоторых мер государственной поддержки, не предусматривающих прямого бюджетного финансирования. В составе Программы планируюся мероприятия по: увеличению поступлений в бюджет, снижению инфляции, стабилизации финансового положения народнохозяйственного комплекса России, а также поэтапное решение вопросов кризиса платежей и связанного с ним продолжающегося снижения налогооблагаемой базы.
Предполагается, что управлять Программой на принципах государственного
регулирования будет поручено некоммерческой организации - Финансовому
Энергетическому союзу (ФЭС) и подчиненным ей специализированным рыночным
организациям (вексельный дом, залоговый гарантийный фонд, банковский
консорциум). В регионах на ключевых направлениях управления финансовыми
потоками создаются так называемые вексельные учетные дома, а к участию в их
деятельности привлекаются местные банки, органы исполнительной власти и
крупные хозяйствующие субъекты. О поддержке Программы заявили свыше 200
промышленных предприятий и более 20 субъектов Федерации.