Воронежской, Калужской, Кемеровской, Московской, Ростовской, Саратовской,
Тюменской областей, Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Правительством Карачаево-Черкесской республики, Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Федеральным фондом развития электронной техники, Фондом 50-летня Победы, ведущими банковскими и кредитно- финансовыми учреждениями России.
С учетом полученных рекомендаций разработан проект Федеральной целевой
программы "Преодоление кризиса платежей, создание рыночной структуры
государственного управления, развитие инфраструктуры рынка корпоративных
долговых обязательств и системы вексельных расчетов между бюджетами
различных уровней и отраслями народного хозяйства Российской Федерации в
1996-1998 годах" (далее "Программа").
2.1. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
преодоление кризиса платежей в народном хозяйстве; совершенствование организационно-функциональной структуры и повышение эффективности финансовых расчетов, разработка и внедрение новых финансово- экономических технологий; создание новых отраслевых и региональных гарантийных механизмов, восстановление и развитие инвестиционного процесса; создание финансовых механизмов органов самоуправления для решении местных социальных и производственных задач.
Задачи Программы:
1. осуществление-антиинфляционных мер, пополнение бюджета, стабилизация финансовой системы;
2. создание единой общероссийской системы внутри- и межотраслевого вексельного обращения и коллективных клиринговых расчетов между предприятиями в бюджетной сфере, межрегиональных вексельных расчетов;
3. содействие формированию отраслевых и территориально- отраслевых фондовых рынков;
4. вовлечение в операции по взаиморасчетам дополнительных товарных ресурсов;
5. решение-проблемы своевременной выплаты заработной платы;
6. восстановление и развитие производства, содействие интеграции финансового и промышленного капитала;
7. проведение единой политики в использовании финансовых ресурсов отраслей и их хозяйствующих субъектов, усиление контрольно- распорядительной функции органов государственного управления, повышение эффективности использования и государственного управления фондовым портфелем и финансовыми потоками в народном хозяйстве
России;
8. активное участие отраслевых и региональных органов управления в операциях с ценными бумагами на фондовом рынке с целью получения дополнительных оборотных и инвестиционных средств.
1-й этап - срочные взаимозачеты и уменьшение задолженностей до уровня неплатежей текущих расчетов;
2-й этап - создание эффективной системы последующих взаиморасчетов, установление контроля над динамикой неплатежей и достижение управляемости процессом взаиморасчетов;
3-й этап - восстановление финансовых механизмов производственных инвестиций, организация финансовой инфраструктуры привлечения и гарантирования инвестиций. В Программе не ставится цель полной ликвидации неплатежей не только ввиду ее невыполнимости, но и из-за стимулирующего влияния на производство уровня краткосрочной задолженности, находящейся в разумных пределах.
2.2. Организационно-финансовая инфраструктура программы
Основополагающей идеей Программы ликвидации неплатежей является
создание антикризисного механизма в форме единой общероссийской системы
вексельных расчетов, основанной на использовании рыночных методов
государственного управления экономикой, в первую очередь рынка
корпоративных долговых обязательств. Соответственно, контрольно-
распорядительные и головные функции в Программе должна выполнять
некоммерческая организация (ФЭС) под жестким контролем государства и
Попечительского (Наблюдательного) совета союза, образованного из
представителей привлечения портфельных инвестиций, а конкретные программные
мероприятия - специализированные структуры, в том числе и на принципах
получения предпринимательского дохода.
Главной целью ФЭС является не взаимозачет некоторой суммы долгов к заданному сроку, а создание постоянно функционирующей эффективной антикризисной системы. Членами ФЭС являются банки, финансовые, страховые, инвестиционные и консалтинговые компании, другие исполнители (в обязательном порядке) и участники Программы.
По соображениям ликвидности целесообразен выпуск векселей распорядителями крупных товарно-денежных ресурсов. Это может быть бюджетный, “металлический”, "транспортный" вексель. В то же время, если учесть особую роль ТЭК в российском народном хозяйстве, предпочтение следует отдать “энергетическому” векселю.
Энергетические векселя являются основным расчетно-платежным, а в
дальнейшем и фондовым инструментом Программы, и выпускаются ВУД по решению
ФЭС специализированными сериями для межотраслевых и межрегиональных
расчетов (по решению государственных органов), внутриотраслевых и
региональных взаиморасчетов хозяйствующих субъектов. Поэтому выделяются
электрическая, газовая, нефтяная, угольная серии энергетических векселей,
выпуск и обращение которых организуются самостоятельно ВРЦ - вексельно-
расчетными центрами (или аналогичными по функциям) соответствующих отраслей
при соблюдении единых для всей Программы правил организации обращения
энергетических векселей, не ущемляющих финансовую самостоятельность
хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов.
Достоинствами вексельных схем работы, используемых ФЭС, являются:
- встроенная законодательная система защиты интересов участников
Программы от недобросовестных покупателей кредитных ресурсов, включая
принудительное списание со счета должника суммы векселя, процентов и сбора
по протесту в исполнительном порядке по нотариальному вексельному протесту,
что не требует специального разрешения ЦБ. Держатель векселя обладает
преимущественным, перед другими кредиторами, правом на часть имущества при
банкротстве должника;
- возможность оперировать национальными валютами стран СНГ и работать на курсах таких валют;
- оптимизация платежей предприятий за счет вторичного обращения векселей;
- содействие администрации региона в эмиссии ценных бумаг, оптимизации и маневрировании суммами налоговых поступлении, осуществлении муниципальных платежей, привлечении внешних средств и кредитов;
- уменьшение потребности в денежной массе и использование долгов, невыплаченных данному предприятию, региону. Существенно, что через систему вексельного обращения могут быть задействованы сырьевые и невостребованные к настоящему времени товарные залоги, сверхнормативные запасы и неликвиды, фьючерсные поставки и иные ресурсы регионов и отраслей.
Технологии вексельного взаимозачета, взаиморасчетов и обращения ценных бумаг
ФЭС в качестве основной системообразующей организационной структуры
Программы создает специализированное учреждение Программы - межотраслевой
(межрегиональный) Вексельный учетный дом (ВУД), функционирующий во
взаимодействии с другими кредитно- финансовыми учреждениями и выполняющим
роль основного эмиссионного центра Программы.
Основным финансовым инструментом Программы является простой и переводной обеспеченный финансовый вексель, выпускаемый ВУД энергетический вексель. Энергетический вексель используется для вексельного кредитования предприятий на погашение взаимозадолженностей и пополнение оборотных средств, а также, в сочетании с другими видами ценных бумаг и акциями предприятий, через регионально-отраслевые фондовые рынки - в операциях по доходному обращению на вторичном рынке ценных бумаг. При этом вексельное кредитование будет осуществляться в значительной мере через региональные структуры ВУД и уполномоченные банки Программы.
Энергетические векселя планируется выпускать последовательными
выпусками в форме региональных и отраслевых серий (электрическая, газовая,
угольная) по согласованию с соответствующими органами управления, целевыми
сериями для межрегиональных и межотраслевых расчетов и финансирования
государственных мероприятии и федеральных программ - по решению Оперативной
комиссии Правительства Российской Федерации, Министерства финансов и
Министерства экономики России, других государственных заказчиков Программы.
В последнем случае опережающее вексельное финансирование госнужд под
гарантии Министерства финансов России обеспечит значительную экономию
бюджетных ассигнований при одновременном привлечении необходимых средств с
финансового рынка.
Финансовому Энергетическому союзу рекомендуется, сохраняя за головным
ВУД выпуск вексельных серий для федеральных нужд, признать статус
существующих в некоторых отраслях и у администраций субъектов Федерации
вексельных эмиссионных центров, их право на подготовку обеспечения,
первичное размещение, обращение энергетических векселей соответствующих
серий и получение (если это предусмотрено) предпринимательского дохода, при
подтверждении ликвидности ранее выпущенных ими векселей и условии принятия
общих для Программы правил выпуска, обеспечения, обращения и учета
векселей. Это позволит повысить темп выполнения Программы, особенно на
первом этапе, ликвидность ее платежно- расчетных средств и зону обращения
энергетических векселей. Однако в целом интересам государственного контроля
в наибольшей степени отвечает наличие одного вексельного эмиссионного
центра, по крайней мере для выпуска векселей с применением мер
государственной поддержки.
В отличие от распространенного банковского векселя, технология ВУД в первую очередь опирается непосредственно на товарный (коммерческий) вексель предприятий и финансовый (энергетический) вексель ВУДа и сочетает собственно технологии вексельного учета и обращения, методы проведения операций по доверительному управлению частью имущества и капиталам предприятий, инвестиционные процедуры, схемы операции с залогами и реализацией через вексель товарно-сырьевых ресурсов.
В обеспечение вексельного кредита (ссуды) структуры ФЭС могут также принимать товарные векселя предприятий по нормативам, учитывающим ликвидность продукции. Вексельные обязательства предприятий являются важнейшим элементом обеспечения энергетического векселя, позволяющим мобилизовать внутренние ресурсы отраслей и регионов. Увязывание вексельного обращения с реальными товарными потоками будет сохранено в косвенной форме и на последующих этапах реализации Программы.
Погашение (учет) векселей будет осуществляться как путем повторного обмена энергетический векселей эмиссионного центра ФЭС и товарного векселя предприятия, так и из иных активов, принятых в обеспечение векселей, либо из выручки от реализации залогов залоговым (гарантийным) фондом. При использовании энергетических векселей для взаимозачетов одновременно с их учетом оформляются акты погашения задолженности предприятия на сумму учтенных векселей. Частными формами вексельных взаимозачетов могут быть аваль ВУД на векселе предприятия (объединения), либо, напротив, акцепт предприятием специальной серии энергетических векселей.